Ансамбли для медных духовых инструментов и фортепиано


  • Рецензент: П. В. Федотова, проф.; Н. В. Чибисова, проф.; А. В. Старков, доц.; А. Е. Бисембин, преп.
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2023
  • Тираж: 70 экз.
  • К-во страниц: 144
  • ISBN: 979-0-706360-65-2 (в обл.)

Редакторы-составители: доцент К. В. Апалько, доцент В. А. Валеев.

Предлагаемая хрестоматия в трех выпусках предназначена для педагогов и студентов высших музыкальных учебных заведений, обучающихся по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» (специализации «Фортепиано» и «Концертные духовые инструменты (по видам инструментов: флейта, кларнет, гобой, фагот, труба, тромбон, валторна, туба), исторические духовые инструменты»), и призвана обеспечить репертуарные потребности обучающихся игре на медных духовых инструментах по дисциплине «Камерный ансамбль».

Все включенные в хрестоматию сочинения публикуются впервые. Таким образом, учебное пособие вводит в исполнительский обиход уникальные по инструментальному составу и стилистике произведения, которые имеют инструктивное назначение, но вместе с тем способствуют обогащению концертного репертуара.

В выпуск 1 вошли сочинения для ансамблей медных духовых инструментов и фортепиано В. П. Качесова и Н. А. Мндоянца.

Адресовано педагогам и студентам высших музыкальных учебных заведений, а также концертирующим исполнительским коллективам.

От составителей 3

В. Качесов. Сюита № 1 для медных духовых и фортепиано (1-я редакция)

1. Фанфары 5

2. Токката 17

3. Хорал 42

4. Вальс 60

В. Качесов. Сюита № 2 для медных духовых и фортепиано

1. Утро 85

2. Наигрыш 88

3. Праздник 97

4. Песня 115

Н. Мндоянц. Квинтет для трубы, валторны, тромбона, тубы и фортепиано 120

Предлагаемая хрестоматия предназначена для педагогов и студентов высших музыкальных учебных заведений, обучающихся по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» (специализации «Фортепиано» и «Концертные духовые инструменты (по видам инструментов: флейта, кларнет, гобой, фагот, труба, тромбон, валторна, туба), исторические духовые инструменты»), и призвана обеспечить репертуарные потребности обучающихся игре на медных духовых инструментах по недавно включенной в учебные планы дисциплине «Камерный ансамбль».

Как известно, навыки, приобретаемые в ходе освоения данного предмета, играют важную роль в формировании профессиональных и личностных качеств будущего музыканта. Способность выстраивать звуковой баланс ансамбля и осуществлять слуховой самоконтроль, умение выработать в коллективе единые исполнительские намерения и реализовать намеченный замысел — на развитие этих качеств благотворное влияние оказывает указанная дисциплина.

Для исполнителей на медных духовых инструментах, помимо технических и творческих задач, всегда остро стоит вопрос репертуара. В отличие от ансамблей для струнных и деревянных духовых инструментов, оригинальных сочинений для медных духовых и фортепиано практически не существует. В связи с этим преподаватели и студенты на протяжении четырех лет прохождения дисциплины сталкиваются с ощутимым репертуарным дефицитом.

Составители хрестоматии при поддержке межфакультетской кафедры камерного ансамбля и квартета стремились восполнить этот пробел. Для решения этой задачи были привлечены представители современной отечественной композиторской школы: А. В. Чайковский, И. А. Дубкова, А. А. Ровнер, Н. А. Мндоянц, В. П. Качесов, В. А. Виноградов. Все включенные в хрестоматию сочинения публикуются впервые. Таким образом, учебное пособие вводит в исполнительский обиход уникальные по инструментальному составу и стилистике произведения, которые имеют инструктивное назначение, но вместе с тем способствуют обогащению концертного репертуара.

В издание вошли произведения разного уровня сложности, ориентированные на различные исполнительские составы с обязательным участием фортепиано, включающие такие медные духовые инструменты, как труба, валторна, тромбон, туба. Все сочинения публикуются в виде партитуры.

Хрестоматия включает в себя три выпуска следующего состава:

Выпуск 1:

В. Качесов. Сюита № 1 для медных духовых и фортепиано (1-я редакция для четырех труб, четырех валторн, двух тромбонов, бас-тромбона, двух туб и фортепиано);

В. Качесов. Сюита № 2 для медных духовых и фортепиано (для двух труб, валторны, тромбона, тубы и фортепиано);

Н. Мндоянц. Квинтет для трубы, валторны, тромбона, тубы и фортепиано.

