Алексей Паршин, орган


  • Год выпуска: 2012
  • SMC CD 0129

Диск открывает масштабная Прелюдия и фуга до минор BWV546. Именно этот органный цикл заставляет вспомнить слова: «Архитектура - это застывшая музыка». Начальные созвучия - мощные и величественные, подобны колоннам, обрамляющим церковный портал, - это вертикаль. А переклички аккордов в разных регистрах, повторы выразительных секундовых мотивов (в обращении) сразу раскрывают безграничное внутреннее пространство храма - горизонталь. Сочинение относится к последнему - лейпцигскому периоду творчества композитора и своим драматически-волевым характером напоминает музыкальную проповедь, отражающую события и переживания Страстной недели.

Прелюдия на тему рождественского хорала "Nun komm', der Heiden Heiland" BWV 659 (из восемнадцати «Лейпцигских» хоралов) исполнена ностальгии в ожидании прихода Спасителя на землю.

Пассакалия BWV 582 написана в одной из самых драматичных для Баха тональностей, связанной с событиями последних дней Спасителя на земле, Голгофы и крестных мук. О «пассионном» содержании пассакалии Баха свидетельствует и музыкальная символика, заявленная уже в самой теме, включающей три риторические фигуры, графически изображающие крест и числовая символика: 21 (Зх 7) проведение темы в первом разделе (собственно пассакалия - вариации на неизменную басовую тему) и 12 проведений темы во втором разделе. Он представляет собой двойную фугу, в которой 1-я тема - это первая половина темы пассакалии, а 2-я тема фуги строится на основе экспрессивного мотива уменьшенной кварты, заимствованного из второй части темы пассакалии (тт. 5-6). Таким образом, последовательное изложение темы сменяется контрапунктическим - обе её части звучат теперь в одновременности.

Музыкальная ткань целомудренной и смиренной хоральной обработки "Von Gott will ich nicht lassen" BWV 658 (также из «Лейпцигского» цикла) пронизана восходящими гаммами, символизирующими путь Души, ведомой Господом и устремлённой к Нему.

Жанр хоральной обработки занимал центральное место в творчестве композиторов-лютеран, к которым принадлежал и Бах. В основе каждой из них - канонизированное песнопение, мы называем его хоралом, музыкальное толкование которого (общее настроение или акцент на смысловом значении отдельной строфы или даже слова) входило в творческую задачу композитора. Эти обработки - хоральные прелюдии, фантазии - могли быть лаконичными миниатюрами или развёрнутыми музыкальными поэмами, как, например, партита (от ит. partita - разделённая на части) "О Gott, du frommer Gott" BWV 767 - цикл вариаций на тему хорала.

До сих пор достоверно неизвестно, кем из композиторов был создан «Маленький гармонический лабиринт» BWV591. По одной из версий эта пьеса, полная неожиданных гармонических поворотов, служила своего рода проверкой чистоты строя клавишных инструментов, а наличие во второй части среднего раздела музыкальной подписи Баха - нот, соответствующих буквам его фамилии В-А-С-Н, свидетельствует в пользу его авторства.

Существуют различные трактовки этой загадочной миниатюры. В исполнении А. Паршина, ведущего нас по «лабиринтам человеческой души», на первый план выступает мистически-просветлённое, созерцательное начало. Проникновенная хоральная прелюдия "Liebster Jesu, wir sind hier" BWV 731 - подлинная жемчужина органной лирики Баха.

Диск завершает Фантазия и фуга до минор BWV 537, образная сфера которой возвращает нас к покаянному настроению и трагическим переживаниям Страстей Господних.

Елена Цыбко кандидат искусствоведения