Учителя

Доктор искусствоведения. Тема диссертации: «Контрапункт строгого стиля как художественная традиция» (Московская консерватория, 1993)


Родилась в г. Калинине (ныне – Тверь). В 1960 г. окончила фортепианное и теоретическое отделение Музыкального училища при Московской консерватории, в 1965 г. – теоретико-композиторский факультет Московской консерватории.

Ученица В. Н. Рукавишникова, Л. А. Мазеля, В П. Бобровского, С. С. Скребкова, В. В. Протопопова. В аспирантуре совершенствовалась по специальности «теория музыки» у В. В. Протопопова (окончила в 1969 г.). В 1977 г. защитила кандидатскую диссертацию: «Чешская симфония ХХ столетия» (Московская консерватория). Учебу в консерватории совмещала с работой в качестве пианистки и музыковеда-теоретика.

Заслуженный деятель искусств РФ (2011)


Педагогическая деятельность:

В 1964–1967 гг. преподавала в Музыкальном училище им. 1905 года (теоретические дисциплины), работала также концертмейстером в Театре Ленинского Комсомола и в клубе Московского государственного университета. С 1966 г. преподает в Московской консерватории на кафедре теории музыки, с 1978 г. – доцент, с 1994 г. – профессор. Вела педагогическую практику и индивидуальные занятия по полифонии у музыковедов, сольфеджио – у композиторов, а также курсы анализа музыкальных произведений, полифонии, гармонии и сольфеджио у пианистов, дирижеров-симфонистов, оркестрантов и вокалистов. С 1981 г. ведет только курс полифонии, с 1995 г. – авторский. Свыше 20 лет проводила лекции и индивидуальные занятия по полифонии на Факультете повышения квалификации.

Ученики:

У Симаковой прошли обучение свыше 1000 студентов:
  • дирижеры А. Ведерников, И. Головатенко, А. Лазарев
  • певцы М. Жилюк, Л. Казарновская, В. Чернов
  • пианисты И. Осипова, М. Петухов, М. Плетнев, Ю. Слесарев, Т. Федькина, М. Хохлов, А. Диев
  • виолончелист И. Монигетти
  • музыковеды В. Антипов, Т. Зенаишвили, И. Кузнецов, Г. Лыжов, О. Назайкинская, Р. Насонов, М. Никешичев, Н. Савкина, И. Степанова, М. Распутина, С. А. Хлыбова-Лунгрен
  • композиторы Д. Дианов, В. Карасик, Р. Затикян, А. Ариян
В спецклассе Симаковой занимались и выполнили дипломные работы: О. Горохова, В. Мельник, Э. Кислицына, В. Жемчужников, М. Петрова; кандидатские диссертации написали и защитили: В. Мельник, Н. Тарасевич, Л. Шевлякова.

Научные труды. Издания. Публикации:

Автор свыше 100 научных, методических, музыкально-критических трудов. Научно-творческие интересы Симаковой связаны с историей и теорией полифонических жанров и форм со времен Средневековья до конца ХХ в., с исследованием специфики хорового и инструментального творчества западно-европейских и отечественных композиторов, особенностей полифонического мышления Дж. Палестрины, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Л. ван Бетховена, С. И. Танеева, Н. Я. Мясковского, В. Я. Шебалина, А. И. Пирумова, А. Г. Шнитке, а также творчества чешских композиторов XX в. 
 
Автор программ по полифонии: для фортепианных факультетов музыкальных вузов. (М., 1982, 2-я ред. – 1987), для дирижерско-хоровых отделений музыкальных вузов (М., 1987), Примерной программы для пианистов, Программы-конспекта для музыковедов (обе совместно с И. К. Кузнецовым; М., 2001), Примерной программы для дирижеров-хоровиков (М., 2001). Составитель издания: «Стасов В. В. Статьи о музыке» (Вып. 1. М., 1974; вып. 2. М., 1976; вып. 3. М., 1977).
    Сочинения
  • Контрапункт строгого стиля и фуга. Хрестоматия. М., 2010.
  • Контрапункт строгого стиля и фуга. Кн. 1. 2-е изд. М., 2009.
  • Музыка эпохи Возрождения (совм. с Ю. К. Евдокимовой). М., 1982 (2-е изд. на исп. языке. М., 1989)
  • Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1985
  • Вокальные жанры эпохи Возрождения. 2-е изд. 2002
  • Контрапункт строгого стиля и фуга. Кн. 1. М., 2002. Кн. 2. М., 2007. Кн. 3 (в печати)
  • Чешская симфония ХХ века. М., 2008
    Статьи
  • Людвиг ван Бетховен // Вопросы и ответы. М., 1970. № 12 
  • Современная чешская симфония // Из истории музыки социалистических стран Европы. М., 1975
  • Эрвин Шульгоф и его симфонии (на чеш. яз.) // Česka hudba – «Svetu – svet Česke hudbi». Praha, 1974
  • К вопросу о разновидностях жанра симфонии (вокальная, концертная, хореографическая) // Вопросы музыкальной формы. Вып. 2. М., 1972
  • Имитационные формы в симфониях В. Я. Шебалина // Там же. Вып. 3. М., 1974
  • Мелодия «L'homme armé» и ее преломление в мессах эпохи Возрождения // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978
  • Многоголосная шансон и формы ее претворения в музыке XV – XVI веков // Вопросы теории и истории зарубежной музыки. М., 1978
  • Из истории чешской симфонии // Из истории зарубежной музыки. М., 1979
  • Бах и Танеев // Русская книга о Бахе. М., 1985; 2-е изд., 1986
  • Бах и традиции музыкального искусства XV – XVI веков // Проблемы музыкального стиля И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. М., 1985
  • О письменных работах по контрапункту (размышления и предложения) // Вопросы теории и методики преподавания полифонии. Новосибирск, 1989
  • Дискретное остинато как выражение игрового принципа в музыке эпохи Возрождения // Старинная музыка в контексте современной культуры. М., 1989
  • Музыка эпохи Возрождения и XX век // История и современность. М., 1990
  • Музыка и слово // Методы изучения старинной музыки. М., 1992
  • Палестрина. «Opus 1» // Русская книга о Палестрине. М., 2002
  • Палестрина и русская музыкальная культура XIX – начала XX вв. // Русская книга о Палестрине. М., 2002
  • К истории сложной (многотемной) фуги // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. М., 2006
    Диссертации
  • На соискание ученой степени кандидата искусствоведения – «Чешская симфония XX столетия» (защищена в 1977 г.)
  • На соискание ученой степени доктора искусствоведения – «Контрапункт строгого стиля как художественная традиция» (защищена в 1993 г.)