В Хрестоматию вошел полный цикл самогласных стихир Страстной Седмицы византийского распева на церковнославянском языке. Собрание песнопений этого периода богослужебного года, сочиненных современным автором в полном соответствии с каноном византийского мелотворчества, публикуется впервые.
Издание адресовано студентам музыкальных ВУЗов, исследователям в области византийской и поствизантийской певческой традиции, певчим и руководителям церковных хоров, концертирующим хоровым коллективам, практикующим исполнение византийского распева, а также широкому кругу музыкантов, интересующихся певческой культурой Византии и ее развитием на поствизантийском пространстве.
Введение 3
В Великий Понедельник
Стихиры утрени на хвалитех 5
Стихиры утрени на стиховне 10
Стихиры вечерни на Господи воззвах 15
В Великий Вторник
Стихиры утрени на хвалитех 25
Стихиры утрени на стиховне 29
Стихиры вечерни на Господи воззвах 34
В Великую Среду
Стихиры утрени на хвалитех 44
Стихиры утрени на стиховне 50
Стихиры вечерни на Господи воззвах 57
В Великий Четверг
Стихиры утрени на хвалитех 70
Стихиры утрени на стиховне 76
Стихиры вечерни на Господи воззвах 84
В Великую Пятницу
На утрени Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа
Антифон 1 93
Антифон 2 95
Антифон 3 97
Антифон 4 102
Антифон 5 105
Антифон 6 107
Антифон 7 111
Антифон 8 113
Антифон 9 116
Антифон 10 118
Антифон 11 120
Антифон 12 123
Антифон 13 127
Антифон 14 130
Антифон 15 132
Стихиры утрени на хвалитех 136
Стихиры утрени на стиховне 142
Последование Царских часов
На первом часе 149
На третьем часе 152
На шестом часе 155
На девятом часе 160
Стихиры вечерни на Господи воззвах 164
Стихиры вечерни на стиховне 174
В Великую Субботу
Стихиры утрени на хвалитех 177
Стихира на целование Плащаницы 183
Стихиры вечерни на Господи воззвах 185
Один из наиболее распространенных жанров песнопений православного богослужения — самогласные стихиры — относится к так называемому краткому стихирарическому виду мелоса или невматическо-мелизматическому стилю пения. В отличие от более кратких видов, каждая самогласная стихира создается не по образцу (текстовому или мелодическому), а как самостоятельное сочинение, в соответствии со строгими канонами мелопии, вследствие чего стихиры этого жанра требуют определенного мастерства и комплекса специальных знаний как для их составления, так и для исполнения.
На рубеже XX и XXI веков в России возник большой интерес к византийскому пению и желание практически освоить эту самобытную живую традицию. Появилась настойчивая необходимость адаптировать песнопения византийского распева к церковнославянскому языку. Эта задача начала реализовываться в рамках научно-практической деятельности Школы византийского пения, основанной в 2004 году в Москве под руководством известного афинского мастера пения и носителя традиции византийского певческого искусства Константина Фотопулоса. Им была разработана специальная методика адаптации, основанная на традиционных канонах сочинения, что позволило ему в сотрудничестве с ближайшими учениками создать самый необходимый круг богослужебных песнопений византийского распева на церковнославянском языке. Благодаря этому стало возможным использовать византийский распев как один из певческих стилей за богослужением в Русской Православной Церкви.
Сочиненные таким образом песнопения Литургии, Вечерни и Утрени, а также Воскресного Октоиха составили основной фонд песнопений. Однако они не опубликованы и исполняются только в рамках богослужебной практики Школы византийского пения. Вместе с тем, огромный пласт песнопений богослужебного круга, среди которых значительную часть составляют самогласные стихиры, остается не распетым.
Это обстоятельство, в частности, и побудило автора распевов стихир, А. А. Елисееву, в течение многих лет занимающуюся изучением проблемы адаптации византийского распева к церковнославянскому языку, практическим сочинением и исполнением созданных песнопений, к данной работе.
Тексты служб Страстной Седмицы можно без преувеличения отнести к шедеврам византийской гимнографии, с точки зрения как их богословской и духовной глубины, так и поэзии высочайшего художественного уровня. Авторами текстов были выдающиеся песнописцы Православной Церкви VIII–X столетий: прп. Иоанн Дамаскин, прп. Андрей Критский, свт. Софроний, патриарх Иерусалимский, прп. Феодор Студит, св. Феофан Начертанный, император Лев VI Мудрый, прп. Кассия Константинопольская.
Из огромного числа сочинений восточнохристианского песнотворчества самогласные стихиры Страстных дней особо выделяются и своим исключительным литургическим местом в годовом богослужебном круге: Страстная Седмица, безусловно, является самым духовно напряженным и концентрированным временем церковного календаря.
Предназначенные для исполнения в разное время богослужебного суточного круга, самогласные стихиры на Господи воззвах, на стиховне, на хвалитех, в составе Царских часов и 15 Антифонов Великой Пятницы образуют значительную часть каждого из дней Страстной Седмицы. Всего в страстных службах содержатся 110 самогласнов (без учета их повторений), среди которых большую часть занимают самогласны Страстных Антифонов (всего 40).
