Работает в Московской консерватории с 1971 года. Профессор кафедры теории музыки Московской консерватории. Ведёт на историко-теоретическом факультете консерватории специальные курсы гармонии и полифонии у музыковедов, а также эти предметы на фортепианном факультете. Член Совета ИТФ.

Работал в институте ГИИ в 2007–2014 годах, в Отделе современных проблем музыкального искусства (с 2013 года — Отдел теории музыки). Ведущий научный сотрудник — 0,5 ставки. Сфера научных интересов — вопросы гармонии, полифонии, музыкальной формы в музыке ХХ века. Специалист в области современного искусства.

Награды:

  • Медаль к 850-летию Москвы;
  • Грамота Международного Благотворительного фонда «Меценаты столетия» — «За трудовые подвиги на благо Родины и служение идеалам добра и милосердия» 27.09.2006;
  • Серебряный знак отличия в честь 150-летия Московской консерватории (2016);
  • Медаль Императорского Дома Романовых «В память 400-летия Дома Романовых (1613–2013) замзначительный личный вклад в социокультурное наследие и развитие национальных традиций» (2016).

В прошлом:

  • Зам. декана (1983–1991) и декан теоретико-композиторского факультета Московской консерватории (1991–1997);
  • Председатель Совета теоретико-композиторского факультета (1991–1997);
  • Профессор отдела теории музыки МГИМ имени А. Г. Шнитке (1997–2013);
  • Преподаватель (профессор) ЦССМШ при Московской консерватории (1989–2017);
  • Профессор МГПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова (2005–2006).

Образование, квалификация, стажировки:

  • Теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (1963–1968);
  • Аспирантура Московской консерватории (1968–1971);
  • Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения «Фортепианный концерт. К истории и теории жанра» (1986);
  • Четырёхмесячная пост-докторальная стажировка в 1993 в университете г. Утрехта (Голландия) в области старинной полифонии;
  • Защита диссертации на соискание степени доктора искусствоведения «Теоретические основы полифонии ХХ века» (1995).

Основные публикации

Монографии

  • Теоретические основы полифонии ХХ века. — М., 1994 — 18 а.л.;
  • Полифония в русской музыке ХХ века. — М., 2012 — 26,5 а.л.;
  • Полифония в зарубежной музыке первой половины ХХ века. — М., 2017 — 18 а.л. (в печати).

