Подготовительное отделение


Приемные требования
Деканат по работе с иностранными учащимися

Учебный корпус 2 (Б. Никитская ул., 13/6), кабинеты: 45, 200

График работы:
Понедельник — пятница:
9.30–17.30, обед с 13.00 до 13.30

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (далее — «Консерватория») реализует программы дополнительного образования по подготовке к поступлению в Консерваторию на программы специалитета по творческо-исполнительским специальностям для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Принимаются лица, имеющие образование не ниже начального уровня и успешно прошедшие творческое испытание по специальности.

Обучение реализуется в очной форме на коммерческой основе.

С 15 марта по 01 июля организуется заочное прослушивание видеозаписей заявителей. Для участия в заочном прослушивании необходимо направить на электронную почту Деканата (foreign@mosconsv.ru) заявку о намерении поступить на подготовительное отделение (в свободной форме). К заявке необходимо приложить:

(а) указание ФИО педагога, у которого заявитель планирует учиться (пожелание будет учтено, однако распределение к указанному педагогу не гарантируется);

(б) краткую творческую биографию;

(в) список исполняемых произведений с указанием их авторов и названий в соответствии с требованиями для поступающих на программы подготовки (см. опцию „требования“);

(г) активную ссылку (URL), ведущую к соответствующему видеофайлу. Внимание! Видеофайлы, направленные в виде приложений к электронному письму, рассматриваться не будут.

В случае принятия комиссией положительного решения по результатам заочного прослушивания абитуриент получает рекомендацию для участия в очном вступительном испытании (экзамене по специальности), которое проходит два раза в год: (1) с 1 по 10 июня; (2) с 5 по 14 сентября. Абитуриентам, решившим участвовать в очном вступительном испытании в сентябре, Консерватория оформляет официальное приглашение для въезда в Россию.

В случае если абитуриент, получивший рекомендацию для участия в очном вступительном испытании, не может приехать в установленные сроки по объективным причинам (форс-мажорные обстоятельства), окончательное решение комиссии в отношении рекомендации его/её к обучению на подготовительном отделении принимается в срок до 14 сентября.

Каждый абитуриент подаёт персональное заявление на имя ректора Консерватории, а также представляет: свой паспорт или иное удостоверение личности, оригиналы документов об образовании с нотариально заверенным переводом на русский язык, 6 фотографий и международный медицинский сертификат об отсутствии ВИЧ.

В случае успешного прохождения творческого испытания абитуриент подписывает с Консерваторией договор об оказании образовательных услуг, а также представляет международный или московский медицинский страховой полис на период предстоящего обучения.

На время проведения очных вступительных испытаний, организуемых в сентябре, и последующего обучения абитуриентам предоставляется общежитие. Порядок оплаты и стоимость проживания в общежитии можно посмотреть здесь.

Нормативный срок обучения — один учебный год: с 15 сентября по 15 июля включительно. В случае рекомендации профессорско-преподавательского состава и по заявлению слушателя возможно повторение курса.

В программу обучения включены следующие дисциплины (с указанием количества аудиторных часов в год):

 Предметы     Специальности
фортепиано академическое
пение
оперно-симфоническое
дирижирование
композиция прочие
русский язык 640 часов 640 часов 640 часов 640 часов 640 часов
основная специальность 72 часа 108 часов 72 часа 72 часа 72 часа
история музыки 72 часа 72 часа 72 часа 72 часа 72 часа
сольфеджио 72 часа 72 часа 72 часа 36 часов 72 часа
гармония 72 часа  — 72 часа 36 часов 72 часа
фортепиано 72 часа 36 часов 36 часов 36 часов 36 часов
теория музыки  —  72 часа  —  —  —
полифония  —  —  —  36 часов  —
инструментоведение  —  —  —  36 часов  —
анализ музыкальных форм  —  —  36 часов  —  —
концертмейстерское искусство  36 часов*  —  —  —  —
* Только для слушателей с неполным или полным высшим образованием.

Консерватория заключает со слушателем договор об оказании платных образовательных услуг после подачи необходимых документов и успешного прохождения творческого испытания.
Заключить договор об оказании платных образовательных услуг (для обучения на подготовительном отделении) может либо лицо, достигшее 18-летнего возраста, либо законный представитель несовершеннолетнего согласно Доверенности на представление интересов с правом подписи. Для заключения договора со слушателем требуется предъявить документ, удостоверяющий его/её личность. В случае заключения договора с представителем необходимо предъявить документы, удостоверяющие личности несовершеннолетнего лица и его/её представителя.

