Заповеди для научных работ, или Неизвестный Ю. Н. Тюлин. Сборник статей


  • Рецензент: И. К. Кузнецов, доктор искусствоведения, профессор; Г. А. Моисеев, кандидат искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2023
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 248
  • ISBN: 978-5-89598-448-2 (в пер.)

Редактор-составитель: В. Н. Никитина (Медведева), кандидат искусствоведения.

В сборнике, посвященном Юрию Николаевичу Тюлину (1893–1978), выдающемуся деятелю музыкальной науки и образования ХХ века, публикуются статьи и воспоминания коллег и учеников, неизвестные ранее документы из личного архива ученого, справочные материалы о его научной и педагогической деятельности. Приложением к сборнику служит DVD-диск (mp4) с записью заседания кафедры теории музыки Московской консерватории в честь 125-летия со дня рождения Ю. Н. Тюлина (15 марта 2019 года).

Издание адресовано искусствоведам, педагогам и всем интересующимся творческой судьбой мастеров музыкального искусства.

В. Н. Никитина Судьба и наследие ученого 5

Ю. Н. Тюлин Двенадцать заповедей для научных работ 24

Статьи и воспоминания коллег и учеников

М. Г. Арановский Реформатор музыкальной науки 28

И. А. Барсова Благодарю судьбу за встречу 30

Т. С. Бершадская Он хотел создать (и создал!) «Тюлинское братство» 31

М. П. Блинова Глубже познать законы музыкального восприятия 36

Т. С. Вызго Ю. Н. Тюлин в Узбекистане (первый приезд: 1941–1944 годы) 45

С. П. Галицкая, Ю. Н. Плахов О последних лекциях Ю. Н. Тюлина в Ташкенте (1976–1977) 54

М. С. Гамбарян Пробуждать фантазию исполнителя 64

А. А. Гозенпуд He was a man, take him for all in all… 67

Вл. А. Гуревич Память сердца 76

В. В. Демидов Ленинградская консерватория 1960-х годов 106

В. П. Дернова Тюлин научил меня ничего не бояться 112

И. И. Земцовский С Юрием Николаевичем Тюлиным по Сербии, Хорватии и Словении 128

И. А. Истомин Продолжатель этической традиции русской науки 134

М. А. Канчели Необыкновенный, неповторимый человек 137

А. И. Климовицкий Юрий Николаевич Тюлин 141

Л. А. Мазель Новое почти всегда встречает сопротивление 173

А. Б. Никаноров «Письма мои сохраняй в архиве, когда-нибудь пригодятся» (о переписке и встречах с Ю. Н. Тюлиным) 176

В. Н. Никитина Незабвенный Юрий Николаевич 188

Н. И. Остапенко (Исаханова) В эпицентре художественной практики 193

Ю. Н. Рагс Памятные встречи 196

В. В. Саркисян О консультациях Ю. Н. Тюлина по вопросам фортепианного исполнительства 198

С. М. Слонимский Творческие и нравственные уроки истинного музыканта 202

В. А. Цуккерман Большой ученый, благородный человек 206

Г. М. Чеботарян Ю. Н. Тюлин и армянская музыкальная культура 210

Приложения

Научные труды Ю. Н. Тюлина 216

Литература о Ю. Н. Тюлине 220

Музыкальные сочинения Ю. Н. Тюлина 223

Научные работы, подготовленные под руководством Ю. Н. Тюлина 224

Список выступлений Ю. Н. Тюлина в качестве официального оппонента при защите диссертаций 226

Ю. Н. Тюлин De Profundis, соч. 13 228

Четыре газели Навои: 1. О, мечта моя!.. (пер. Вс. Рождественского), соч. 20 № 1 232

Commandments for scientific research, or the Unknown Yu. N. Tyulin 236

Сведения об авторах 238

Указатель имен 241

Профессор (1935), доктор искусствоведения (1937), заслуженный деятель искусств РСФСР (1957) Юрий Николаевич Тюлин родился 14/26 декабря 1893 года в Ревеле (ныне Таллин), умер 8 мая 1978 года в Москве1. Его жизнь вобрала в себя эпоху до и после Октябрьской революции. Более полувека он занимал ведущие позиции в науке и педагогике, создавал новаторские исследования и учебно-методические пособия по гармонии, полифонии и музыкальному анализу, выпускал монографии и сборники, статьи о композиторах и исполнителях, учителях и коллегах — множество работ, обогативших отечественное музыкознание. Судьба позволила Юрию Николаевичу плодотворно использовать отмеренное ему время, а возраст не сказывался на продуктивности ученого: только с 1960 по 1977 год вышло 15 его книг! Выдающиеся личные качества и исключительная эрудиция в разных областях науки, знания, полученные в университете и консерватории Петербурга-Петрограда, сделали его легендой для нескольких поколений студентов. Со многими из них — теоретиками, композиторами, исполнителями, в каких бы городах и республиках СССР они ни работали, — он поддерживал тесные связи, встречался и переписывался, не переставая делиться своим профессиональным и жизненным опытом.

