Пособие посвящено рассмотрению методических требований к преподаванию дисциплины «Сольфеджио». В нем обсуждаются актуальные тенденции современной сольфеджийной педагогики, подробно анализируются основные виды работы на занятиях и специфика их выполнения. Приведенная необходимая методическая и учебная литература по дисциплине снабжена краткой характеристикой. Здесь также излагаются принципы календарно-тематического планирования курса, разъясняется формат привлечения электронных ресурсов на уроках сольфеджио, даются рекомендации по проверке уровня развития навыков и формулируются экзаменационные требования.
Пособие адресовано студентам высших музыкальных учебных заведений, обучающимся по специальностям 53.05.05 «Музыковедение», 53.05.06 «Композиция».
Пояснительная записка 4
I. Основные виды работы на уроках сольфеджио 6
1. Сольфеджирование, или вокально-интонационные навыки 6
2. Слуховой анализ 15
3. Диктант 17
II. Принципы календарно-тематического планирования. Планирование структуры урока и особенности его проведения 20
III. Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио 23
IV. Обзор методической и учебно-иллюстративной литературы 25
V. Экзаменационные требования 30
Заключение 31
Рекомендуемая литература 32
1. Методическая литература 32
2. Учебно-инструктивный материал 33
Приложение 1. Из программы «Сольфеджио» для 1–10 классов Вечерней музыкальной школы-десятилетки Сектора педагогической практики (составитель Е. Н. Абызова, 1997) 38
Приложение 2. Календарный план занятий по сольфеджио
на первый семестр 6 класса 41
Приложение 3. План отдельно взятого занятия (урочный план) 44
Приложение 4. Работа над одноголосным диктантом 47
Приложение 5. Работа над двухголосным диктантом 48
Сольфеджио — музыкально-теоретическая дисциплина, которая присутствует на всех ступенях музыкального образования: школа — училище — вуз. О сольфеджио можно услышать самые противоположные мнения. Одни говорят о нем как о любимом предмете; для других это был настоящий кошмар: ненавистные музыкальные диктанты и постоянное напряжение памяти и слуха в попытках запомнить интервалы и аккорды. В немалой степени виной тому была (и отчасти остается) проблема профессиональной подготовки педагогов, ведущих сольфеджио.
В последнее десятилетие в современной сольфеджистике наметилась тенденция к усилению профессионализации педагогов. Этому способствуют, в частности, многочисленные курсы повышения квалификации, за прохождением которых ревностно следит учебная организация; ежегодно проводимые методическими кабинетами конференции, специально посвященные проблемам преподавания сольфеджио; региональные конкурсы на лучшие педагогические разработки. Однако это касается преимущественно педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ. Преподавание сольфеджио в средних специальных музыкальных школах и колледжах по большей части консервативно, что объясняется мотивированностью учащихся, готовящих себя к профессии музыканта. Было бы досадно, если бы преподавание сольфеджио на этой ступени музыкального образования осталось на прежнем уровне. Вместе с тем в каждом учебном заведении есть свои имена-легенды. В памяти многих из нас сохранились воспоминания о необыкновенном педагоге сольфеджио, у которого было очень интересно заниматься, который подсказывал, как справляться со сложностями.
Задача данного методического пособия — помочь студентам, обучающимся по специальностям 53.05.05 «Музыковедение» и 53.05.06 «Композиция», непосредственно перед прохождением педагогической практики (и во время нее) ознакомиться с содержанием дисциплины «Сольфеджио» и спецификой обязательных видов работы, узнать о существующих методических находках и новшествах в методике преподавания, получить представление об актуальных традиционных и современных инструктивных материалах.
Особое внимание в пособии уделяется календарно-тематическому планированию, отличающемуся от такового для других дисциплин музыкально-теоретического цикла. В помощь студентам-практикантам предлагается образец поурочного планирования с анализом допустимого времени на выполнение каждой позиции1.
Современный учебный процесс невозможен без привлечения мультимедийной техники. Урок сольфеджио в этом плане не является исключением: он выигрывает от визуализации материала, от возможностей услышать музыкальные примеры и сэкономить время на записи. В пособии рассматриваются две версии интерактивных обучающих программ: электронные образовательные ресурсы издательства «Музыка» и авторские проекты педагогов-сольфеджистов.
Не менее актуальным становится умение экзаменовать своих учеников. Способность разработать экзаменационные тестирования во многом свидетельствует о профессионализме преподавателя.
Сольфеджио никогда не стареет. Тот, кто считает, что пора уйти от традиционных и не оправдывающих себя методик в сторону радикальных изменений, глубоко ошибается. Все инновации в области сольфеджио берут начало из постоянно обновляющихся требований, где традиционные подходы являются своего рода маяком, позволяющим не оторваться от реальности в погоне за необычным.
1 Необходимые для ведения занятий документы (примерный календарно-тематический план на семестр, план отдельного взятого урока), а также фрагмент программы «Сольфеджио» Е. Н. Абызовой представлены в Приложениях 1–3 настоящего пособия. Также работа дополнена методическими подсказками по написанию одноголосных и двухголосных диктантов (Приложения 4 и 5).