Стоимость обучения на каждый следующий учебный год утверждается в предшествующем учебном году приказом ректора Консерватории по результатам согласования с Департаментом науки и образования Министерства культуры России.

Стоимость обучения в 2021–2022 учебном году составляет, на выбор:
(а) либо 8661 евро 13 евроцентов;
(б) либо 9672 доллара 0 центов США;
(в) либо 621 500,00 рублей.

Лицам, успешно освоившим программу подготовительного отделения — то есть, прошедшим текущую, промежуточную и итоговую аттестации (по специальности и по русскому языку), — выдаётся документ (Свидетельство) образца, установленного Консерваторией.
По окончании подготовительного отделения слушатели проходят вступительные испытания в Консерваторию по программам специалитета на общих основаниях.

Требования к исполнению творческой программы по специальности на вступительном экзамене подготовительного отделения:
Программа абитуриента должна включать 2–3 музыкальных произведения разных жанров. Программа исполняется наизусть. Все абитуриенты, вне зависимости от выбранной специальности, должны обладать навыками игры на фортепиано не ниже начального уровня. Экзаменационная комиссия вправе выбрать для прослушивания не все произведения, подготовленные абитуриентом к исполнению, а также остановить его/её исполнение в любой момент.

Вниманию абитуриентов!
Необходимо иметь ноты для концертмейстера. Поступающим на специальность «Оперно-симфоническое дирижирование» необходимо иметь два экземпляра клавира для двух концертмейстеров.

Фортепиано
Академическое пение
Скрипка
Альт
Виолончель
Контрабас
Арфа
Духовые инструменты. Общие требования
Флейта
Гобой
Кларнет
Фагот
Валторна
Труба
Тенор-тромбон
Бас-тромбон
Туба
Ударные инструменты
Композиция
Художественное руководство академическим хором
Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром

Фортепиано

Программа должна включать следующие произведения:
(1) И. С. Бах. Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» (любая, на выбор)
(2) Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт. 1-я часть любой сонаты или вариации (на выбор)
(3) Один виртуозный этюд (например, этюд Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Рахманинова)

Академическое пение

Программа должна включать следующие произведения:
(1) одну арию (любую, на выбор);
(2) одну народную песню (любую, на выбор).

Струнные инструменты

Скрипка

Абитуриент должен уметь исполнять в умеренном движении:
(а) все виды гамм диапазоном в три октавы — одноголосные, а также параллельными терциями, секстами, октавами и децимами;
(б) все виды арпеджио.
Программа должна включать следующие произведения:
(1) Н. Паганини, Г. Венявский, А. Вьётан. Любой каприс или этюд (на выбор)
(2) И. С. Бах. Две контрастные части из любой сонаты или партиты для скрипки соло
(3) Любой концерт (1-я часть или 2-я и 3-я части) или любая концертная пьеса для скрипки с оркестром

Альт

Абитуриент должен уметь исполнять в умеренном движении:
(а) все виды гамм диапазоном в три октавы — одноголосные, а также параллельными терциями, секстами, октавами и децимами;
(б) все виды арпеджио.
Программа должна включать следующие произведения:

(1) Один каприс или этюд для альта соло из нижеперечисленного списка:

  • Б. Кампаньоли. 41 каприс для альта соло
  • Ф. А. Хофмайстер. 12 этюдов для альта соло
  • Р. Крейцер. 42 этюда для скрипки соло (переложение для альта)
  • П. Роде. 24 каприса для скрипки соло (переложение для альта)
  • Н. Паганини. 24 каприса для скрипки соло, соч. 1 (переложение для альта)
  • Г. Венявский. 8 каприсов для скрипки соло, соч. 18 (переложение для альта)

(2) Две контрастные части из нижеперечисленных произведений для альта соло (на выбор абитуриента):

  • И. С. Бах. Шесть сонат и партит для скрипки соло, ВWV 1001–1006 (переложение для альта)
  • И. С. Бах. Шесть сюит для виолончели соло, ВWV 1007–1012 (переложение для альта)
  • М. Регер. Три сюиты для альта соло, соч. 131d
  • П. Хиндемит. Сонаты для альта соло: соч. 25 № 1 или соч. 31 № 4

(3) Произведение крупной формы — концерт для альта с оркестром (либо часть 1, либо части 2 и 3) или соната для альта и фортепиано (часть 1) из нижеперечисленного списка (на выбор абитуриента):