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах

  • Концертирование как метод тематического развития. // Проблемы музыкознания. Сборник научных трудов. Вып. 3. М., МДОЛГК, 1976. — 0,5 а. л.;
  • Ранний фортепианный (клавирный) концерт. // Вопросы музыкальной формы. Вып. 3. М., Музыка, 1977. – 1,7 а. л.
  • Философия новой музыки Т. Адорно как идейно-эстетическая основа западного авангарда конца 40-х — 50-х годов ХХ века. // Доклад на семинаре по актуальным проблемам музыкознания ПНИЛ. — М., 1979. — 1,2 а. л;
  • Фортепианный концерт. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М., МДОЛГК, 1980. — 1 а. л.;
  • Мотет XII–XV веков. Текст лекций на ФПК. (рукопись). — М., 1979. — 2 а.л.;
  • Инструментальная фуга в творчестве предшественников И. С. Баха. Исследование (рукопись). Текст лекций на спецкурсе полифонии. — М., 1979 — 3 а.л.;
  • Теория концертности и её становление в русском (советском) музыкознании. // Вопросы методологии советского музыкознания. Сборник научных трудов. — М., МДОЛГК, 1981. — 1,8 а. л.;
  • Типология месс на cantus firmus. Научная разработка проблемы для спецкурсов и ФПК. — М., 1982 — 2 п.л.;
  • Влияние принципов концертности на фортепианное творчество Бетховена. Доклад на научной конференции Сергиевские чтения. — М. МДОЛГК, 1982. — 1,5 а.л.;
  • Теория концертности в трудах Б.В. Асафьева. // Доклад на юбилейных асафьевских чтениях. — М., 1984. — 0.7 а. л.;
  • Состояние изучения эволюции крупной инструментальной формы в музыке социалистических стран. — Доклад на конференции ВНИИ искусствознания. Тезисы в  книге: «Состояние и перспективы изучения искусств европейских социалистических стран». — М., 1984. — 1 а.л.;
  • Георг Бём (1661–1733) — старший современник И. С. Баха. Статья в Календаре памятных дат (К 325-летию со дня рождения). — М., 1986;
  • О тенденциях в полифоническом мышлении композиторов новой польской школы. // Музыка социалистических стран. Тенденции 60–80-х годов. Сборник научных трудов — М., МДОЛГК, 1988. — 1,5 а. л.;
  • Иоганн Кунау (к 325-летию со дня рождения // Календарь памятных дат. — М., 1984. — 0.3 а.л.;
  • Алессандро Скарлатти (к 325-летию со дня рождения) // Календарь памятных дат. — М., 1984. — 0.3 а.л.;
  • Полифония А. Шнитке. // Научный доклад. Сергиевские чтения. Вып. 2. — М., МДОЛГК, 1992. — 2 а. л.;
  • Сложный контрапункт в мессах Палестрины. // Методы изучения старинной музыки. Сборник научных трудов. — М., МДОЛГК, 1992. — 1 а. л.;
  • Композитор Л. Бобылёв. // Российская музыкальная академия 1996, № 3;
  • «Путь к профессиональному музыкальному слуху; слышу — постигаю — фиксирую». Систематический курс современного диктанта. — М., 1997. Рукопись. — 3 а.л.;
  • Полифонический образ гитары (о цикле 24 прелюдий и фуг И. Рехина) // Журнал «Гитаристъ». — М., 1998. — 0,5 а. л.;
  • Сонорные аспекты полифонии Эдисона Денисова. // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929–1996). Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. — М., 1999. — 1,7 а. л.;
  • Полифония в музыке для гитары и творчество русских композиторов ХХ века //Доклад. Материалы Международного конгресса EGTA, — Кембридж. 2000. — 1 а. л.;
  • Теория и практика современной полифонии (фуга, полифонические вариации, инвенция, канон). Учебное пособие для создания полифонических форм. — М., 2000. – — 3 а.л.;
  • О взаимодействии принципов гармонии и контрапункта в музыке Палестрины и Лассо. // Научные труды МДОЛГК имени П. И. Чайковского. Вып. 33. — М., 2001. — 1 а.л.;
  • Принцип пародии в мессах Палестрины. // Научные труды МДОЛГК имени П. И.  Чайковского. Вып. 33. — М., 2001. — 1 а. л.;
  • А.С. Аренский как теоретик и педагог в воспоминаниях его современников //. Научные труды МГК имени П. И. Чайковского, — М., 2001. — 0,7 а. л.;
  • Полифония. Программа-конспект для музыкальных вузов (специальность «Музыковедение») // Министерство культуры РФ, УМО по музыкальному образованию. — М., 2001 — 7 а. л.;
  • У истоков романтической концертности (о ранних концертах и концертных пьесах Ф. Мендельсона) // Научные труды МГК имени П. И. Чайковского, — М., 2002 —1 а. л.;
  • Полифония и форма в произведениях Арнольда Шёнберга // Научные труды МГК имени П. И. Чайковского. Вып. 38. — М., 2002. — 1,5.а. л.;
  • Современные аспекты танеевской теории простого и сложного контрапункта // В сборнике: «От Гвидо до Кейджа» ГМПИ им. М. М. Ипполитова- Иванова. Полифонические чтения. — М., 2006. — 1,3 а. л.;
  • Полифония. Музыкальное письмо. // Теория современной композиции. Глава VII. ACADEMIA XXI. — М., 2005. — 1,5 а. л.;
  • Анализ музыкальных произведений. Программа для музыковедов МГИМ им. А. Шнитке. // Министерство культуры РФ, УМО по музыкальному образованию — М., 2005. — 1,7 а.л.;
  • Пластовые формы новейшей полифонии как фактор индивидуализации музыкального стиля // Материалы межвузовской конференции ГИ искусствознания. 2006. —  С.155–170. 0,8 а. л.;
  • Полифония. Программа для музыковедов вуза МГИМ им. А. Г. Шнитке // Министерство культуры РФ, УМО по музыкальному образованию. — М., 2005. — 3.3 а. л.;
  • Анализ музыкальных произведений. Программа для музыковедов вуза МГИМ им. А. Г. Шнитке // Министерство культуры РФ, УМО по музыкальному образованию. — М., 2005. — 1.5 а. л.;
