Игумнов
Константин Николаевич

  • Годы работы: 1899 - 1948
  • Доктор искусствоведения
  • Народный артист СССР
  • Профессор
Игумнов<br /> Константин Николаевич

Пианист, педагог
Директор Московской консерватории (1924–1929)

Лауреат Сталинской премии (1946)


Родился 19 апреля 1873 года в г. Лебедяни Тамбовской губернии.

Музыкой занимался с раннего детства. Переехав в Москву (1887), в течение года брал частные уроки у Н.С. Зверева. В 1888–1894 годах учился в Московской консерватории у А. И. Зилоти, затем у П. А. Пабста (фортепиано) и В. И. Сафонова (камерный ансамбль). Занимался теорией композиции у А. С. Аренского, М. М. Ипполитова-Иванова, С. И. Танеева. Окончил курс с золотой медалью. В 1892–1894 годах учился также на юридическом, затем историко-филологическом факультетах Московского университета.

Концертная деятельность

Получив в 1895 году почетный отзыв на Втором Международном конкурсе пианистов им. Антона Рубинштейна в Берлине, начал активно концертировать в стране и за рубежом. Гастролировал в Германии (1908, 1910, 1911). Выступал как солист, а также в ансамбле с И. В. Гржимали, А. Я. Могилевским, Б. О. Сибором, А. А. Брандуковым, А. Э. фон Гленом, Квартетом им. Бетховена. «Мой исполнительский путь сложен и извилист, – вспоминал Игумнов. – Я разделяю его на следующие периоды: 1895–1908 гг. – период академический; 1908–1917 гг. – период зарождения исканий под влиянием художников и писателей (Серов, Сомов, Брюсов и др.); 1917–1930 гг. – период переоценки всех ценностей; увлечение колоритом в ущерб рисунку, злоупотребление rubato; 1930–1940 гг. – постепенное формирование моих теперешних взглядов на проблемы пианизма. Однако вполне я осознал их и нашел себя лишь после Великой Отечественной войны» (Мильштейн Я. К. Н. Игумнов. 1975. С. 430).

Главной особенностью своей натуры считал эмоционально-романтическое отношение к музыке: «До известной степени она была создана созерцательным бытием и окружением – моей учительницей, лирически чувствительной и религиозной; братом, любившим стихи; отцом, который постоянно любовался звездами и любил цветы... Все это настраивало меня на чисто романтическое миросозерцание, вызывало романтические настроения...» (К.Н. Игумнов о творческом пути и исполнительском искусстве пианиста... // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 3. М., 1973. С. 49).

Несравненными были умение пианиста «петь» на рояле, благородство и красота звука. Центральное место в репертуаре занимала музыка композиторов-романтиков – Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, А. Г. Рубинштейна, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского (трактовка Игумновым цикла «Времена года» и ряда других произведений была признана шедевром русского исполнительского искусства). Первый исполнитель Сонаты № 1 и Вариаций на тему Шопена С. В. Рахманинова, первый исполнитель его Концерта № 4, «Рапсодии на тему Паганини» для фортепиано с оркестром в России, Концерта № 1 для фортепиано с оркестром А. К. Глазунова, «Вариаций на тему Глинки» А. К. Лядова и других произведений.

Педагогическая деятельность

Выдающийся педагог, создатель крупнейшей пианистической школы. Педагогическую деятельность начал в Москве (1896). В 1888–1889 годах преподавал в Музыкальном училище при Тифлисском отделении ИРМО. С 1899 года до конца жизни вел класс специального фортепиано в Московской консерватории (в 1942–1943 работал в Ереванской консерватории). С 1918 года руководил фортепианным отделом, затем исполнительским факультетом. С 1935 года возглавлял одну из кафедр на фортепианном факультете. Воспитал свыше 500 музыкантов, среди которых: К. Аджемов, Ан. Александров, В. Аргамаков, Б. Берлин, О. Бошнякович, А. Готлиб, М. Готлиб, М. Гринберг, Б. Давидович, И. Добровейн, А. Дьяков, А. Иохелес, П. Любошиц, Я. Мильшейн, И. Михновский, Л. Оборин, Н. Орлов, Я. Флиер, Н. Штаркман. В работе с молодыми пианистами придавал большое значение осмысленности музыкальной речи, умению «горизонтально слышать музыку», воспринимать каждую деталь в связи с предшествующим и последующим (Мильштейн Я. К. Н. Игумнов. С. 318).

Настороженно относился к музыкально-аналитическому методу в работе над произведением: «Когда играешь, вовсе не обязательно знать все формальные особенности произведения, все эти АВС, “шпили”, точки золотого сечения и т.п. Это все средства вспомогательные. Надо прежде всего, и в этом главное, ощущать движение произведения в соответствии с его основным смыслом, как бы “переживать” произведение, познавать его внутреннюю жизнь, а не разлагать его на составные части и потом их слагать» (Мильштейн Я. К. Н. Игумнов. С. 345).

В отличие от многих музыкантов не мыслил разделение процесса работы на отдельные фазы или этапы: она шла по-разному в зависимости от исполняемой музыки. Все технические приемы должны были рождаться из поисков того или иного звукового образа (Мильштейн Я. К. Н. Игумнов. С. 278). 

Научные труды. Издания. Публикации

В 1928–1929 годах член редколлегии журнала «Музыкальное образование» (изд. Московской консерватории).

Публикации:

  • • К 60-летию Московской государственной консерватории // Музыка и революция. 1927. №4;
  • • Проблемы исполнительства // Советское искусство. 1932. 21 апреля;
  • • Творчество, а не ремесло // Советское искусство. 1932. 26 ноября;
  • • О Шопене // Советское искусство. 1935. 11 ноября;
  • • О фортепианных сочинениях Чайковского // Советская музыка. 1940. № 5–6;
  • • Мои исполнительские и педагогические принципы [вступ. статья Я.И.Мильштейна] // Советская музыка. 1948. №4 (То же в книге: Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Л., 1966).

Литература о педагоге:

  • • Мильштейн Я. К.Н. Игумнов. М., 1949.
  • • Мильштейн Я. Исполнительские и педагогические принципы К.Н.Игумнова // Мастера советской пианистической школы. М., 1961.
  • • Мильштейн Я. К.Н. Игумнов и вопросы фортепианной педагогики // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1. М., 1965.
  • • Рабинович Д. К.Н. Игумнов // Портреты пианистов. М., 1962 (2-е изд. 1970)
  • • Аджемов К. Константин Николаевич Игумнов // Аджемов К.Х. Незабываемое. М., 1972.
  • • К.Н. Игумнов о творческом пути и исполнительском искусстве пианиста. Из бесед с психологами // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 3. М., 1973.
  • • Венок Константину Николаевичу Игумнову // Советская музыка. 1973. №5.
  • • Мильштейн Я. К.Н. Игумнов. М., 1975.

Умер 24 марта 1948 г. в Москве.

Источник: Грохотов С.В. Игумнов Константин Николаевич // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С.204–205.

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР
Профессор

Заслуженный деятель искусств РФ
Профессор


Профессор

Народный артист СССР (1964).
Профессор

Доктор искусствоведения
Профессор

Кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984)
Профессор


Профессор

Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист СССР
Профессор


Доцент


Доцент


Доцент


Преподаватель


Преподаватель

Заслуженный работник культуры РСФСР
Концертмейстер