  • К. Стамиц. Концерт № 1 ре мажор для альта с оркестром
  • Ф. Хофмайстер. Концерт № 1 ре мажор для альта с оркестром
  • Ф. Шуберт. Концерт до мажор для альта с оркестром
  • В. А. Моцарт. Концерт ля мажор для кларнета с оркестром (переложение для альта)
  • А. Ролла. Любой концерт для альта с оркестром, на выбор
  • И. К. Бах — Р. Казадезюс. Концерт до минор для альта с оркестром
  • Г. Ф. Гендель — Р. Казадезюс. Концерт си минор для альта с оркестром
  • Б. Барток. Концерт для альта с оркестром
  • У. Уолтон. Концерт для альта с оркестром
  • П. Хиндемит. Концерт № 3, «Der Schwanendreher», для альта с оркестром
  • Б. Мартину. Концерт-рапсодия для альта с оркестром
  • Дж. Энеску. Концертная пьеса для альта и фортепиано
  • И. Брамс. Любая из двух сонат для альта и фортепиано, соч. 120
  • Ф. Шуберт. Соната ля минор для арпеджионе и фортепиано (версия для альта и фортепиано)
  • Р. Кларк. Соната для альта и фортепиано
  • П. Хиндемит. Любая из сонат для альта и фортепиано

Виолончель

Абитуриент должен уметь исполнять в умеренном движении штрихом легато:
(1) любую гамму в диапазоне четыре октавы — по 4, по 8, по 16 и по 32 ноты на один смычок
(2) любые мажорные и минорные трезвучия с двумя обращениями — по 6 нот на один смычок
(3) любые доминантсептаккорды и уменьшённые вводные септаккорды с тремя обращениями — по 8 нот на один смычок
(4) терции, сексты и октавы — по 4 интервала на один смычок

Программа должна включать следующие произведения:
(1) Два этюда на разные виды техники (см. сборник «Избранные этюды» под ред. Ю. Челкаускаса)
(2) И. С. Бах. Прелюдия и любая другая часть из любой сюиты для виолончели соло
(3) Дворжак, Сен-Санс, Лало, Элгар, Давыдов, Шостакович, Прокофьев. Одна или две части любого концерта этих авторов для виолончели с оркестром

Контрабас

Абитуриент должен уметь исполнять в умеренном движении штрихом легато:
(1) любую гамму в диапазоне три октавы — по 4, по 8, по 16 и по 32 ноты на один смычок
(2) любые мажорные и минорные трезвучия с двумя обращениями — по 3 ноты на один смычок
(3) любые доминантсептаккорды и уменьшённые вводные септаккорды с тремя обращениями — по 4 ноты на один смычок

Программа абитуриента должна включать следующие произведения:
(1) Грабе, Зимандль, Шторх, Карапетьянц. Два любых этюда на разные виды техники
(2) Ванхаль, Диттерсдорф, Капуцци, Чимадор, Боттезини, Кусевицкий. Либо 1-я часть (с каденцией), либо 2-я и 3-я части любого концерта этих авторов для контрабаса с оркестром

Арфа

Абитуриент должен уметь исполнять:
(1) все мажорные и минорные гаммы — одноголосные и параллельными терциями
(2) все простые и ломаные арпеджио — одноголосные и в октаву
(3) все простые и ломаные доминантсептаккорды — одноголосные и в октаву

Программа абитуриента должна включать следующие произведения:
(1) Один этюд на любой вид техники — пример сложности:

  • В. Поссе. Любой этюд из цикла «Восемь больших этюдов для арфы соло»
  • А. Цабель. Любой этюд (на выбор)
  • Ф. Годфруа. Любой концертный этюд (на выбор)

(2) Одно произведение композитора XVI–XVIII веков — например:
И. С. Бах, К. Ф. Э. Бах, Г. Ф. Гендель, Я. Дюссек (Дусик), Ж. Кардон, Я. Крумпхольц, Ф. Бенда и др. В сонате, сюите или партите возможно исполнение отдельных частей
(3) Развёрнутая концертная пьеса
(4) Произведение крупной формы: концерт (либо часть 1, либо части 2–3), вариации, фантазии

Деревянные, медные духовые и ударные инструменты

Общие требования:

1. Абитуриент, поступающий на любую специальность блока «деревянные и медные духовые инструменты», должен продемонстрировать умение исполнять любые виды гамм, доминантсептаккордов и уменьшённых септаккордов (на усмотрение приёмной комиссии), а также хорошее владение амбушюром и беглость пальцев.

2. Необходимо уметь прочесть с листа партию оркестрового или камерного произведения средней трудности.

