Владимир Софроницкий, фортепиано (Моцарт, Шуман, Лист, Рахманинов, Скрябин, Шопен, Де


  • Год выпуска: 1998
1950-е и 1960-е годы были временем небывалого расцвета исполнительского искусства. Искусство многих замечательных музыкантов той поры ныне стало достоянием истории, стало легендой. Редкие документальные фонограммы с записями их концертов сохранены в фонде Московской государственной консерватории. Они запечатлели часть славной истории самой консерватории и, одновременно, являются значительной общенациональной культурной ценностью. Качество этих фонограмм различно. Иногда для записи вынужденно использовалась недоброкачественная магнитная лента, иногда все технические средства не соответствовали высокому художественному уровню концерта. Но, несмотря на значительные, иногда неисправимые дефекты, они сохранили до наших дней искусство выдающихся музыкантов прошедших лет, «остановили» неповторимое мгновение. Ныне, после необходимой восстановительной работы, некоторые из этих фонограмм составили основу серии компакт-дисков, подготовленных студией Московской консерватории.
Владимир Владимирович Софроницкий. Это имя стало легендой в истории фортепианного искусства. Еще при жизни его неповторимое искусство становилось насущной потребностью, жизненной необходимостью для многих людей. Ныне к нему пробудился интерес и в странах Запада, где о Софроницком знали, в основном, понаслышке.
Великий музыкант родился 8 мая 1901 года в Санкт-Петербурге в семье физика-педагога. По женской линии в числе его предков – знаменитый русский живописец-портретист Владимир Лукич Боровиковский. С 1903 года семья Софроницких жила в Варшаве, здесь мальчик начал занятия по фортепиано у ученицы Николая Рубинштейна А. В. Лебедевой-Гецевич. В 1910 году на ученическом вечере состоялось первое публичное выступление Софроницкого, которым он сразу обратил на себя внимание. В этом же году по совету А. К. Глазунова он становится учеником выдающегося польского пианиста А. К. Михаловского. Через четыре года Софроницкий снова в Петербурге, но уже занимается самостоятельно, практически без педагога. В 1916 году он поступает в Петербургскую консерваторию, в класс одного из лучших ее педагогов Л. В. Николаева. В 1919 году состоялся первый сольный концерт Софроницкого, а в 1921 году он блестяще оканчивает консерваторию и начинает концертную деятельность. Его программы формируются из произведений композиторов-романтиков – Шуман, Шопен, Лист, Рахманинов, Скрябин – в соответствии с его собственным ярким интеллектуально-романтическим исполнительским стилем. Софроницкий участвует в концертах лучших петроградских дирижеров Эмиля Купера и Николая Малько, играет с великолепным оркестром филармонии. Он начинает гастролировать и его талант узнают в Москве, Одессе, Саратове. Его дарование с восторгом встречено и публикой, и музыкальными авторитетами, и критикой. Его называют «чутким поэтом музыкальной речи», пианистом, «способным властно захватить слушателя». Его игра получает высшее признание у таких знаменитых пианистов, как Эгон Петри, Генрих Нейгауз, Константин Игумнов, Владимир Горовиц, отмечавших неповторимость его художественного дара. В числе ценителей его искусства и бывшие соученики в консерватории – Мария Юдина и Дмитрий Шостакович, и такой авторитет в мире искусства, как Всеволод Мейерхольд, посвятивший молодому пианисту свою постановку «Пиковой дамы».
В 1928 году Софроницкий почти на два года уезжает за границу, в Варшаву, затем в Париж, где его через газету рекомендует публике маститый Глазунов. Во Франции его талант был встречен с энтузиазмом. Завязываются дружеские отношения с Сергеем Прокофьевым (его произведения Софроницкий включает в репертуар), происходят встречи с Николаем Карловичем Метнером, который еще в Петербурге предсказывал ему будущее великого артиста. Софроницкий как равный вошел в исключительно богатую музыкальную элиту Европы. Но в 1930 году он возвращается на родину, в Ленинград. Не утратив прежних достоинств, он предстает перед слушателями более зрелым, умудренным мастером.
Его репертуар обогащается и новой музыкой – Прокофьев, Шостакович, и произведениями французских импрессионистов (Дебюсси и Равеля), и, самое главное, он обращается к классике, ранее исполнявшейся им эпизодически. Скарлатти, Бах, Моцарт и Бетховен навсегда входят в его репертуар. Также впервые он обращается к музыке Шуберта. На протяжении всей дальнейшей жизни он совершенствует свое исполнительское видение шубертовских шедевров, достигает в их интерпретации таких же исключительных высот, как и в музыке Шопена и Скрябина, самых любимых и исполняемых им авторов.
