Эмиль Гилельс, фортепиано. Брамс, Шопен, Шуберт


  • Год выпуска: 2012
  • SMC CD 0081

Есть в истории исполнительского искусства артисты, как бы задающие масштаб для оценки слушателем всех художественных явлений в этой области. Таков Эмиль Григорьевич Гилельс (1916-1985). Он выступал на сцене свыше полувека, объездил с концертами весь мир, владел необъятным фортепианным репертуаром. Уже в юности его игра поражала слушателей цельностью, волевым напором, захватывающей виртуозностью. С годами, сохраняя эти черты, искусство пианиста постоянно развивалось и углублялось. Трактовки Гилельса воспринимались, да и сейчас воспринимаются слушателями как свершения - везде, в каждой взятой им ноте, каждой сыгранной фразе слышны неповторимое, исключительное по красоте фортепианное звучание, особое совершенство музыкальных пропорций, гилельсовская сила и страстность...

Уроженец Одессы, в пятилетнем возрасте он начал заниматься на музыкальных курсах с известным в то время детским педагогом, Я.И. Ткачом. Затем последовала учеба в Одесской консерватории в классе Б.М. Рейнгбальд и в Школе высшего исполнительского мастерства при Московской консерватории у ГГ. Нейгауза (там молодой пианист совершенствовался в 1935-38 гг.).

Сольный дебют Гилельса состоялся в Одессе в 1929 году. После блестящей победы на 1-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1933) к нему пришла слава. Она еще более упрочилась, когда Гилельс с триумфом выступил на международных конкурсах пианистов в Вене (1936,2-я премия) и Брюсселе (1938,1-я премия). С этого времени он стал садним из самых любимых и востребованных концертирующих пианистов в СССР, а в послевоенные годы и во всем мире.

Репертуар Гилельса включал музыку от эпохи барокко до современности. Он был первым исполнителем произведений композиторов XX века, в том числе С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, М. Вайнберга. Индивидуальность пианиста отличалась редкостной разносторонностью - с равной убедительностью и силой воздействия он играл произведения, принадлежавшие к самым разным стилевым направлениям. Многое было записано на грампластинки, иногда по нескольку раз в разные периоды творчества. Гилельс выступал также и в ансамблях, в том числе в дуэте с пианистами - Я. Заком и со своей дочерью Еленой, со скрипачами - сестрой Елизаветой Гилельс, и ее мужем Л.Коганом, в трио с Л.Коганом и М.Ростроповичем, с Квартетом им. Бетховена, Амадеуоквартетом.

Хотя Гилельс не считал себя педагогом, однако и в этой области он достиг многого. Из его класса (в 1938-76 годах он преподавал в Московской консерватории, с 1952 профессор) вышли, к примеру, И. Жуков, В. Афанасьев, М. Мдивани. «Радом с пианистом такого размаха неизбежно начинаешь играть лучше, нельзя не стараться изо всех сил, не мобилизовать предельно свои ресурсы», - говорила одна из его учениц.

Велики заслуги Гилельса и как музыкального деятеля, председателя жюри конкурса пианистов им. Чайковского (1958,1962,1966,1970). Именно по его настоянию первые премии на первом и третьем конкурсах были присуждены соответственно В. Клай-берну и Г. Соколову.

* * *

Музыка Брамса с юных лет обрела в лице Гилельса выдающегося интерпретатора. Так, к примеру, в программу его выступления на Всесоюзном конкурсе входили «Вариации и фуга на тему Генделя». В дальнейшем среди исполнительских шедевров пианиста появились Вариации на тему Паганини, концерты, многие пьесы. Гилельс по-разному подходил к трактовке крупных произведений этого композитора и его миниатюр. «Диву даешься,-говорил он,-что, в общем-то, вся мелодика Брамса, вся ее задушевность, интимность и тонкость сотканы из деталей. В ранних его опусах- в сонатах, первом и втором фортепианных концертах этого нет, а в фантазиях- мозаика». Гилельс имеет тут в виде именно Фантазии ор. 116 (их запись по трансляции из Большого зала Московской консерватории 12 февраля 1972 года открывает диск). Свое эмоциональное состояние во время исполнения этих пьес он выразил так: «...Играя фантазии, испытываешь чувство, непередаваемое словами. Словно находишься в трансе».

Трактовки Гилельсом сочинений Шопена были далеко не сразу поняты и приняты многими современниками. Гилельсовский Шопен звучал, словно увиденный по-новому - просто и монументально, казалось бы сдержанно. Однако в звуках таилась пламенная страстность. Все эти свойства присущи и предлагаемой записи Первой Баллады - произведения, многократно зафиксированного пианистом на грампластинках, начиная с 30-х годов (оно входило, между прочим, и в его выпускую консерваторскую программу). Необычными могут показаться в записи Гилельса и мазурки, звучащие тонко по колориту, однако без аристократического «надлома», ритмически поступательно, мужественно - даже в лирике.

Творчество Гилельса-ансамблиста представлено на диске четырехручными произведениями Шуберта, исполненными вместе с дочерью Еленой на концерте в Малом зале Московской консерватории 20 января 1984 года. В этой записи талант пианиста предстает в ином обличье, являет собой прекрасный образец в высшей степени тонкого, камерного стиля игры, прекрасно соответствующего духу непринужденного домашнего музицирования.

Сергей Грохотов