Программы абитуриентов должны включать следующие произведения:

Флейта

(1) Один этюд или каприс из нижеперечисленных (на выбор) — например:

  • Э. Кёлер. Этюды для флейты, соч. 33 (3-я тетрадь)
  • Н. Паганини. 24 каприса в транскрипции Жюля Эрмана
  • Н. И. Платонов. Этюды для флейты соло
  • Э. Прилль. Этюды для флейты соло
  • А. Б. Фюрстенау. Этюды для флейты соло
  • В. Н. Цыбин. Десять концертных этюдов для флейты и фортепиано

(2) Соната или отдельные части концертов (на выбор; либо 1-я часть, либо 2-я и 3-я части) — например:

  • И. С. Бах. Сонаты для флейты и клавесина: № 5 ми минор (BWV 1034), № 6 ми мажор (BWV 1035)
  • В. А. Моцарт. Концерты для флейты с оркестром (KV 313, 315)
  • И. Плейель. Концерт до мажор для флейты с оркестром, В106
  • Б. Х. Ромберг. Концерт си минор для флейты с оркестром, соч. 17
  • А. Дютийё. Сонатина для флейты и фортепиано

Гобой

(1) Из сборника: Ф. В. Ферлинг. 48 этюдов, соч. 31. Приёмная комиссия попросит исполнить один этюд из любых пяти, выученных заранее.
(2) Произведение крупной формы (сонаты или концерта) — примеры:

  • Г. Ф. Гендель. Любая соната (целиком)
  • А. Вивальди. Любой концерт (целиком)
  • Й. Гайдн. Концерт до мажор для гобоя и камерного оркестра, Hb.VIIg:C1: либо часть 1, либо части 2 и 3
  • К. Сен-Санс. Соната для гобоя и фортепиано: части 2 и 3

Кларнет

(1) Один этюд, на выбор (по нотам), — например: Ф. Крёпш. Тетрадь № 4.
Приёмная комиссия попросит исполнить один этюд из любых пяти, выученных заранее.
(2) Произведение крупной формы — например:

  • Л. Шпор или К. М. Вебер. Концерт для кларнета с оркестром (либо 1-я часть, либо 2-я и 3-я части)
  • К. М. Вебер. Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано (либо 1-я часть, либо 2-я и 3-я части)
  • Дж. Россини. Интродукция, тема и вариации для кларнета с оркестром

(3) Виртуозная пьеса — например:

  • Л. Басси. Концертная фантазия для кларнета с оркестром на темы оперы Верди «Риголетто»
  • А. Ф. Гедике. Этюд для кларнета и фортепиано, соч. 28 № 2

Фагот

(1) Один этюд, на выбор (по нотам), — например: Ю. Вайссенборн, Л. Мильде.
Приёмная комиссия попросит исполнить один этюд из любых пяти, выученных заранее.
(2) Произведение крупной формы — например:

  • В. А. Моцарт, К. М. Вебер, А. Вивальди, Ян Кожелух, А. Б. Луппов. Концерт для фагота с оркестром: (либо 1-я часть, либо 2-я и 3-я части)
  • Б. Дварёнас. Тема с вариациями для фагота и фортепиано

(3) Пьеса — например:

  • В. В. Купревич. Скерцино для фагота и фортепиано
  • Р. М. Глиэр. Экспромт и Юмореска
  • П. И. Чайковский (переложение И. И. Костлана): Ноктюрны, соч. 10 № 1 и соч. 19 № 4; Полька

Валторна

(1) Один этюд, на выбор (по нотам), — например: Г. Копраш, А. Клинг, К. Старый, Ж. Галлé и др.). Приёмная комиссия попросит исполнить один этюд из любых пяти, выученных заранее.
(2) Произведение крупной формы — например:

  • В. А. Моцарт. Концерт № 2 или № 4 для валторны с оркестром: часть 1
  • Дж. Россини. Прелюдия и тема с вариациями ми мажор для валторны и фортепиано
  • Р. Штраус. Концерт № 1 для валторны с оркестром: либо часть 1, либо части 2 и 3
  • А. Ф. Гедике, Р. М. Глиэр. Концерт для валторны с оркестром

(3) Пьеса — например:

  • Г. И. Сальников. Ноктюрн, Юмореска для валторны и фортепиано
  • А. К. Глазунов. «Rêverie» («Мечты») для валторны и фортепиано
  • Р. М. Глиэр. Ноктюрн или Интермеццо для валторны и фортепиано

