Учебно-методическое пособие разработано профессором кафедры теории музыки ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского» Г. В. Григорьевой.
Учебно-методическое пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры теории музыки. Протокол № 7 от 20 декабря 2024 года; и. о. заведующего кафедрой, профессор А. С. Соколов.
В учебном пособии предложено аналитическое рассмотрение хоров a cappella русских композиторов на светские тексты русских поэтов, а также хоров из русских опер. Охвачен период 1830-х — 1910-х годов.
Издание адресовано преподавателям и студентам музыкальных вузов.
От автора 4
Список сокращений 5
Глава I. Методика анализа хорового произведения
1. Обзор литературы 6
2. Методика анализа вокального произведения 7
Глава II. Хоровая музыка русских композиторов
1. Русская хоровая музыка в аспекте фольклорной и классической стилевых тенденций 9
2. Типология музыкальных форм 10
Глава III. Краткие аналитические очерки
1. М. И. Глинка 12
2. А. С. Даргомыжский 15
3. А. П. Бородин 20
4. М. П. Мусоргский 23
5. Н. А. Римский-Корсаков 31
6. П. И. Чайковский 38
7. А. Т. Гречанинов 43
8. В. С. Калинников 52
9. А. Д. Кастальский 59
10. П. Г. Чесноков 64
Вместо заключения 68
Рекомендуемая литература 69
Приложение
А. Д. Кастальский. Два хора из цикла «Песни к Родине» на слова Н. В. Гоголя «Поля неоглядные» 72
«Эх, тройка» 82
Хоры русских композиторов — М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, А. Гречанинова, В. Калинникова, А. Кастальского, П. Чеснокова, С. Танеева1 — составляют актуальный педагогический репертуар. Они используются в курсах хорового дирижирования, чтения хоровых партитур. Востребованы при написании квалификационных работ (курсовых рефератов, ВКР), в которых всегда затрагиваются вопросы музыкальной формы. Практика показывает, что студенты не владеют в должной мере современной методикой анализа. Как правило, они ограничиваются указанием на строфическую форму, «покрывающую» многочисленные варианты вокально-хоровых структур, не принимают во внимание структуру стихотворных текстов, во многих случаях обусловливающую музыкальную форму.
В настоящем пособии этому вопросу уделено специальное внимание. В нем изложена методика анализа хоровой музыки русских композиторов на светские тексты. Также анализируются хоры из русских опер. Методологически важным представляется выделение двух стилевых тенденций — фольклорной и классической. При рассмотрении конкретных образцов акцент сделан на анализе текстовой первоосновы, ее преломлении в хоровой композиции. Приводятся соответствующие схемы. Предлагается типология музыкальных форм, характерных для русской хоровой музыки. Произведения на духовные тексты в пособии не рассматриваются, так как их жанровая (текстовая) основа требует специальной аналитической методики.
Вступительная глава содержит краткий обзор литературы по интересующей нас проблематике. Нотные примеры в тексте пособия отсутствуют, поскольку многие партитуры доступны в интернете2. Исключение сделано для двух малоизвестных хоров А. Кастальского из цикла «Песни к Родине» — «Поля неоглядные» и «Эх, тройка», написанных на прозаические тексты из поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» (полный нотный текст помещен в Приложении).
При подготовке пособия автор опиралась на свой многолетний преподавательский опыт ведения курса «Музыкальная форма», а также руководство научно-методическими и дипломными работами (ВКР) у хоровых дирижеров.
Автор считает своим приятным долгом поблагодарить рецензентов работы за высказанные замечания и пожелания.
1 Хоры С. И. Танеева подробно рассматриваются в изд.: Григорьева Г. В. Музыкальные формы в хорах С. И. Танеева. Методика анализа: Учебное пособие. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2021.
2 См. также: Антология русской светской хоровой музыки a cappella начала XIX–XX века: в 20 вып. / ред.-сост. Е. Д. Светозарова. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014–2022.