Тюлинские достижения в науке и педагогике не раз получали высокую оценку ученых2, находили продолжение в трудах последователей, «даже вовсе не близких друг другу»3. Наиболее известные из них — Аркадий Климовицкий, Наталия Гуляницкая и Варвара Дернова — посвятили Юрию Николаевичу свои книги4. В декабре 1993 года к 100-летию со дня его рождения по инициативе Союза композиторов и Московской консерватории состоялась конференция, по итогам которой публиковались статьи, в том числе вошедшие в данный сборник5. К 125-­летию ученого Санкт-Петербургская государственная консерватория (далее СПбГК) в 2018/19 учебном году провела конкурс научных работ, предложив студентам и аспирантам анализ феномена «тюлинской школы» и сегодняшних проблем теории музыки в свете его идей6. К этой же дате по инициативе еще одного преданного ученика — Владимира Гуревича — в Петербурге был организован концерт из произведений Тюлина, а Московская консерватория в его честь провела открытое заседание кафедры теории музыки (см. DVD — приложение к сборнику) и представила общественности документы и фотографии из разных фондов. Память благодарных соратников Юрия Николаевича не угасала все эти годы, побудив к созданию данного сборника. В его основу легла многолетняя работа по изучению архивных материалов. Так удалось подготовить неизвестные прежде разножанровые документы и фотохронику тюлинской жизни, объемный корпус воспоминаний о нем. Значительно расширяя сложившиеся подходы к мемуарным публикациям, мы предлагаем читателю не только глубже понять разностороннюю личность выдающегося ученого, но и заново открыть его наследие.

***

Мемориальный раздел сборника. В него включены статьи, воспоминания, очерки соратников и учеников Тюлина, тех, кто общался с ним десятилетиями или совсем недолго. Составитель данного издания собирал их начиная с 1980-х годов. Учитывая разнородность текстов — по содержанию и стилю, хронологии, жанрам и объему, — составитель расположил их, как принято в таких случаях, по алфавиту в соответствии с фамилиями авторов.

Период 1920–1970-х годов, атмосфера и события музыкально-общественной жизни разных городов СССР — на этом фоне раскрываются научные, художественные и духовные интересы Тюлина. Внимание авторов фокусируется на его творческой и человеческой судьбе, неизвестных ранее подробностях биографии, контактах с разными музыкантами. В статьях М. Г. Арановского, М. П. Блиновой, Т. С. Вызго, Вл. А. Гуревича, А. И. Климовицкого, С. М. Слонимского освещаются также композиторская эстетика и поиски ученого в разных областях музыкознания, включая музыкальную психологию и вопросы восприятия музыкального искусства.

Об участии Тюлина в научных диспутах, его способности понять чужую мысль, о доброжелательной позиции при расхождении во взглядах с коллегами пишут И. А. Барсова, И. И. Земцовский, И. А. Истомин, Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман.

О даре слышать музыку и писать о ней, о педагогической «кухне» и особенностях работы Юрия Николаевича с музыковедческими текстами свидетельствуют Т. С. Бершадская, М. П. Блинова, А. А. Гозенпуд, Вл. А. Гуревич, В. В. Демидов, Ю. Н. Рагс и др. Подвижничество, «наваждение оптимизма», по выражению М. А. Канчели, позволяло Тюлину всегда приходить на помощь ученикам и коллегам и воспитывать в них эту готовность.

О том, как велико было влияние ученого на композиторское творчество, поиски музыковедческой проблематики и педагогических методов в условиях национальных традиций, размышляют Т. С. Вызго, С. П. Галицкая и Ю. Н. Плахов, В. П. Дернова, М. А. Канчели, Г. М. Чеботарян. Стоит напомнить, что Тюлин был связан с республиканскими вузами не только преподаванием и чтением лекций на ФПК, но и тем, что отдал дань изучению народного творчества России, Грузии, Узбекистана, Казахстана, Прибалтики и особенно Армении (куда в 1920-х годах ездил с фольклорной экспедицией), о чем свидетельствуют ссылки и музыкальные примеры в его книгах.