  • Вышнеградский И.А. // Большая Российская энциклопедия. 2006. — 0,3 а. л.;
  • Теоретические аспекты микрохроматики. Статья для интернет-журнала ГИИ. 2007. — 3 а.л.;
  •  Полифоническое искусство Пьера Булеза. // Глава для 3 тома Истории полифонии ХХ века (вторая половина столетия). — М., 2008 — 2,5 а.л.;
  • Полифонические техники Карлхайнца Штокхаузена.// Глава для 3 тома Истории полифонии. — Полифония вмзарубежной музыке второй половины ХХ века. — М., 2008. — 2.5 а.л.;
  • Современный образ старой Руси (о творчестве композитора Ю. Буцко), // Музыкальная академия. — М., 2008, №3. — С. 20–31;
  • Программа подготовки для поступающих в аспирантуру Московской консерватории по специальностям «Хоровое и симфоническое дирижирование» — гармония, сольфеджио, полифония» Утверждены Методическим объединением Вуза. — М., 2009. — 4 а.л.;
  • Взаимодействие тоново-сонорных элементов на принципы формообразования в  “Fachwerk” С. Губайдулиной. Научный доклад. См. также главу 13 в книге И. Кузнецов. Полифония в русской музыке ХХ века. — М. 2012. — С. 376–384;
  • Контрапункт и фуга в условиях композиционных техник ХХ века. // Этот многообразный мир музыки. Приношение М. Г. Арановскому. — М., 2010. — С. 148–175;
  • Профессиональный музыкальный слух: современное состояние, перспективы развития. Доклад на международном форуме в Центральной Пекинской государственной консерватории. Пекин, 2010 г. –1,5 а.л.
  • Векторы современного музыкального мышления (на рубеже XX и XXI веков). Доклад на Международной научной конференции «Музыковедческий форум 2010». — М., 2010. — 1 а.л.;
  • Состояние и перспективы развития курса полифонии. (По материалам научной конференции «Теория музыки в России: Традиции и перспективы). // Научный вестник Московской консерватории. — М., 2011. — С. 33–37;
  • Полифония на рубеже XX и XXI веков: системы, стилевые направления, тенденции развития. // История освещает путь современности. К 100-летию со дня рождения В. В. Протопопова. М., 2011. С. 130–143.
  • «Золушка» в музыкальной системе С. С. Прокофьева. Доклад на Международной научной конференции «С. С. Прокофьев в современном мире» — М., 2011. — 1 а. л.;
  • Покаянный канон: послание через века.(О произведении Ю. М. Буцко «Канон Ангелу Грозному, Воеводе и Хранителю…творение Юродивого Парфения (Иоанна IV Грозного, Деспота Российского)». // В  борнике научных трудов кафедры инструментовки Московской консерватории. — М., 2012. — 1,5 а.л.;
  • Системы гармонии и контрапункта Карлхайнца Штокхаузена в исследованиях Ю. Н. Холопова. Доклад на Международном фестивале «Музыкальные миры Ю. Н. Холопова». — М., 2012. — 1 а. л.;
  • Теоретические аспекты микрохроматики. Статья и доклад на научно-практической конференции в Пекинской консерватории. — Пекин. 2012 г. — 2 а.л.;
  • То же в «Journal of the Central Conservatory of Music» 2013, №3 (Résumé на китайском языке);
  • Микрохроматика в курсе сольфеджио. Доклад на Международной конференции по сольфеджио. Московская консерватория. — М., 2011 — 2 а.л.;
  • Пока мы помним — ушедшие живы. Статья о книге: А. Чугаев в воспоминаниях современников. — М., Дека. 2012. — 0,5 а.л.;
  • Как интонировать микрохроматическую музыку. Доклад на научных чтениях кафедры композиции Центральной Пекинской консерватории. 2012 г.— 2 а.л.;
  • Черты позднего стиля Родиона Щедрина сквозь призму полифонического искусства Мастера. Доклад на Международной конференции, посвящённой 85-летию композитора. — М., 2013. 1,5 а. л.;
  • Новаторские системы гармонии в творчестве композиторов Первого русского авангарда (И. Вышнеградский, А. Мосолов, Н. Рославец, А. Лурье, Г. Попов, Е. Голышев). Цикл докладов на научном симпозиуме музыковедов КНР в Центральной Пекинской консерватории. 2014 г. — 6 а.л.;
  • То же в «Journal of the Central Conservatory of Music» 2015, №2 (Résumé на китайском языке);
  • Гармония в позднем творчестве Ф. Листа и проблемы эволюции музыкального мышления композитора. Доклад на научных чтениях кафедры композиции Центральной Пекинской консерватории. 2014 г. — 2 а.л.;
  • То же в «Journal of the Central Conservatory of Music» 2015, №4 (Résumé на китайском языке);
  • Система гармонии К. Дебюсси и тенденции развития гармонического мышления в европейской музыке начала ХХ века. Доклад на научных чтениях кафедры композиции Центральной Пекинской консерватории. 2014 г. — 3 а.л.;
  • То же в «Journal of the Central Conservatory of Music» 2015, №6 (Résumé на китайском языке);
  • Судьба интонации на разломах музыкального языка новейшего времени. Доклад и статья на конференции памяти М. Г. Арановского. 2014. — 2 а.л.;
  • Судьба интонации на разломах музыкального языка новейшего времени. Статья (дополненный доклад). //. В сборнике ГИИ Проблемы онтологии музыки: проблемы и решения. Вып. 1. — М., 2014. — 3 а.л.;
  • Полифония. Контрапункт. Статья в Энциклопедию Московской консерватории. — М., 2015. — 0.5 а.л.;
  • Предисловие ко второму изданию книги С. И. Танеева «Учение о каноне». Издательство «Планета музыки». — Санкт-Петербург. 2016. — 0,1 а.л.;
  • От интонации к жесту. К вопросу об эволюции мелодического процесса. Доклад на международной конференции “Ad memoriam” (памяти Т. Н. Дубравской). — М., 2016. — 1,3 а.л.

