Особенности формообразования в вокальной музыке. Методика анализа


  • Автор: Е. И. Чигарева
  • Рецензент: О. В. Лосева, доктор искусствоведения, профессор; В. Н. Холопова, доктор искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2024
  • Тираж: 150 экз.
  • К-во страниц: 104
  • ISBN: 978-5-89598-473-4 (в обл.)

Учебное пособие посвящено вокальным формам, которым в педагогическом процессе часто уделяется недостаточное внимание, в то время как они обладают спецификой, отличающей их от инструментальных форм. В связи с этим ставится более широкая проблема «Слово и музыка» с привлечением филологических источников. В пособии на музыкальных примерах и в опоре на музыковедческую литературу по этому вопросу рассматриваются различные виды специфических вокальных форм. Теоретические положения подтверждаются нотными примерами и схемами.

Пособие предназначено для студентов музыкальных вузов, но будет небезынтересно и преподавателям, а также всем интересующимся музыкально-­теоретической проблематикой.

От автора 5

Проблема связи музыки и слова 7

1. Метр и ритм в вокальной музыке 10

2. Структура стихотворной речи и ее членение (строфика, стихотворные размеры) 12

3. Проекция стихотворного метра на музыкальный 16

Специфические вокальные формы  28

1. Куплетная и куплетно-­вариационная форма 28

2. Вариантная (куплетно-­вариантная) форма  30

3. Сквозная форма 40

1) Куплетно-­сквозная форма (сквозная форма куплета) 42

2) Сквозная строфическая форма 43

3) Сквозная нестрофическая форма 46

4) Сквозная форма на прозу 48

5) Сквозная форма без текста 48

4. Смешанные формы 49

Вокальные формы на прозу 60

1. Проблема музыкальности художественной прозы 60

2. Ступени перехода от поэзии к прозе в русском стихосложении 62

3. Методика анализа художественной прозы 64

4. Пример анализа вокального произведения, написанного на прозаический текст 66

Приложение I Рекомендуемая литература 75

Приложение II План анализа вокального произведения 79

Приложение III Примеры аналитического рассмотрения вокальных произведений, написанных на один и тот же текст 80

1. «Не пой, красавица, при мне» (А. С. Пушкин, 1828) 80

2. «Для берегов отчизны дальной» (А. С. Пушкин, 1830) 86

3. «Когда волнуется желтеющая нива»  (М. Ю. Лермонтов, 1837) 89

4. «Если жизнь тебя обманет» (А. С. Пушкин, 1825) 94

5. «Островок» (К. Бальмонт — из Шелли, 1895) 98

6. «Цветок» (А. С. Пушкин, 1830) 99

7. Из Barry Cornwall («Пью за здравие Мери») (А. С. Пушкин, 1830) 100

Учебное пособие адресовано студентам теоретического и композиторского факультетов консерваторий, но оно может быть полезным и педагогам, ведущим предмет «Музыкальная форма» (в частности и в особенности на теоретическом, композиторском, вокальном и дирижерско-­хоровом факультетах). Необходимость в таком пособии связана с тем, что обычно этот курс строится преимущественно на материале инструментальных форм, в то время как вокальные произведения составляют обширный пласт в мировом музыкальном наследии, а подход к ним нуждается в особой методике, которая и предлагается в данном пособии.

Представленный материал в основном ограничен сольной вокальной музыкой классико-­романтического времени. Обзор литературы не сводится к музыковедческим трудам. Ввиду того, что проблема вокальных форм восходит к более общей проблеме «Слово и музыка», представляется правомерным привлечение филологической литературы, краткий обзор которой присутствует в этом пособии.

Важную роль для понимания вокального произведения играет лежащий в его основе литературный источник, поэтому анализ надо начинать с текста. В связи с этим в работе даются краткие сведения о строении стихотворной и художественной прозаической речи. В частности, речь идет о взаимодействии поэтического и музыкального метра и ритма.

В пособии рассматриваются различные виды специфических вокальных форм — на музыкальных примерах и в опоре на музыковедческую литературу по этому вопросу, а также учебники (см. Список рекомендуемой литературы в Приложении I). Изложение материала идет последовательно от более простых форм к более сложным: куплетная, вариационная и вариантная, сквозные, смешанные формы, вокальная форма на прозу. Теоретические положения подтверждаются нотными примерами и схемами. Однако при пользовании пособием необходимо иметь ноты («Зимнего пути» Ф. Шуберта, романсов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и других композиторов). Аналитическим разделам предшествует предложенная автором методика анализа вокальных форм.

Работа состоит из введения (от автора), основного текста и трех приложений: Приложение I — рекомендуемая литература; Приложение II — план анализа вокального произведения; Приложение III — краткие анализы романсов различных композиторов на один текст.

В пособии автор опирается на многолетний опыт преподавания данной дисциплины и, в частности, ее раздела, связанного с вокальными формами, на спецкурсе и на общих курсах в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.