Учебные материалы для слушателей ПВШ

| Аспирантура

 

 


 Материалы к курсу
«Информационно-музыкальные технологии»

Курс рассчитан на 40 часов.

Форма итоговой аттестации – зачет. На зачете необходимо ответить на один теоретический и два практических вопроса (теоретические вопросы, практические вопросы к зачету и литература прилагаются).

Открыть и скачать вопросы к зачету одним файлом (в формате pdf).

I. Теоретические вопросы к зачету

Введение. Краткая история вычислительной техники. Эпохи перехода от «ручных» к автоматическим устройствам, от механических к электрическим и электронным. Поколения ЭВМ: ламповые, полупроводниковые, на микросхемах, на «больших» и «сверхбольших» интегральных схемах. Появление персонального компьютера.

Раздел 1. Устройство компьютера и программное обеспечение

1. Двоичное представление информации. Биты, байты и производные от них единицы.
2. Устройство персонального компьютера (общая схема) и его характеристики.
3. Устройства ввода информации и управления: клавиатура, манипулятор «мышь» (тачпад, трекпойнт), сканер. Устройства отображения и вывода информации: монитор, принтер. Принципы их действия.

Раздел 2. Программное обеспечение персонального компьютера

4. Алгоритм и программа (основные понятия). Разветвления и циклы. Системы программирования. Языки программирования.
5. Операционные системы и их функции. ОС Windows, ее версии.
6. Вирусные и другие вредоносные программы, способы их распространения и меры предосторожности. Организация безопасной работы в ОС Windows.
7. Банки данных, базы данных и сферы их применения.
8. Подготовка печатных и электронных изданий на компьютере. Программы подготовки текстов, изображений, нотных примеров. Технические требования издательств к параметрам материалов для печати.
9. Компьютеры в образовании. Типы компьютерных программ в сфере образования. Средства представления информации и организации учебного материала в компьютере.

Раздел 3. Компьютерные сети

10. Локальные сети компьютеров, их организация и назначение. Принципы работы сетевых карт и модемов.
11. Сеть Интернет и ее услуги: «всемирная паутинка», электронная почта, системы поиска информации, системы оперативного общения.
12. Подготовка материалов для Интернет-страниц. Используемое программное обеспечение.

Раздел 4. Основные понятия акустики

13. Чистый тон и его параметры. Тригонометрические функции синус и косинус. Свойство периодичности функции. Сложение колебаний кратных частот. Сложение колебаний некратных частот. Период сложного колебания.
14. Понятие спектра. Периодические функции и их представление рядом Фурье. Гармоники. Структура спектра тонального звука. Спектр шумовых составляющих звука.
15. Вибрато как вариация (модуляция) звуковых колебаний по амплитуде и по частоте. Характеристики вибрато. Понятие «художественной нормы».
16. Преобразование звука в системе передачи. Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) линейной системы передачи звука. Нелинейные искажения в звуковой аппаратуре.
17. Колебательные системы и явление резонанса. Параметры колебательных систем: полоса пропускания и добротность.
18. Распространение звука в пространстве и его параметры. Отражение звуковой волны. Струны и объемные акустические резонаторы как распределенные колебательные системы. Возникновение обертонов.
19. Затухание звука в пространстве. Поглощение звука в разных материалах. Акустические характеристики помещений. Время реверберации и его влияние на качество звучания. Нормы параметров реверберации для залов и студий разного назначения. Управление реверберацией.

Раздел 5. Восприятие звука человеком. Звуковой канал обмена информацией

20. Интенсивность звука и громкость. Частотная зависимость слышимости звука человеком.
21. Высота звука и ее восприятие человеком. Связь между частотой тона и воспринимаемой высотой. Измерение высоты звука в центах. Математический закон построения равномерно-темперированного музыкального строя. Основные положения зонной теории слуха Н. А. Гарбузова.
22. Физические условия диссонанса и консонанса звуков.
23. Спектр звука голоса и его структура: форманты и антиформанты, обертоны. Спектр вокального звука.
24. Передача и прием эмоциональной информации. Характеристики звука голоса в разных эмоциональных состояниях.

Раздел 6. Цифровая запись колебаний и ее обработка в компьютере

25. Цифровое представление звука. Теорема Котельникова и выбор частоты дискретизации при цифровой записи звука. Шум квантования и разрядность представления отсчетов сигнала в компьютере. Возможности компьютерной звукорежиссуры.
26. Компьютерный анализ фонограмм для целей музыковедения и музыкальной педагогики (основные направления и результаты).
27. Принципы цифрового представления неподвижных (фотография) и подвижных (видеозапись) изображений. Возможности компьютерной обработки изображений.