1930-е годы – время основного становления неповторимого стиля пианиста. Он совершает огромный объём работы концертирующего пианиста, непрерывно выступая во многих городах. Вершиной этого труда стал масштабный цикл из двенадцати концертов сезона 1937–1938 годов в Ленинграде, в которых Софроницкий исполнил лучшие произведения для фортепиано великих композиторов всех времен от Букстехуде, Генделя и Баха до Мясковского и Шостаковича. Наградой за этот творческий подвиг было решение совета Ленинградской консерватории присвоить пианисту почетную высшую степень «доктора музыки». В 1939 году Софроницкому присваивают звание профессора Ленинградской консерватории, в которой он начал свою педагогическую деятельность тремя годами ранее.
Начало войны артист проводит в Ленинграде. В блокированном городе он продолжает давать концерты, несмотря на истощение и холод. На его концерте 12 декабря 1941 года в зале Театра имени Пушкина было около трех градусов мороза. Пианист играл в перчатках с вырезанными кончиками пальцев, слушатели сидели в шубах, в шинелях. Лишь в апреле 1942 года Софроницкого на самолете переправляют в Москву, а уже 26 апреля, еще не полностью оправившись от крайнего истощения, он дает свой первый «военный» концерт в Москве. Мария Вениаминовна Юдина, вспоминая, назвала выступления Софроницкого в военные годы «зримым чудом».
С 1943 года пианист начинает работу в Московской консерватории, тогда же ему присуждают Сталинскую премию 1-й степени. Его концертная деятельность сконцентрирована в Москве, он играет и в ее крупнейших залах (Большой зал консерватории и Зал имени П. И. Чайковского), и для более ограниченной слушательской аудитории: в Центральном Доме работников искусств, в Политехническом музее, в Доме литераторов, в Доме ученых, в Доме архитекторов. Складываются тесные отношения Софроницкого с Музеем имени Скрябина, где он выступает постоянно, играет с особым вдохновением, испытывая особое творческое удовлетворение от музицирования в кругу почитателей искусства Скрябина и своих поклонников. В 1945 году Софроницкий с группой ведущих артистов выступал в Потсдаме перед участниками международной конференции, решавшей судьбы Европы. В следующем году он был удостоен высшей Правительственной награды – ордена Ленина.
Из числа значительных свершений пианиста в послевоенное время нельзя не выделить монументальный цикл из пяти концертов, который Софроницкий осуществил в 1949 году к столетию смерти Ф. Шопена и юбилейный концерт к 125-летию смерти Ф. Шуберта в 1953 году. «Никто не обладал такой удивительной душой, как Шуберт» – эта емкая характеристика дана музыке великого композитора Софроницким. К шубертовской музыке, а к ней Софроницкий обратился не сразу, пианист питал благоговейное чувство. «Музыка всея земли», – говорил он о второй части 21-й сонаты, одним из величайших исполнителей которой он был.
Из-за ухудшения подорванного в ленинградскую блокаду здоровья артист изменяет свою концертную деятельность. В 1954 году он в последний раз играет в Ленинграде. В 1955 году в последний раз выходит к роялю в Большом зале Московской консерватории. Некоторое время он играл только для избранной аудитории в Музее А. Н. Скрябина, в конце 1957 года появляется в Московском Доме ученых, затем в Малом зале консерватории. 1960 год был последним в творческой жизни гениального музыканта (таковым при жизни признавали Софроницкого).
Он отмечает концертами 150-летие Шопена и такую же дату Шумана, встречается с полюбившимся ему молодым талантом – Вэном Клайберном, продолжает записи в студии. Свой последний концерт Софроницкий дал 5 декабря 1960 года в Малом зале консерватории, 7 января 1961 года играл в музее Скрябина. Последний его выход к публике был 9 января 1961 года в сборном концерте в Малом зале консерватории. 29 августа того же года он скончался.
Замечательные слова о Софроницком, о его необычайном артистическом даре, были сказаны его другом и коллегой Генрихом Густавовичем Нейгаузом: «Нельзя не почувствовать и не осознать, что искусство это замечательное, уникальное, что оно обладает теми чертами высшей красоты, которые не так уж широко распространены на нашей планете».
Большая часть записей великого артиста произведена во время концертов, в 1940-е, 1950-е, в 1960 году. Но записываться Софроницкий начал раньше, впервые в 1937 году для грампластинок. Интерес к его звуковому наследию не иссякает. Записи Софроницкого обладают той же удивительной способностью «завораживать» слушателя, что было и при непосредственном восприятии его игры. При всем несовершенстве эти старые фонограммы сохранили тот «звуковой свет», что был присущ звучанию инструмента под его руками, ту озаренность вдохновения и правду красоты, что создали славу гению фортепиано – Владимиру Софроницкому.
Подобные качества присущи и записям с концертов великого артиста, хранящимся в фонде Московской консерватории. Фонограммы были записаны на уже неоднократно использованную магнитную ленту (в те годы магнитная лента была остро дефицитна). Иногда звучание предыдущей записи накладывается на звучание инструмента Софроницкого. Но никакие неисправимые дефекты не могут умалить значение этих бесценных документов, сохранивших незабываемые моменты игры гениального пианиста.