Хрестоматия содержит полный цикл самогласных стихир Страстной Седмицы. Собранные в ней песнопения представляют собой адаптацию их текстов на церковнославянском языке к византийскому распеву (в том виде, в котором он существует сейчас в рамках живой церковно-певческой традиции Восточно-Православной Церкви). Создание полного комплекса этих стихир стало результатом длительной, многолетней и объемной научной и творческой работы А. А. Елисеевой по изучению, подробному анализу и переработке первоисточников — певческих кодексов, содержащих распевы выдающихся мелургов поствизантийского периода.
Основная и наиболее значительная фигура среди них — мелург второй половины XVIII века Петр Пелопоннесский Лампадарий, создатель первой письменно зафиксированной авторской редакции самогласнов краткого стихирарического мелоса, изложенных в его певческой книге «Доксастарий» («Δοξαστάριον» — собрание праздничных самогласнов Минеи, Триоди Постной и Цветной). Его редакция сохранила не только огромное культурное, но и практическое значение до наших дней. Принцип композиции, структурные и стилевые особенности самогласных стихир, составленных Петром Пелопоннесским и ставших классическими в жанре стихир краткого стихирарического мелоса, были взяты за образец при сочинении вошедших в Хрестоматию самогласнов на церковнославянском языке.
Хрестоматия предназначена для студентов музыкальных ВУЗов, изучающих древнерусскую, византийскую и поствизантийскую музыкальную культуру, и может служить дополнительным пособием в освоении нотации, византийского осмогласия, анализа мелодических формул, структуры византийской монодии.
Наглядный материал, собранный в один тематический нотированный сборник, представляет исключительную ценность для комплексного курса истории и теории древнерусского и византийского церковно-певческого искусства, который читается в Московской консерватории студентам Научно-композиторского факультета, обучающимся по специальности 53.05.05 «Музыковедение», Н. В. Гурьевой в спецкурсе «История русской музыки» в третьем и четвертом семестрах. Основы курса были разработаны в конце 1990-х — начале 2000-х годов для студентов теоретико-композиторского факультета первым руководителем Научно-исследовательского центра церковной музыки, профессором кафедры истории русской музыки И. Е. Лозовой. С течением времени материал курса продолжает обогащаться наглядными схемами и таблицами, аудио- и видеопримерами, иллюстрациями из рукописей и печатных изданий, а также вбирает в себя научные разработки и достижения музыкальной медиевистики последних десятилетий.
Хрестоматия «Полное собрание самогласных стихир Страстной Седмицы византийского распева на церковнославянском языке» несомненно обогатит разделы «Певческая культура Византии», «Византийско-русские связи» спецкурса «История русской музыки» в темах, освещающих певческое искусство поствизантийского периода, творчество прославленных мелургов, этапы формирования певческой нотации, системы знаков, общие принципы композиции, синтаксис текста и формульную структуру мелоса, жанровое разнообразие богослужебных песнопений и преемственность византийской и древнерусской певческих культур.
Безусловную практическую пользу представляет собой данное собрание самогласнов для руководителей и певчих церковных хоров, исполняющих богослужебные песнопения византийским распевом на языке Русской Православной Церкви. Хрестоматия значительно облегчит практическую богослужебно-певческую деятельность таких хоровых коллективов в период Страстной Седмицы. Сборник адресован также всем тем, кто интересуется великой, подлинной и живой традицией византийского певческого искусства.
Самогласны записаны нотацией, представляющей собой позднейшую разновидность византийской музыкальной семиографии. Это аналитическая нотация (нотация «Нового Метода»), вошедшая в употребление в начале XIX века и являющаяся последней ступенью в многовековой эволюции способов графической фиксации византийской монодии. Данная нотация используется и сегодня для записи песнопений византийского распева.
В соответствии с рукописной и книгопечатной традициями, оформление музыкального текста полихромное: основные знаки нотации набраны черным цветом, специальные обозначения гласа, интервального рода (мартирии, фторы, хрои, знаки альтерации), а также ритмические знаки — красным. Отдельным цветом (синим) выделены знаки исократимы — вспомогательного выдержанного тона, соответствующего той или иной ладовой опорной ступени гласа и сопровождающего основную мелодию.
Для удобства исполнения самогласные стихиры сопровождаются также псалмовыми стихами, соответствующими каждому циклу.
Посвящаем наше издание светлой памяти профессора кафедры истории русской музыки, автора программы спецкурса и первого руководителя Научно-исследовательского центра церковной музыки Московской консерватории, кандидата искусствоведения Ирины Евгеньевны Лозовой (1950–2017).
Руководитель Научно-творческого центра церковной музыки
при кафедрах хорового дирижирования и истории русской музыки,
доцент кафедры истории русской музыки
Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского,
кандидат искусствоведения Н. В. Гурьева
Научный сотрудник Научно-творческого центра церковной музыки
при кафедрах хорового дирижирования и истории русской музыки
Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
А. А. Елисеева