II. Практические вопросы к зачету

Раздел 1. Управление компьютером. Операционная система Windows

1. Работа с программами. Запуск (вызов) программ. Управление окнами программ. Выключение (остановка) программ. Создание ярлыков на рабочем столе.
2. Работа с оглавлением диска. Сортировка файлов в каталоге. Переименование файлов и каталогов. Создание подкаталога (папки), перенос и копирование файлов. Удаление файлов, восстановление ошибочно удаленных файлов.
3. Страховочное копирование информации. Копирование файлов и каталогов. Копирование файлов на компакт-диск в Windows XP. Архивирование файлов и каталогов средствами Windows XP.
4. Печать текста. Варианты заказа печати. Задание параметров печати. Отмена задания на печать.

Раздел 2. Компьютерные сети. Вирусная безопасность

5. Поиск компьютера в локальной сети. Организация доступа к компьютеру по сети
6. «Паутинка» Интернет (WWW). Поисковые системы и особенности их использования. «Скачивание» информации из сети. Программы и режимы «скачивания».
7. Электронная почта. Режимы доступа к почтовому ящику (WWW, Outlook). Управление параметрами почтового ящика. Передача файлов разных размеров.
8. Антивирусные программы. «Скорая помощь» при разных видах вредоносных атак.
9. Организация безопасной работы на компьютере. Восстановление ОС при попадании неизлечимого вируса.

Раздел 3. Ввод и редактирование текстов (текстовый процессор Microsoft Word)

10. Ввод текста. Ввод стандартных и нестандартных символов, верхние и нижние индексы. Варианты сохранения текста.
11. Редактирование текста. «Листание» и «прокрутка» текста. Выделение редактируемого фрагмента с помощью «мыши» и клавишами. Перемещение фрагмента текста на «близкие» и «дальние» расстояния.
12. Форматирование текста. Задание параметров страницы. Задание параметров абзаца. Размещение текста в строке. Выбор начертания и размера шрифта. Шрифтовые выделения.
13. Вставка в текст графических иллюстраций. Рисование фигур и схем средствами программы MS Word. Вставка иллюстраций из графических файлов. Задание размеров иллюстрации. «Обтекание» картинки текстом. Параметры «обтекания». Создание подложки (для афиши).
14. Таблицы и таблично организованный текст. Задание параметров таблицы. Добавление строк. Объединение и разделение ячеек. Добавление столбцов. Задание печатаемых линий графления. Сортировка таблицы.
15. Набор и верстка в несколько колонок (создание программы концерта).
16. Нумерация страниц. Задание параметров нумерации. Снятие номеров страниц.
17. Оформление сносок. Постраничные сноски и их параметры. Концевые сноски. Преобразование типа сносок.
18. Списки. Нумерованные списки. Маркированные списки. Сортировка списка.
19. Заголовки разделов и автоматическое оглавление. Оформление заголовков. Создание и оформление оглавления.
20. Вод текстов сканированием-распознаванием: программа ABBYY FineReader. Сценарии сканирования – ввода. Ввод текста с иллюстрациями.

Раздел 4. Компьютерная обработка изображений

21. Программа для обработки изображений Paint (основные возможности).
22. Программы сканирования, входящие в комплект сканера.
23. Сканирование и сохранение изображения в программе Adobe Photoshop.
24. Подготовка изображения к публикации (программа Adobe Photoshop). Поворот. Кадрирование. Коррекция яркости и контрастности.
25. Ретуширование изображения (программа Adobe Photoshop). Набор «инструментов» ретуширования. Выделение и копирование фрагмента изображения. Копирование фрагментов фактуры.

Раздел 5. Компьютерный нотный набор: программа Finale или Sibelius

26. Набор и правка нотного текста. Задание параметров нотного текста
27. Разбивка партитуры на партии
28. Подготовка нотных примеров для вставки в текст (форматирование, выделение, преобразование в графический формат)
29. Прослушивание набранного нотного текста. Параметры воспроизведения

Раздел 6. Работа с мультимедиа-файлами. Компьютерное редактирование фонограмм

30. Принципы цифровой записи звука, ее параметры. Ввод фонограммы с внешнего устройства и с аудиодиска (Sound Forge, Nero).
31. Редактирование фонограммы (Sound Forge, Nero). Регулировка общей громкости. Выделение фрагментов фонограммы. Динамическая регулировка громкости. Вставка «пустого» фрагмента (тишины). Удаление фрагмента фонограммы.
32. Монтаж фонограмм (Sound Forge, Nero). Копирование и перенос фрагментов. Наложение звуковых дорожек.
33. Использование формата MP3 (параметры преобразования, искажения звука).

