Эмиль Гилельс, фортепиано


  • Год выпуска: 2007

Эмиль Гилельс, фортепиано Концерт в Большом зале Московской консерватории 6 января 1954 года Бах. Брамс. Метнер. Равель. Дебюсси. Альбенис. Пуленк. Де Фалья

Есть в истории исполнительского искусства артисты, как бы задающие масштаб для оценки слушателем всех художественных явлений в этой области. Таков Эмиль Григорьевич Гилельс (1916-1985). Он выступал на сцене свыше полувека, объездил с концертами весь мир, владел необъятным фортепианным репертуаром. Уже в юности его игра поражала слушателей цельностью, волевым напором, захватывающей виртуозностью. С годами, сохраняя эти черты, искусство пианиста постоянно развивалось и углублялось. Трактовки Гилельса воспринимались, да и сейчас воспринимаются слушателями как свершения – везде, в каждой взятой им ноте, каждой сыгранной фразе слышны неповторимое, исключительное по красоте фортепианное звучание, особое совершенство музыкальных пропорций, гилельсовская сила и страстность...
Уроженец Одессы, в пятилетнем возрасте он начал заниматься на музыкальных курсах с известным в то время детским педагогом, Я. И. Ткачом. Затем последовала учеба в Одесской консерватории в классе Б. М. Рейнгбальд и в Школе высшего исполнительского мастерства при Московской консерватории у Г. Г. Нейгауза (там молодой пианист совершенствовался в 1935-38 гг.).
Сольный дебют Гилельса состоялся в Одессе в 1929 году. После блестящей победы на 1-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1933) к нему пришла слава. Она еще более упрочилась, когда Гилельс с триумфом выступил на международных конкурсах пианистов в Вене (1936, 2-я премия) и Брюсселе (1938, 1-я премия). С этого времени он стал одним из самых любимых и востребованных концертирующих пианистов в СССР, а в послевоенные годы и во всем мире.
Репертуар Гилельса включал музыку от эпохи барокко до современности. Он был первым исполнителем произведений композиторов XX века, в том числе С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, М. Вайнберга. Индивидуальность пианиста отличалась редкостной разносторонностью – с равной убедительностью и силой воздействия он играл произведения, принадлежавшие к самым разным стилевым направлениям. Многое было записано на грампластинки, иногда по нескольку раз в разные периоды творчества. Гилельс выступал также и в ансамблях, в том числе в дуэте с пианистами – Я. Заком и со своей дочерью Еленой, со скрипачами – сестрой Елизаветой Гилельс, и ее мужем Л. Коганом, в трио с Л. Коганом и М. Ростроповичем, с Квартетом им. Бетховена, Амадеус-квартетом.
Хотя Гилельс не считал себя педагогом, однако и в этой области он достиг многого. Из его класса (в 1938-76 годах он преподавал в Московской консерватории, с 1952 профессор) вышли, к примеру, И. Жуков, В. Афанасьев, М. Мдивани. «Рядом с пианистом такого размаха неизбежно начинаешь играть лучше, нельзя не стараться изо всех сил, не мобилизовать предельно свои ресурсы», – говорила одна из его учениц.
Велики заслуги Гилельса и как музыкального деятеля, председателя жюри конкурса пианистов им. Чайковского (1958, 1962, 1966, 1970). Именно по его настоянию первые премии на первом и третьем конкурсах были присуждены соответственно В. Клайберну и Г. Соколову. Программа концерта 6 января 1954 года, представленная на этом диске, открывается Токкатой и фугой ре минор Баха-Таузига. Для артиста это не просто дань одной из романтических исполнительских традиций – начинать концерт с монументальной транскрипции. Гилельс всю жизнь увлекался музыкой Баха, особенно органной. «Он, пожалуй, первый композитор, который очень волновал меня в еще в раннем детстве, – признавался пианист. – Органную музыку Баха я всегда слышал мысленно и она меня всегда по-настоящему волновала. Одно время появилось даже желание учиться играть на органе». Возможно, отчасти потому Бах в репертуаре Гилельса представлен главным образом именно транскрипциями.
С музыкой Брамса Гилельс тоже был связан с юных лет. Так, к примеру, в программу выступления 16-летнего пианиста на Всесоюзном конкурсе входили «Вариации и фуга на тему Генделя». Гилельс по-разному подходил к трактовке крупных произведений этого композитора и его миниатюр. «Диву даешься, – говорил он, – что в общем-то вся мелодика Брамса, вся ее задушевность, интимность и тонкость сотканы из деталей. В ранних его опусах – в сонатах, первом и втором фортепианных концертах этого нет, а в фантазиях – мозаика». Гилельс имеет тут в виду Фантазии ор. 116. Свое эмоциональное состояние во время исполнения этих пьес он позднее выразил так: «...Играя фантазии, испытываешь чувство, непередаваемое словами. Словно находишься в трансе». Сказанное вполне может быть отнесено и к произведениям из опусов 118, 119 и 76, включенным в программу концерта 6 января. Публикуемая запись Сонаты соль минор Н. К. Метнера была по сути первым шагом к возвращению музыки этого композитора на концертную эстраду после нескольких лет негласного запрета в 40-е – 50-е годы. Гилельс не только играет сонату, но и незадолго до концерта, как бы «в подкрепление», публикует статью о ее авторе – это одно из крайне немногочисленных его выступлений в печати. В Метнере, как говорил Гилельс позднее, его привлекают «гармонический язык, его полифоничность и какая-то наивность очень искренней мелодики. Она – как полевые цветы».
Музыка французских композиторов-импрессионистов в первой половине 50-х годов тоже практически не звучала в концертах. Потому сам факт исполнения на том концерте пьес Дебюсси, Равеля, а также Альбениса, Пуленка и Де Фальи, заключал в себе элемент полемичности. В своих трактовках, предельно выверенных и несколько «графичных», Гилельс показывает свое глубокое проникновение в исконно французские исполнительские традиции этой музыки.