Коллективные труды:

  • Кузнецов И.К., Никольцев И.Д. Микротоновые системы в отечественной и зарубежной музыке. // Искусство музыки. Теория и история. Интернет-журнал ГИИ. — М., 2013. Вып. 1–2. С.4–70. — 4 а.л.

Отзывы и рецензии на диссертации и научные работы

2004

  • Реценззия на диссертацию Н. В. Лозовской «Книга Псалтирь в творчестве композиторов ХХ века»;
  • Рецензия на учебные программы (3) А. В. Харуто по музыкальной информатике.

2005

  • Оппонентский отзыв на докторскую диссертацию Т. В. Франтовой «Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины ХХ века»;
  • Отзыв на кандидатскую диссертацию Хохловой А. Л. «Игровое пространство–время в камерных трио Й. Гайдна»;
  • Рецензия на сборник «Сергей Сергеевич Скребков». К 100-летию со дня рождения. — М. 2005;
  • Рецензия на книгу А. В. Харуто «Музыкальная информатика» — М., 2005;
  • Рецензия на книгу Ю. Н. Рагса «Акустика в системе музыкального образования». Учебное пособие;
  • Рецензия на материалы кандидатской диссертации С. А. Филатова-Бекман «Компьютерное моделирование музыкально-творческих процессов». — М., 2005.

2006

  • Рецензия на программу по гармонии Саратовской государственной консерватории (автор — С. П. Полозов);
  • Рецензия на автореферат докторской диссертации Кулапиной О. И. «Ладогармоническая система русского фольклора»;
  • Рецензия на книгу «Китайская традиционная ладовая система и её применение в ХХ веке» (автор — Пэн Чен);
  • Рецензия на материалы докторской диссертации С. П. Полозова «Информационные процессы в музыке».

2007

  • Рецензия на книгу Ю. Н. Рагса «Акустические знания в системе музыкального образования»;
  • Рецензия на книгу Т. Н. Дубравской «Учебник полифонии» для исполнительских отделений;
  • Рецензия на книгу А. В. Харуто «Музыкальная информатика. Практический курс». 2-е изд.;
  • Рецензия на программу А. В. Харуто «Информационные технологии в музыкальной науке и образовании»;
  • Отзыв-рецензия на докторскую диссертацию Н. О. Власовой «Творчество А. Шёнберга»;
  • Рецензия на материалы кандидатской диссертации С. А. Филатова «Художественная природа музыкального произведения в зеркале исполнительских интерпретаций».

2008

  • Рецензия на учебное пособие по курсу полифонии в ВУЗе профессора Ростовской гос. Консерватории им. С. В. Рахманинова Т. В. Франтовой «Канон в музыке отечественных композиторов второй половины ХХ века». — Ростов. 2008. — 5 п.л.;
  • Рецензия на канд. дисс. С. И. Потапова «Хор в творчестве Эдисона Денисова». Мин. культуры Российской Федерации, Гос. институт искусствознания. — М., 2008. — 12 п.л.;
  • Отзыв на автореферат докторской диссертации Б. Г. Гнилова «Музыкальное произведение для фортепиано с оркестром как жанрово-композиционный феномен». — М., Московская консерватория. 2008. — 2 п.л.;
  • Рецензия на Музыкальный энциклопедический словарь Л. О. Акопяна. Гос. институт искусствознания. — М., 2008. —15 п.л.;
  • Рецензия на материалы книги Н. О. Самойловой «А. Цемлинский. Жизнь и  творчество». ГИИ. — М., 2008. — 3 п.л.

