Алексей Александрович Николаев – выпускник Московской консерватории, ученик В. Я. Шебалина. В консерватории преподает с 1958 года, с 1980 года – профессор кафедры сочинения. А. А. Николаев – активно работающий композитор. Им написано пять симфоний, восемь опер (среди них «Пир во время чумы» и «Граф Нулин» по Пушкину), ряд ораторий и кантат, множество камерных инструментальных сочинений, вокальных и хоровых циклов на стихи русских и зарубежных поэтов. Будучи воспитанником Московской композиторской школы, А. А. Николаев принципиально считает необходимым сохранять ее традиции и прививать своим ученикам уважение к творческому наследию.
За Пятую симфонию и цикл на стихи А. Твардовского А. А. Николаев был удостоен Государственной премии имени М. И. Глинки, за оперу «Граф Нулин» и Концерт для флейты – премии имени Д. Д. Шостаковича, за Концерт для двух фортепиано с оркестром – премии на Международном конкурсе имени С. С. Прокофьева.
Представленные на компакт-диске сочинения вошли в программы концертов, посвященных 70-летию композитора.
В опере «Последние дни» захотелось развить и обобщить идею Михаила Булгакова, написавшего свою пьесу о Пушкине без Пушкина, попробовать найти этой идее музыкальное воплощение. В опере все время пересекаются две временные координаты: проходит вся панихида по Пушкину в Конюшенной церкви, с одной стороны, а с другой в эту линию вторгаются разные эпизоды последней зимы жизни поэта. В опере оказалось довольно много симфонических эпизодов – эпических, лирических, гротескных. Из них сложилась пятичастная сюита, которая может достаточно убедительно прозвучать на концертной эстраде как самостоятельное произведение.
Симфонические этюды – 13 вариаций для оркестра. По форме это сочинение – двойные вариации, где параллельно развиваются два музыкально-поэтических ряда: статично-естественный и динамично-насильственный. Иначе говоря, все время сопоставляются сцены картинно-неподвижные, архаичные, и кинематографически движущиеся, сиюминутные. Причем этот второй ряд все время стремится навязать естественно складывающемуся строю жизни свой темп, свое понятие о том, что «правильно», что надо «улучшить», «переделать» и т. п. Короче, уют противостоит разорению, спокойствие – надрыву, естество – насилию. Таким образом, подтекст сочинения историко-публицистический. Эпизоды-вариации так или иначе оказываются связанными с главными и существенными этапами русской, советской и новейшей истории. Но в последней вариации, построенной на старинной мордовской народной песне, автор приходит к малоутешительному выводу о том, что ничто на наших бескрайних равнинах не перестроить, все зарастет травой, уж лучше все оставить в покое, чтобы все складывалось естественным путем.
Музыка Сонаты для флейты и фортепьяно – прощание с внезапно прервавшимся, почти десятилетним периодом счастливой жизни в деревне. Первая часть по настроению благодушна и лирична, в ней нет музыкальных контрастов, изредка возникает слышимая со стороны кукушка. Все настойчивее этот мотив звучит во второй части, музыка которой более глубокая и сосредоточенная. Третья часть – виртуозная тарантелла, и только в коде возвращаются настроения первой и второй частей. Заканчивается сочинение прерванным, удаляющимся призывом кукушки.
Исполнители: Симфонический оркестр Московской государственной консерватории. Дирижер Леонид Николаев (1–18), Ольга Ивушейкова, флейта (19–21), Александр Покидченко, фортепиано (19–21).
Композиторы: Алексей Николаев
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
| Алексей Николаев. Избранные произведения | ||
| Симфонические картины из оперы «Последние дни», по пьесе М. Булгакова (1986 г.) | ||
| 1. | 1. Вьюга | 3.30 | 
| 2. | 2. Высочайший надзор | 3.23 | 
| 3. | 3. Вальс | 6.32 | 
| 4. | 4. Сплетни | 2.36 | 
| 5. | 5. Последний путь | 4.35 | 
| Симфонические этюды – 13 вариаций для оркестра (1994) | ||
| 6. | Вариация 1 | 3.17 | 
| 7. | Вариация 2 | 3.04 | 
| 8. | Вариация 3 | 3.17 | 
| 9. | Вариация 4 | 2.01 | 
| 10. | Вариация 5 | 1.20 | 
| 11. | Вариация 6 | 2.58 | 
| 12. | Вариация 7 | 3.01 | 
| 13. | Вариация 8 | 1.50 | 
| 14. | Вариация 9 | 4.39 | 
| 15. | Вариация 10 | 2.45 | 
| 16. | Вариация 11 | 2.00 | 
| 17. | Вариация 12 | 2.42 | 
| 18. | Вариация 13 | 4.51 | 
| Соната для флейты и фортепиано (2000) | ||
| 19. | 1. Allegretto | 6.00 | 
| 20. | 2. Andantino sostenuto | 4.40 | 
| 21. | 3. Allegro molto | 4.58 | 
| Симфонический оркестр Московской государственной консерватории. Дирижер Леонид Николаев (1–18). Ольга Ивушейкова, флейта (19–21), Александр Покидченко, фортепиано (19–21). | ||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
| live / studio: | live | 
| формат: | ADD | 
| звукорежиссер: | Александр Филиппов (1–18), Руслана Орешникова (19–21) | 
| монтаж и/или мастеринг: | Вера Парфенова | 
| дизайнер, название используемых иллюстраций: | Максим Компанеец | 
| исполнительный продюсер: | Евгений Платонов | 
| копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория | 
| общее время звучания: | 73.59 | 
| год издания: | 2003 | 
| место записи: | Записи с концертов в Большом зале Московской консерватории (1–18) и в Малом зале Московской консерватории (19–21) | 
| дата записи: | 25 октября 2001 года (1–18) и 26 апреля 2001 года (19–21) | 
| цена: | 54 руб. 08 коп. | 



