Учебное пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры инструментовки. Протокол от 8 сентября 2021 года; заведующий кафедрой инструментовки, профессор В. Г. Кикта.
В учебном пособии сформулированы институциональные категории поэтики оркестра, позволяющие осуществлять морфологический анализ оркестровых партитур широкого историко-стилевого спектра. Автор — известный композитор, педагог и исследователь в области теории оркестрового письма и оркестровой стилистики — сосредоточивается на вопросах, определяющих онтологические основы оркестровой лексики.
Издание адресовано студентам (оперно-симфоническим дирижерам и композиторам) и преподавателям музыкальных вузов.
От автора 4
I. Поэтика оркестра. Аналитический инструментарий 6
II. Примерные планы анализа оркестровой поэтики
Оркестр Г. Берлиоза 36
Оркестр Я. Сибелиуса 37
Оркестр Г. Малера 38
Оркестр О. Мессиана 40
Оркестр Н. Римского-Корсакова 41
Оркестр И. Стравинского 42
Оркестр Н. Мясковского 44
Оркестр Б. Чайковского 45
Рекомендуемая литература 47
Приложение. Борис Чайковский и оркестровая дидактика 50
Борис Чайковский. Оркестр К. Дебюсси. Аналитическое резюме 51
Юрий Абдоков. Композиторская педагогика Б. Чайковского в контексте оркестровой поэтики 52
Учебное пособие посвящено рассмотрению институциональных категорий поэтики оркестра, позволяющих осуществлять системный анализ оркестровых партитур широкого историко-стилевого спектра. Теория оркестрового письма — одна из ключевых сфер образования композиторов и оперно-симфонических дирижеров. В отличие от хорошо разработанных вопросов инструментоведения, наука об оркестре требует поиска специфических способов анализа, позволяющих осваивать оркестровое наследие авторов разных эпох, эстетических и национальных школ как явление феноменологического порядка. По мысли О. Шпенглера, «история современного оркестра со всеми изобретениями новых и метаморфозами старых инструментов оказывается в действительности историей единства некоего звукового мира, который вполне позволяет описывать себя в терминах высшего анализа». Важным фактором изучения оркестровой стилистики является способность извлекать аналитическую методологию непосредственно из рассматриваемых художественных произведений. Требуется исследовательский инструментарий, позволяющий дифференцировать общие и частные свойства оркестровой поэтики, основными слагаемыми которой являются:
- пространственно-перспективная логика оркестрового мышления;
- характерность тембрового дления (типология оркестрового движения);
- текстурная пластика (оркестровый рельеф);
- темброво-колористическая драматургия (с многочисленными производными, касающимися возможностей оркестровой звукописи);
- тембровая, оркестровая оптика, обусловленная перспективными «перемещениями» оркестровых красок и различными модификациями тембровой фокусировки; метафоро-символическая онтология оркестра, включающая в себя широкий спектр вопросов, связанных со звукоизобразительными ресурсами оркестра, тембровыми иносказаниями, семиологическими подтекстами.
Обозначенные категории имеют теоретическое (системный анализ) и практическое (творческая работа) значение в дирижерской и композиторской деятельности и успешно апробированы в многолетней научной, концертной и педагогической работе автора (лекционные курсы «История оркестровых стилей», «Теория оркестрового письма», «Анализ оркестровых партитур») в Московской консерватории и зарубежных творческих мастерских, при подготовке многочисленных мировых премьер и записей оркестровых сочинений композиторов XVII–XX столетий у нас в стране и за рубежом. Значительное влияние на разработку и аргументацию основных положений пособия и соответствующего аналитического инструментария оказало тесное общение автора с выдающимися оркестровыми мастерами и композиторами-педагогами ХХ века — Б. А. Чайковским, Н. И. Пейко, К. С. Хачатуряном.
Пособие, адресованное студентам и педагогам музыкальных вузов, снабжено примерными планами анализа оркестровой поэтики. В приложении впервые публикуется аналитическое резюме Б. А. Чайковского об оркестре Клода Дебюсси, представляющее очевидную историческую и дидактическую ценность, а также очерк, посвященный педагогическим принципам Б. А. Чайковского в контексте оркестровой поэтики.
1 Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. / пер. с нем. К. Свасьяна. Т. I. М.: Мысль, 1993. С. 213.