Раздел 7. Запись и копирование компакт-дисков

34. Основные форматы записи на компакт-диски (данные, звук, видеозапись).
35. Программы для записи и копирования компакт-дисков (Nero 9, Sound Forge, бесплатные программы).
36. Создание аудиодиска.
37. Копирование компакт-диска.
38. Запись дисков с файлами данных и DVD.

Литература

1. Харуто А. В. Музыкальная информатика: Теоретические основы. М., ЛКИ, 2009.
2. Харуто А. В. Компьютерная обработка текстов и иллюстраций. Работа с Windows и Интернет: Практическое руководство. М., ЛКИ, 2010.
3. Харуто А. В. Монтаж и обработка фонограмм и видеозаписей. Работа с компакт-дисками: Практическое руководство. М., ЛКИ, 2010.

Учебные пособия можно приобрести в магазине Издательской группы URSS (адрес в интернете: http://urss.ru/).

 


Материалы к курсу
«Новые информационные технологии
в науке и образовании»

  • Календарный план занятий (просмотреть)
  • Все остальные учебные материалы к курсу «Новые информационные технологии в науке и образовании», тематику лекций, рекомендуемую литературу, требования к зачету и экзамену Вы найдете на сайте преп. Т. П. Беликовой по адресу в интернете http://belikovat.ru.gg/

 


 Материалы к курсу
«Организационные основы системы образования»

Курс рассчитан на 60 часов, из которых 20 – аудиторные и 40 – самостоятельные.

Первые восемь занятий – аудиторные (тематика прилагается), последние два – семинарские (примерная тематика прилагается).

До 19 ноября необходимо выбрать и сообщить тему своего выступления. Вместо выступления можно представить письменный реферат или разработку проекта учебного плана или учебной программы (разъяснения по формированию программ прилагаются).

Форма итоговой аттестации – зачет (вопросы к зачету и список литературы прилагаются).

Разъяснения по формированию примерных основных образовательных программ

Скачать разъяснения одним файлом (в формате doc).

Открыть и скачать все остальные материалы одним файлом (в формате pdf).

Тематика аудиторных занятий

  1. Основные законодательные акты в сфере образования.
  2. Органы управления образованием. Виды нормативных документов в сфере образования.
  3. Высшее учебное заведение.
  4. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.
  5. Послевузовское образование.
  6. Дополнительное профессиональное образование.
  7. Виды и порядок разработки учебно-методических документов.
  8. Новые тенденции в развитии системы образования.
  9. Спецсеминар.

Примерная тематика спецсеминара

  1. Проект Закона об образовании в сравнении с действующим законодательством об образовании.
  2. Функции Министерства образования и науки РФ в управлении высшим профессиональным образованием. Роль Министертва культуры РФ.
  3. Музыкальное образование через призму перечня направлений (специальностей) ВПО и ГОС ВПО (сравнительный анализ перечня специальностей, ГОСы второго поколения, ГОСы третьего поколения).
  4. Сравнение системы музыкального образования Российской Федерации с другими странами.
  5. Разработка учебного плана вуза по одной из специальностей на основе ГОС ВПО (проект).
  6. Бакалавр в области музыкального образования: проблемы и возможности реализации (проект).
  7. Разработка учебной программы по одной из учебных дисциплин (проект).
  8. Вуз: структура управления, комплексная оценка деятельности, студент (прием, статус, права, обязанности), преподаватель в вузе.
  9. Правовые проблемы профессионального музыкального образования.

Вопросы к зачету

  1. Основные законодательные акты в области образования.
  2. Структура и содержание Закона «Об образовании».
  3. Закон «О высшем и послевузовском образовании».
  4. Управление системой образования, разграничение полномочий.
  5. Номативные акты в области образования, принимаемые Правительством Российской Федерации.
  6. Нормативные акты, принимаемые Министерством образования и науки РФ.
  7. Лицензирование образовательного учреждения.
  8. Государственная аккредитация образовательного учреждения и образовательных программ.
  9. Виды образовательных программ.
  10. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.
  11. Анализ государственного образовательного стандарта на примере одного из направлений (специальностей) высшего музыкального образования.
  12. Примерная программа дисциплины основной программы высшего профессионального образования.
  13. Послевузовское образование (структура, особенности функционирования).
  14. Дополнительное профессиональное образование (виды учреждений, образовательных программ).
  15. Негосударственные образовательные учреждения.
  16. Трудовые отношения в системе образования.