Сергей Грохотов



Исполнители:  Эмиль Гилельс, фортепиано

Композиторы:  И. С. Бах (1685-1750) И. Брамс (1833-1897) Н. К. Метнер (1880-1951) М. Равель (1875-1937) К. Дебюсси (1862-1918) И. Альбенис (1860-1909) Ф. Пуленк (1899-1963) М. де Фалья (1876-1946)
 


ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:

И. С. Бах (1685-1750)
1. Органная токката и фуга ре минор BWV 565 (транскрипция К. Таузига) 8.41
И. Брамс (1833-1897)
2. Романс фа мажор, op. 118 № 5 3.40
3. Интермеццо до мажор, op. 119 № 8 1.40
4. Интермеццо ля минор, op. 76 № 7 2.53
5. Каприччо си минор, op. 76 № 2 3.18
Н. К. Метнер (1880-1951)
6. Соната соль минор op. 22 15.52
М. Равель (1875-1937)
7. Alborada del gracioso из цикла «Отражения» № 4 5.58
К. Дебюсси (1862-1918)
Pour le piano, сюита
8. Прелюдия 3.29
9. Сарабанда 3.58
10. Токката 3.48
11. Сложные арпеджио из 12 этюдов для фортепиано, № 11 4.18
И. Альбенис (1860-1909)
12. Наварра (1909, завершена Д. де Севераком) 4.40
Ф. Пуленк (1899-1963)
13. Пастораль из трех пьес для фортепиано (1928) 2.25
М. де Фалья (1876-1946)
14. Танец огня из балета «Любовь-волшебница», № 8 (транскрипция А. Рубинштейна) 6.12

 


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  серия: Великие музыканты в Московской консерватории
  live / studio: live
формат: ADD
монтаж и/или мастеринг: Игорь Соловьев
исполнительный продюсер: Евгений Платонов
копирайт и права (C) (P): Московская консерватория
общее время звучания: 67.37
год издания: 2007
место записи: Записано на концерте в Большом зале Московской консерватории
дата записи: 6 января 1954 года
цена: 78 руб. 67 коп.