Уделено внимание и исполнительству. Вл. А. Гуревич приводит известные ему в результате тесного общения с учителем факты из опыта его работы в качестве театрального концертмейстера, а также пишет о совместном с ним музицировании. Творческих контактов с исполнителями разных специальностей было немало: Тюлин дружил с Г. М. Коганом, В. К. Мержановым, В. Х. Разумовской, М. В. Юдиной, получал лестные отзывы Г. Г. Нейгауза на свои труды. В воспоминаниях М. С. Гамбарян, Н. И. Остапенко и В. В. Саркисяна отмечается плодотворность такого сотрудничества, влиявшего на интерпретацию художественных образов и концепцию исполняемых произведений. Примечательно, что одно из его последних выступлений в качестве пианиста состоялось 28 ноября 1963 года с Надеждой Юреневой в Малом зале Ленинградской консерватории.

Голос Юрия Николаевича «звучит» в воспроизведенных авторами беседах с ним, памятных автографах и письмах (изложены курсивом без кавычек) — их предоставили М. П. Блинова, Т. С. Вызго, А. А. Гозенпуд, Вл. А. Гуревич, И. И. Земцовский, М. А. Канчели, Л. А. Мазель, А. Б. Никаноров, В. В. Саркисян… Впервые знатоками шахматного дела — Гуревичем и Никаноровым — освещается спортивное увлечение Юрия Николаевича: известно, что его шахматные партии не раз публиковались в прессе. Фотохроника конца XIX — ХХ века, также ставшая составной частью сборника, передает неповторимые моменты жизни музыкантов разных поколений.

Воспоминания коллег и учеников воссоздают не только образ самого Юрия Николаевича, но тот градус отношений, который объединял вокруг его личности множество людей, что формировало тюлинских «духовных детей» (Вызго), «тюлинское братство» (Бершадская), «тюлинскую научно-этическую школу» (Мазель).

Хочется надеяться, что вслед за данным сборником последуют издания других неизвестных документов из жизни Тюлина, его воспоминаний, композиторских сочинений, писем…


1 Похоронен на старом Хованском кладбище (уч. 26).

2 Сов. композитор, 1973. Полный состав сборника приведен на с. 221. См. также: Холопов Ю. Н. Тюлин Юрий Николаевич // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энцикл.; Сов. композитор, 1981. Т. 5. Стб. 661–662; Никитина В. Н. Тюлин Юрий Николаевич // Московская консерватория от истоков до наших дней, 1886–2006: биогр. энцикл. слов. М.: Московская гос. консерватория, 2007. С. 550–551; Никитина В. Н. Тюлин Юрий Николаевич // Московская консерватория 1866–2016: энцикл. М.: Прогресс-Традиция, 2016. Т. 2. С. 691–692 и др.

3 Холопов Ю. Н. Ю. Н. Тюлин // Советский музыкант. 1978. № 9 (927). 24 мая. С. 4; см. также: Холопов Ю. Н. Патриарх советской музыкальной науки // Советская музыка. 1974. № 1. С. 30–32.

4 Климовицкий А. И. О творческом процессе Бетховена: исслед. Л.: Музыка, 1979; Климовицкий А. И. Ю. Н. Тюлин: глазами современников — в назидание потомкам. СПб.: РИИИ (подгот. к печати); Гуляницкая Н. С. Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984; Дернова В. П. Последние прелюдии Скрябина: исслед. М.: Музыка, 1988.

5 Организаторы конференции: А. В. Григорьева и Е. В. Назайкинский при содействии В. Н. Никитиной. См.: Отмечая 100-летие со дня рождения Ю. Н. Тюлина // Музыкальная академия. 1994. № 4. С. 69–86, 99. Большинство статей в данном сборнике, помимо новых материалов, подготовлены в 1980–1990-е годы, среди них есть ранее представленные в «Музыкальной академии» и др. изданиях (М. Г. Арановский, Т. С. Бершадская, А. А. Гозенпуд, Л. А. Мазель, С. М. Слонимский, В. А. Цуккерман, А. И. Климовицкий), они публикуются с сокращениями и редакционными изменениями.

6 См.: URL: https://mus.academy/news/konkurs-k-yubileyu-yuriya-tyulina (дата обращения: 25.08.2022).