Список литературы

Основная литература:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Трудовой кодекс РФ (статья 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников»).
  3. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 с последующими изменениями.
  4. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ с последующими изменениями.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».
  6. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 года N 309-Ф3.
  7. Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года.
  8. Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003 года.

Дополнительная литература:

  1. Мураталиева С.Г. Образовательные учреждения Министерства культуры Российской федерации (Аналитический обзор). М., 2003. 103 с.
  2. Солдаткин В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты. М., 1999. 123 с.
  3. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль Российского права. М., 2000. 347 с.
  4. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002. 326 с.
  5. Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. М., 2001. 389 с.
  6. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. М., 2004. 341с.

Основные электронные ресурсы:

  1. Министерство образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/
  2. Российское образование. Федеральный портал: http://www.edu.ru/
  3. Новые нормативные акты в сфере образования: http://edu.consultant.ru/obrazovanie/
  4. Федеральная служба по надзору в области образования и науки: http://www.obrnadzor.gov.ru/

 


Материалы к курсу «Педагогика»

Открыть и скачать требования к зачету одним файлом (в формате pdf).

Требования к зачету

Для получения зачета аспирант может выбрать одну из трех форм учебной отчетности: активное участие в семинарских занятиях, написание реферата или выполнение самостоятельной работы.

1. Активное участие в семинарских занятиях возможно в одном из двух вариантов:

  • в качестве ведущего-организатора одной из тем семинарского занятия. На зачет ведущий представляет отчет по теме в виде общего плана, анализа выступлений участников (общий объем отчета 2 страницы);
  • в качестве выступающего по одной из тем семинарского занятия. Для получения зачета требуется не менее 2 выступлений. На зачет выступающий представляет тезисы своих выступлений объемом не более 1 страницы по каждому выступлению.

2. Написание реферата по педагогике.

Тему и жанр письменной работы выбирает аспирант, руководствуясь приведенным ниже примерным перечнем тем. На зачет представляется текст реферата, объемом не менее пяти и не более десяти страниц, соответствующий стандартным требованиям (гарнитура Times, кегель 12, межстрочный интервал 1,5, все поля 2,5 см). На титульном листе указываются тема, фамилия и инициалы, специальность и курс аспиранта.

Примерный перечень тем для реферата

Примечания:

а). Тематика работы может быть максимально приближена к сфере индивидуальных педагогических интересов аспиранта и таким образом выходить за пределы данного списка. В этом случае необходимо в обязательном порядке обсудить тему с преподавателем курса.
б). Любая из приведенных ниже тем может быть рассмотрена только для конкретной возрастной группы или образовательного уровня (школа, училище, вуз).

1. Соотношение научения и обучения в формировании музыканта-профессионала.
2. Принципы развивающего обучения в музыкальной педагогике.
3. Развитие памяти взрослых в процессе обучения.
4. Приёмы проблемного обучения в профессиональном музыкальном образовании.
5. Творческое развитие в профессиональном обучении музыканта.
6. Понятие «школа» в художественной педагогике.
7. Основы индивидуального подхода к учащемуся в процессе обучения.
8. Основы андрагогики.
9. Профессионализм и стадии его формирования.
10. Инновационные методы в преподавании музыкальных учебных предметов (выбор метода для анализа по выбору аспиранта).
11. Сцецифика профессиональной музыкальной педагогики (система ценностей, дидактические установки, методические принципы).
13. Творчество и традиции в педагогике высшего мастерства.
14. Возрастной фактор в системе педагогической оценки.
15. Формирование мотивации учения.
16. Структура учебного знания в различных педагогических системах.
17. Методы психологического воздействия на ученика.

3. Самостоятельная работа анализ конкретной педагогической ситуации или педагогической задачи.

Примерный перечень тем для самостоятельной работы

Примечание:

При выполнении самостоятельной работы желательно опираться не только на исследования, но и на собственный профессиональный опыт.