2009

  • Рецензия на исследование Н. В. Власовой (ГИИ искусствознания) «А. Цемлинский». — 5 п.л.;
  • Рецензия на исследование Л. О. Акопяна (ГИИ искусствознания) «Маргиналы музыки ХХ века». — 3 п.л.;
  • Рецензия на работу Ю. Н. Рагса «Н. А. Гарбузов: Жизненный путь и новая теоретическая концепция музыкального слуха». — 5 п.л.;
  • Рецензия на кандидатскую диссертацию Н. И. Хазанова (рук. Т. Н. Дубравская, конс. Н. И. Тарасевич «Старинные трактаты об искусстве игры на флейте: С.  анасси, Ж.- М. Оттетер, И. Г. Тромлиц» — 540 с. = 22 п.л.;
  • Отзыв на научную работу В. Ф. Панкратьева «Об объективных закономерностях терцового гармонического принципа (рукопись, 7 п.л.). —М., 2009.

2010

  • Рецензия на канд. дисс. М. В. Лопатина «Франко-фламандские мессы XV в.: на рубеже эпох». —14 п.л.;
  • Рецензия на канд. дисс. В. А. Шлыкова «Звуковой образ в современных музыкальных фонограммах» — 10 п.л.;
  • Рецензия на канд. дисс. Н. О. Баркалая «Эстетика и композиторская техника Николая Обухова в контексте русского и французского модернизма» —15 п.л.

2011

  • Рецензия на канд. дисс. С. И. Потапова «Хор в творчестве Э. Денисова» — 12 п.л.;
  • Официальная рецензия на книгу А. В. Харуто «Компьютерная обработка звука» — 20 п.л.;
  • Рецензия на Энциклопедический словарь Л. О. Акопяна. «Музыка ХХ века» — 40 п.л.;
  • Рецензия на сборник статей «Этот многообразный мир музыки». К 80-летию М. Г. Арановского — 31 п.л.

2012

  • Отзыв на кандидатскую диссертацию И. С. Старостина «Московская школа преподавания гармонии»;
  • Отзыв на научную работу Е. В. Ивановой «Музыкальная форма канона в творчестве композиторов ХХ века». Хрестоматия;
  • Отзыв на учебник сольфеджио — М. Арбек 2013;
  • Рецензия на докторскую диссертацию Ю. К. Захарова «Мелодия в контексте интонации-онного и гармонико-структурного развертывания лада». — М., 2013.;
  • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Г. С. Зайцева « Полифоническая техника в струнных квартетах Н. Я. Мясковского». — М., 2013;
  • Рецензия на автореферат кандидатской диссертации А. Л. Хохловой «Когнитивная модель теории интерпретации в музыкальном искусстве» — М.

2013

  • Рецензия на кандидатскую диссертацию А. Н. Беляевой «С. А. Казачков и  азанская школа хорового дирижирования» — М., 2013;
  • Рецензия на сборник статей, посвящённый Ю. Н. Рагсу «Измерение музыки»» — М., 2013;
  • Рецензии на канд. дисс. и книгу С. А. Филатова «Музыкально-компьютерное технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с  ограниченными возможностями здоровья», — М. 2013.

2014

  • Рецензия на материалы диссертации Лины Ли (КНР) «Сольфеджио в Китае: новая модель музыкального образования;
  • Рецензия на научную работу Л. О. Акопяна «Теоретические основы новой музыки: от Дебюсси и Шёнберга до наших дней» (ГИИ);
  • Рецензия на научную статью Т. В. Цареградской (ГИИ) «Хельмут Лахенманн и его Второй квартет: — “большое приключение” в мире звука».

2015

  • Оппонентский отзыв на докторскую диссертацию С. П. Полозова «Информационный подход в исследовании музыкального искусства»;
  • Отзыв на кандидатскую диссертацию А. В. Кальченко. Католическая месса в ХХ веке. К проблеме неоканона;
  • Рецензия на дипломную работу Ю. В. Москвиной «Техники музыкальной композиции 2-й половины XVI века на примере творчества Бальдуэна Гуайюля»;
  • Отзыв на кандидатскую диссертацию М. Е. Гирфановой «Мензуральная система как исторический тип западноевропейского музыкального ритма» (Казанская консерватория).

2016

  • Рецензия на канд. дисс. Н. С. Сторчак. Трактат Маркетто Падуанского «Светильик в искусстве плавной музыки (ладовая теория семь веков назад). Научный руководитель — профессор Р. Л.  Поспелова;
  • Отзыв-представление на Всесоюзный конкурс студенческих работ курсовой работа А. Локтевой «Ярило Николая Корндорфа: проблемы композиции и исполнительской интерпретации».( Научный руководитель — доцент Е. А. Николаева)