Исполнители:  Владимир Софроницкий

Композиторы:  В. А. Моцарт (1756–1791) Р. Шуман (1810–1856) Ф. Лист (1811–1886) С. Рахманинов (1873–1943) А. Скрябин (1872–1915) Ф. Шопен (1810–1849) К. Дебюсси (1862–1918) А. Лядов (1855–1914) С. Прокофьев (1891–1953)



ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:

В. А. Моцарт (1756–1791)
1.Фантазия до минор, KV 3967.12
Р. Шуман (1810–1856)
Фантазия до мажор, соч. 17
2.(1). Durchaus fantastisch und leidenschaftlich vorzutragen12.18
3.(2). Mässig. Durchaus energisch7.41
4.(3). Langsam getragen. Durchweg leise zu halten9.20
Ф. Лист (1811–1886)
Из цикла «Годы странствий», год второй – Италия, S. 161:
5.«После прочтения Данте», соната-фантазия14.59
С. Рахманинов (1873–1943)
Два музыкальных момента:
6.ре-бемоль мажор, соч. 16 № 53.05
7.ми-бемоль минор, соч. 16 № 23.17
А. Скрябин (1872–1915)
Соната № 4 фа-диез мажор, соч. 30:
8.1. Andante3.03
9.2. Prestissimo volando4.52
Ф. Шопен (1810–1849)
10.Мазурка № 26 до-диез минор, соч. 41 № 12.45
К. Дебюсси (1862–1918)
Из сюиты «Детский уголок»
11.3. Серенада кукле2.22
А. Лядов (1855–1914)
12.Музыкальная табакерка, соч. 321.51
С. Прокофьев (1891–1953)
Из цикла «Сарказмы», соч. 17:
13.5. Preccipitosissimo2.23



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  серия:Великие музыканты в Московской консерватории
  live / studio:live
формат:ADD
копирайт и права (C) (P):Московская консерватория
общее время звучания:75.08
год издания:1998
место записи:Записано на концерте в Большом зале Московской государственной консерватории
дата записи:26 ноября 1951 года
цена:78 руб. 67 коп.