Катунян
Маргарита Ивановна

  • Кандидат искусствоведения
  • Заслуженный работник культуры Российской Федерации
  • Доцент
Катунян<br /> Маргарита Ивановна

Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской консерватории;
Награждена почётной грамотой от Министерства культуры РФ и Российского профсоюза работников культуры. 22.12.2003 г.;
Член Союза композиторов РФ;
Член Бюро секции музыковедения Союза композиторов РФ;
Член Ассоциации электроакустической музыки РФ;
Присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры»  22.08.2015 г.


Родилась в городе Москве. В 1964–1968 годах обучалась в Музыкальном училище при Московской консерватории. В 1973 году окончила Московскую консерваторию в классе профессора И. А. Барсовой. Дипломная работа — «Генерал-бас в композиции (на примере творчества И. С. Баха)». Подготовила диссертацию на кафедре теории музыки (1978–1980), научный руководитель — профессор Ю. Н. Холопов), на тему «Эволюция понятия тональности и новые гармонические явления в советской музыке» (защита в 1984 г.).

Педагогическая деятельность:

С 1978 года — преподаватель кафедры теории музыки Московской консерватории (внештатный совместитель).  С 1989 года — штатная должность доцента на кафедре теории музыки Московской консерватории (по настоящее время).

В 1973–1989 годах преподавала на Военно-дирижёрском факультете при Московской консерватории (преподаватель, старший преподаватель, доцент). В 1994 году — профессор Музыкальной академии г. Ловран (Хорватия). С 1993 года по настоящее время — доцент кафедры истории и теории музыки Академии хорового искусства (внештатное совместительство).

В Московской консерватории ведёт курс гармонии у теоретиков, пианистов и струнников, а также студентов факультета исторического и современного исполнительского искусства, курс basso continuo для органистов и клавесинистов. Дипломный класс. Аспирантский класс. Читает авторский курс на факультете повышения квалификации.

В Академии хорового искусства — курс гармонии у дирижёров хора.

Сотрудничество

М. Катунян сотрудничает с издательствами: «Советская энциклопедия», «Энциклопедия», Научно-издательский центр «Московская консерватория», «Композитор», «Музыка», Издательство Российской государственной библиотеки, издательства РГГУ, Института мировой литературы, Государственного института искусствознания, Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского, Lietuvos kompozitorių sajunga, Lietuvos muzikos ir teatro akademija, «Verlag Ernst Kuhn — Berlin»; «Wilhelm Fink Verlag, Műnchen».

Публикуется в периодических научных сборниках: «Обсерватория культуры», «Искусство музыки. Теория и история» (ГИИ, интернет), «Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии», «Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски», «Развлечение и искусство» (ГИИ), «Ночь: ритуалы, искусство, развлечение» (ГИИ), «Науковий вiсник», «Principles of Music Composing», «Lithuanian musicology», «Lietuvos muzikologija» и др.

В журналах: «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Русский журнал» (Интернет), «Музыка и время», «Музыка и электроника», «Музыка в России» (РАО)», «Музыка в школе», «Итоги», «Православие» (Интернет); газетах: «Российская музыкальная газета», «Музыкальное обозрение», «Российская музыкальная газета», «Известия», «Труд», «Время — Московские новости», «Вечерний клуб»,«Музыкант», «Обсерватория культуры», «Lithuanian musicology», «Principles of Music Composing».

Общественно-музыкальная деятельность
Организация научных конференций, в том числе международных:

  • «К 30-летию Московской экспериментальной студии электронной музыки» (1997). Союз композиторов, Ассоциация электронной музыки;
  • «Пьер Шеффер и конкретная музыка»: к 50-летию конкретной музыки (1998). Союз композиторов, Ассоциация электронной музыки;
  • «К 30-летию памяти Е. А. Мурзина» (2000). Союз композиторов, Ассоциация электронной музыки;
  • «Новое сакральное пространство»: Духовные традиции и современный культурный контекст (2001). Международная конференция (2001) Московская консерватория и Союз композиторов;
  • «Музыка и машина: Проблемы электронной композиции» (2002). Московская консерватория и Союз композиторов;
  • «Миф. Музыка. Обряд». Международная конференция (2003). Московская консерватория и Союз композиторов
  • «Моцарт в движении времени. К 250-летию со дня рождения композитора». Международная (март 2006). Московская консерватория;
  • «Приглашение к каденции»: Организация и проведение конкурса каденций к концертам В. А. Моцарта. К 250-летию композитора. Московская консерватория. 17 марта 2006. В рамках международной конференции «Моцарт в движении времени»;
  • «Сто лет русского авангарда». (2010). Московская консерватория;
  • «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова». Международная конференция (2012). Московская консерватория.

Организация и проведение творческих встреч с композиторами и исполнителями «Музыковедческая гостиная» в Союзе композиторов (с 1998): Владимиром Мартыновым, Эдуардом Артемьевым, Алексеем Любимовым, Валерием Афанасьевым, Иваном Соколовым, Татьяной Гринденко.