1. Возможные варианты организации занятия в группе учащихся с разным уровнем базовой подготовки.
2. Драматургия урока: правомерность понятия, варианты, возможность реализации индивидуального подхода.
3. Наказание и дисциплина.
4. Когда педагог не прав: выходы из положения.
5. Конфликтные ситуации в обучении.
6. Критерии оценки работоспособности ученика.
7. Преодоление эмоциональной неприязни педагога к ученику (группе, к родителям, между учениками).
8. Педагогическая диагностика и прогноз развития ученика.
9. Личные и учебные отношения между педагогом и учеником в индивидуальном обучении.
10. Обучение детей (подростков) с эмоционально-неадекватным поведением.
11. Обучение одаренных.
12. Критерии объективности педагогической оценки.

Список рекомендуемой литературы

1. Амонашвили Ш. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. М., 1984.
2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.
3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб, 2002.
4. Блонский П. Избранные педагогические произведения. М., 1961.
5. Боно Э. Параллельное мышление. М., 2007.
6. Брунер Д. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М., 1977.
7. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. М., 1983.
8. Буасье А. Уроки Листа. Л., 1964.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985
11. Гройсман А.Л. Психогигиена творческого труда студентов театральных вузов. М., 1982.
12. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
14. Добрович А.А. Воспитателю о психологии и психогигене общения. М., 1987.
15. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления.
16. Землянский Б. О музыкальной педагогике. М., 1987.
17. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., 1981.
18. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М., 2006.
19. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных сигналах. М., 2006.
20. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М., 2003.
21. Кременштейн Б. Педагогика Г. Нейгауза. М., 1984.
22. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
23. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
24. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2003.
25. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве / Под ред. Л. Раабена. Л., 1963.
26. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
27. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
28. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1987.
29. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1995.
30. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990.
31. Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития. М., 1986.
32. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
33. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов: Сб. ст. Под ред. Л. Гройсмана. М., 1984.
34. Римский-Корсаков Н.А. Музыкальные статьи и заметки. М., 1911.
35. Рубинштейн А.Г. О музыке в России. Автобиографические записки. В 3 т. Т.1.
36. Сафонов В. Новая формула. (Мысли об учащих и учащихся). М., 1961.
37. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
38. Слонимский С.М. О воспитании композитора // Художественное творчество / Вопросы комплексного изучения / 1983. Л., 1983.
39. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.
40. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.
41. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.
42. Шадриков В. Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М., 1990.
43. Фомин В. Школа-мастерская как феномен культуры (к проблеме специфики профессионального музыкального образования). Музыкальное образование: Уроки истории / Сб. научн. тр. ПНИЛ М., 1991.
44. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М., 2000.

Список литературы может быть дополнен. Следите за обновлением!

 

Уважаемые слушатели курса!

Работу (отчеты) необходимо выслать проф. М.С. Старчеус по электронному адресу star4eus2011@yandex.ru НЕ ПОЗЖЕ 25 ДЕКАБРЯ текущего года. На зачет Вы приходите с распечаткой работы (отчетов). Будьте готовы ответить на несколько вопросов по содержанию Вашей работы.

Терпения и удачи!

 


Материалы к курсу «Семиотика искусства»

Литература

Открыть и скачать список литературы одним файлом (в формате pdf).

Примечание: Многие издания из приведенного ниже списка литературы Вы можете найти в интернете, скачать (в том числе бесплатно) или читать онлайн. Для Вашего удобства некоторые ссылки внесены в список.

I. Книги и главы из книг:

1. Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971. Читать онлайн
2. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или азбука общения. М., 1997.
3. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.
4. Лотман М.Ю. Семиосфера. М., 2000. Там разные статьи: Автокоммуникация Я и Другой, Иконическая риторика, Семиотическое пространство, Понятие границы (в составе раздела «Внутри мыслящих миров»), О семиотическом механизме культуры, Миф – имя – культура (в составе раздела «Статьи и исследования»).
5. Иванов Вяч.Вс. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978.
6. Иванов Вяч.Вс. Эстетика Эйзенштейна // Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1. М., 1998. С. 143–380.
7. Иванов Вяч.Вс. Заметки по исторической семиотике музыки // Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 3. М., 2004. Читать онлайн
8. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995 (главы Петербургские тексты и петербургские мифы, О поэтическом комплексе моря… и др.).
9. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. Читать онлайн
10. Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанова. М., 2001 (особенно Я.Якобсон. Поэзия грамматики и грамматика поэзии, а также В.Пропп. Структурное и историческое изучение волшебной сказки – есть и отдельные издания). Скачать здесь
11. Пропп В. Морфология сказки (много разных изданий в последние годы). Читать онлайн
12. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 1998. Скачать здесь
13. Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Нулевая степень письма. М., 2008. Читать онлайн
14. Леви-Стросс К. Сырое и вареное (в книге Мифологичные). В другом переводе: Сырое и приготовленное: Мифологики (о музыке – в конце; есть в сети, издания разных лет). Скачать здесь