Выпуск 2:

И. Дубкова. Цикл «Их слышат только небеса…» для брасс-квинтета и фортепиано;

А. Ровнер. «Зовы» для двух труб, двух валторн, двух тромбонов, тубы и фортепиано.

Выпуск 3:

А. Чайковский. Септет для двух труб, двух валторн, тромбона, тубы и фортепиано;

В. Виноградов. Септет для двух труб, двух валторн, тромбона, тубы и фортепиано;

Приложение: В. Качесов. Сюита № 1 для медных духовых и фортепиано (2-я редакция для двух труб, двух валторн, двух тромбонов, тубы и фортепиано).

Расположение пьес в выпусках хрестоматии сопряжено с возрастанием исполнительских трудностей и может служить для педагога ориентиром в прохождении дисциплины «Камерный ансамбль». Начальной ступенью в освоении предмета могут стать Сюита № 1 и Сюита № 2 В. Качесова, завершающий же учебное пособие Септет В. Виноградова представляется технически наиболее сложным.

Кратко обозначим основные исполнительские задачи каждого сочинения.

Сюита № 1 для медных духовых и фортепиано В. Качесова (1-я редакция) соответствует начальной стадии изучения курса «Камерный ансамбль». Отсутствие явных технических трудностей в партиях духовиков и пианиста позволяет сконцентрировать внимание на достижении звукового баланса, позаботиться о чистоте звучания и добиться детальной проработки штрихов и фразировки.

Сюита № 1 для медных духовых и фортепиано В. Качесова (2-я редакция) по исполнительским задачам практически идентична первой редакции, сжатый исполнительский состав делает сочинение более универсальным для высших музыкальных учебных заведений.

Сюита № 2 для медных духовых и фортепиано В. Качесова сложнее по уровню ансамблевого взаимодействия исполнителей: возрастает значение как сольных эпизодов, так и диалогов между инструментами. Образное своеобразие сочинения ставит перед исполнителями особые тембровые и агогические задачи.

Квинтет для трубы, валторны, тромбона, тубы и фортепиано Н. Мндоянца содержит ряд технических сложностей. Среди них: работа над образной рельефностью начальной темы, порученной трубе; сохранение пульсации в размере 9/8 в разделе Andante, метрическая корректность в исполнении переменного размера (5/4 и 7/4) в разделе Moderato в партии духовых.

Цикл «Их слышат только небеса…» для брасс-квинтета и фортепиано И. Дубковой состоит из трех пьес («Их слышат только небеса…», «Пульсары», «Космос»). Этот цикл дает учащимся возможность освоить стилистические особенности современной музыки, что влечет за собой появление ряда трудностей. Целесообразным представляется процесс совместного освоения материала, в ходе которого происходит не только слуховая адаптация, но и коллективный поиск творческого прочтения сочинения.

«Зовы» для двух труб, двух валторн, двух тромбонов, тубы и фортепиано А. Ровнера — сочинение в четырех частях, позволяющее учащимся вновь соприкоснуться с особенностями современной стилистики, сложностью мелодико-гармонического языка, ритмики, резкими динамическими контрастами.

Септет для двух труб, двух валторн, тромбона, тубы и фортепиано А. Чайковского можно порекомендовать для итогового экзамена, так как оно позволяет продемонстрировать не только многообразные навыки ансамблевого исполнительства, но и яркую исполнительскую индивидуальность.

Септет для двух труб, двух валторн, тромбона, тубы и фортепиано В. Виноградова требует высочайшего технического уровня исполнителей и длительной репетиционной подготовки. Его отличают ритмическая сложность, безостановочность движения, изысканность гармонического языка, полифоничность фактуры.

Данная хрестоматия продолжает давние традиции Московской консерватории по созданию специальной учебно-методической литературы, призванной совершенствовать процесс профессиональной подготовки музыкантов. Мы выражаем благодарность авторам музыкальных сочинений, а также рецензентам, участвовавшим в обсуждении работы. Надеемся, что издание будет способствовать формированию у учащихся ансамблевых исполнительских навыков, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности, и станет востребованным педагогами и студентами.