Труба

(1) Один виртуозный этюд, на выбор (по нотам), — например: В. Вурм, В. Брандт, Ж.-Б. Арбан, В. Щёлоков, Д. Гинецинский, С. Баласанян и др. Приёмная комиссия попросит исполнить один этюд из любых пяти, выученных заранее.
(2) Одно сочинение крупной формы — например: Т. Альбинони, О. Бёме, Э. Бозза, Й. Гайдн, А. Ф. Гедике, Г. Ф. Гендель, И. Гуммель и др. Концерт для трубы с оркестром (целиком)

Тенор-тромбон

(1) В. М. Блажевич или Ф. Вобарон. Один этюд, на выбор (по нотам). Приёмная комиссия попросит исполнить один из любых пяти разнохарактерных этюдов, выученных заранее.
(2) Ф. Давид. Концертино для тромбона и фортепиано, часть 1 (наизусть)
(3) Пьеса, сочинённая для тенор-тромбона (не переложение), продолжительностью до 8 минут (наизусть) — по выбору абитуриента

Бас-тромбон

(1) Б. П. Григорьев или К. Стефановский. Один этюд, на выбор (по нотам). Приёмная комиссия попросит исполнить один из любых пяти разнохарактерных этюдов, выученных заранее.
(2) Э. Заксе. Концертино си-бемоль мажор для бас-тромбона с оркестром: 1-й эпизод (наизусть)
(3) Пьеса, сочинённая для бас-тромбона (не переложение), продолжительностью до 8 минут (наизусть) — по выбору абитуриента.

Туба

(1) В. Блажевич, А. Лебедев, С. Васильев, Б. Григорьев, Ж. Тодоров. Один этюд, на выбор (желательно наизусть). Приёмная комиссия попросит исполнить один из любых пяти этюдов, выученных заранее.
(2) Одно произведение крупной формы (на выбор) — например:

  • В. Кладницкий. Соната для тубы и фортепиано, часть 1
  • А. К. Лебедев. Концертное аллегро или Концерт № 1 ля минор для тубы и фортепиано
  • Н. П. Раков — Поэма-фантазия для тубы и фортепиано
  • Д. Хэддэд — Сюита для тубы и фортепиано

Ударные инструменты

Абитуриент должен продемонстрировать хороший уровень владения четырьмя инструментами (малый барабан, литавры, ксилофон, колокольчики) в соответствии с нижеприведёнными требованиями:

Малый барабан
(1) «дробь двойными ударами» (double stroke roll) в различных нюансах, с ускорением и последующим замедлением
(2) уверенное ритмически точное исполнение этюдов и простейших оркестровых выписок (К. М. Купинский. Школа игры на ударных инструментах: № 1–40)
(3) чтение с листа ритмических этюдов с использованием синкоп и пауз, триолей, квинтолей, секстолей и септолей; умение использовать различные нюансы

Литавры
(1) одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру, ускоряя и замедляя
(2) тремоло в различных нюансах
(3) настройка всех интервалов в пределах октавы, кроме тритона
(4) К. М. Купинский. Школа игры на ударных инструментах: этюды для двух литавр
(5) читка с листа ритмических комбинаций

Ксилофон
(1) все мажорные и минорные гаммы и арпеджио, в том числе тремоло
(2) К. М. Купинский. Школа игры на ударных инструментах
(3) либо одна пьеса крупной формы (часть концерта), либо две пьесы средней и малой формы виртуозного характера
(4) чтение с листа небольших музыкальных отрывков в спокойном движении

Колокольчики
Одно небольшое произведение по выбору абитуриента

Специальность «композиция»

Абитуриент должен представить на экзамен 2–3 произведения разных жанров. Партитуры акустических произведений представляются либо на бумаге, либо в формате PDF-файла (на планшете или ином электронном устройстве с крупным экраном). Электронные произведения представляются в формате аудио- или медиафайла.

Специальность «Художественное руководство академическим хором»

Программа должна состоять из двух хоровых произведений: одно — a cappella, другое — с сопровождением фортепиано. Оба произведения дирижируются наизусть. Необходимо уметь играть на фортепиано партитуру хорового произведения a cappella.

Специальность «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром»

Программа должна состоять из одного-двух симфонических произведений.
Примеры:

  • В. А. Моцарт. Любая увертюра (на выбор)
  • К. М. Вебер. Увертюра к опере «Оберон»
  • Л. Бетховен. Симфония № 1: часть 1
  • П. И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Симфонии № 2 или № 5: часть 1
  • любые симфонии других композиторов