II. Статьи (некоторые из них указаны в предыдущем разделе):

1. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания, IX (2/96), 521–559.
2. Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа // Искусствометрия. Методы точных наук и семиотики. М., 2009. 136–163.
3. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Он же. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. Скачать здесь
4. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Он же. Семиосфера. СПб., 2000. Скачать здесь
5. Лотман Ю.М. Натюрморт в перспективе семиотики // Он же. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. Скачать здесь
6. Лотман Ю.М., Успенский Б. А. 1992. Миф - имя - культура // Он же. Семиосфера. СПб., 2000. Скачать здесь
7. Злыднева Н.В. Визуальный нарратив: к проблеме темпоральности как имплицированной вербальности (случай позднего авангарда) // Язык как медиатор между знанием и искусством. М., 2009. 221–228.

III. Дополнительная литература:

1. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003.
2. Бронуэн М., Фелицитас Р. Словарь семиотики. М., 2010.
3. Вейль Г. Симметрия. М., 2007. Скачать здесь
4. Злыднева Н.В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М., 2008. Скачать здесь
5. Кнабе Г.С. Семиотика культуры. М., РГГУ, 2005.
6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972 (или любое другое издание). Читать онлайн
7. Лотман Ю.М. Театральный язык и живопись: к проблеме иконической риторики // Он же. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. Скачать здесь
8. Кнабе Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни // Кнабе Г.С. Древо познания и древо жизни. М., РГГУ, 2006. С. 198–218.
9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и средневековая культура (издания разных лет). Читать онлайн
10. Семиотика и авангард: Антология. Под ред. Ю.С. Степанова. М., 2006.
11. Шмид В. Нарратология. М., 2008. Читать онлайн
12. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по «философии текста». М., 1996. Читать онлайн
13. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. М., 1985. Скачать здесь
14. Цивьян Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы. М., 2005. Скачать здесь
15. Цивьян Т.В. Семиотические путешествия. СПб., 2001.
16. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
17. Ханзен-Леве О. Русский формализм. М., 2006.
18. Иванов Вяч.Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976. (переиздание в: Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Тт. 1–4. М., 1999–2007). Читать онлайн
19. Леви-Стросс К. Структурная антропология (издания разных лет). Скачать здесь
20. Фуко М. Слова и Вещи (издания разных лет; читать онлайн) или любые другие книги этого автора, например, Это не трубка (читать онлайн), Рождение клиники (читать онлайн) и проч. (все есть в сети).
21. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999. Читать онлайн
22. Греймас А.Ж. Семиотика страстей. М., 2006. Скачать здесь
23. Френденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997 (или другое издание). Читать онлайн
24. Флоренский П. Иконостас. М., 1993 (или другое издание). Читать онлайн
25. Подорога В. Феноменология тела. М., 1995. Скачать здесь
26. Gombrich, E. H. Art and illusion: a study in the psychology of pictorial representation. 5th ed. London: Phaidon. 1977.
27. Chandler D. Semiotics for Beginners

Вопросы к зачету

Открыть и скачать список вопросов к зачету одним файлом (в формате pdf).

1. Семиотика Соссюра: язык и речь.
2. Структура знака по Соссюру.
2. Виды знаков по Пирсу: индексы, иконы, символы.
3. Треугольник Фреге: знак–смысл–значение.
4. Денотат и коннотат.
5. Семантика, синтактика и прагматика.
6. Дискретность и континуальность.
7. Универсальные двоичные противопоставления в культуре.
8. Синхрония и диахрония в семиотическом анализе.
9. Что такое семиосфера и как она структурирована.
10. Структура коммуникации: код и сообщение.
11. Понятие семиозиса.
12. Текст, его границы и уровни.
13. Интертекст, паратекст, метатекст.
14. Симметрия/асимметрия в искусстве.
15. Понятие модели мира в культурологии.
16. Понятие мифопоэтического в искусстве.
17. Московско-тартуская школа семиотики: предтечи и основные представители.
18. Нарратология Проппа и Греймаса.
19. Фигура речи в художественном тексте: метафора, метонимия.
20. Ролан Барт.
21. М. Фуко.
22. Ж. Деррида.
23. Основные проблемы семиотики музыки.