Выступления

Выступает на международных научных конференциях, симпозиумах, конгрессах: Берлин 1990, Вильнюс 1998–2016, Сиэтл 2002, Левен (Бельгия) 2002, Киев 2008, Нижний Новгород 2003, 2005, 2006, Ростов-на-Дону 2004, 2007, 2009, 2010, 2011, 2014, Санкт-Петербург 2011.

В Москве: Московская консерватория, Государственный институт искусствознания, Российский государственный гуманитарный университет, Институт мировой литературы, Российская академия музыки им. Гнесиных, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Союз композиторов, Международный университет природы, общества и человека «Дубна» г. Дзержинский, Московский государственный педагогический университет.

Проводит лекции, мастер-классы, презентации:

  • 2016 – Московская консерватория. Презентация книги «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова»,
  • 2014 – Московская консерватория. Презентация книги «Сто лет русского авангарда».
  • 2011 – Лекция в Российском государственном гуманитарном университете.
  • 2010 – Лекция в Российском государственном гуманитарном университете.
  • 2009 – Мастер-классы в Молдавской академии музыки. Кишинев.
  • 2009 – Лекция в Российском государственном гуманитарном университете.

Выступления в качестве оппонента на защитах диссертаций: Москва, Нижний Новгород, Казань.

Научные труды (основные)

  • Генерал-бас в композиции (на примере творчества И. С. Баха). Дипломная работа. Московская консерватория, 1973. Научный руководитель – профессор И. А. Барсова
  • Эволюция понятия тональности и новые гармонические явления в советской музыке. Кандидатская диссертация. Московская консерватория, 1980 (защита в 1984 г.). Научный руководитель – профессор Ю. Н. Холопов.

Автор более 180 статей по проблемам истории, теории и практики basso continuo, истории композиции, гармонии в старинной и современной музыке, исторической и современной нотации, этномузыки и современной композиции, а также о творчестве современных композиторов, актуальных формах исполнительской реализации произведения между концертом и мультимедиа, по музыкальной мифологии и другие, в том числе:

  • Принципы композиции Генриха Шютца. — Тезисы доклада на Всесоюзной конференции к 300-летию со дня смерти Генриха Шютца // RILM: International Repertory of Music Literature. — New York City Univercity, 1973, VII/I, № 336;
  • Гастроли американского балета в СССР // Советский музыкант. 1973. 23 января;
  • Предшественник Баха. К юбилею Генриха Шютца // Советский музыкант. 1973. 3 апреля;
  • Эволюция понятия тональности в современном теоретическом музыкознании // V Всесоюзная конференция аспирантов вузов и НИИ искусства и культуры. Тбилиси. 1978;
  • Становление понятия тональности в музыкальной теории XVII–XVIII веков // Проблемы организации музыкального произведения: Сборник трудов Московской государственной консерватории. М., 1979;
  • Вопросы современной тональности в музыкально-теоретической литературе 70-х годов ХХ века // «Музыка»: Научно-реферативный сборник. — М.: «Информкультура»: Государственная библиотека СССР, 1979. Вып. 1; 
  • Музыкально-теоретические идеи и композиция эпохи барокко // «Музыка»: Научно-реферативный сборник. — М.: «Информкультура»: Государственная библиотека СССР, 1980. Вып. 4; 
  • Статьи для «Музыкальной энциклопедии» // — М.: «Советская энциклопедия». Том 6. 1982;
  • Понятие тональности в современном теоретическом музыкознании // Музыкальное искусство: Сборник статей. — Ташкент, Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1982;
  • К изучению новых тональных систем в современной музыке // Проблемы музыкальной науки: Сборник статей. Вып. 5. М.: «Советский композитор», 1983;
  • Basso continuo — путь к новой музыке // Проблемы теории в западноевропейской музыке: Сборник статей. — М.: Институт им. Гнесиных. Вып. 65. 1983;
  • Учение о композиции Генриха Шютца // Генрих Шютц: Сборник статей. — М.: «Музыка», 1985;
  • Статьи для детской музыкальной энциклопедии // Энциклопедический словарь юного музыканта». — М.: Педагогика, 1985;
  • Грани красоты и смысла: Роман Леденёв // Music in the USSR. 1986. 4–7;
  • Edward Artemyev // Music in the USSR. 7/8, 1989;
  • Статьи для Музыкально-энциклопедического словаря (25 статей). М.: «Советская энциклопедия», 1990
  • Эдуард Артемьев. Буклет // — М., 1990;
  • Вельо Тормис. Арно Бабаджанян. Карен Хачатурян // Энциклопедический справочник. Творческие портреты композиторов: — М.: «Музыка», 1990;
  • Минимализм и аспекты гармонии // «Альтернатива-90». Грани минимализма: Сборник статей-докладов на конференции фестиваля «Альтернатива–90». М.: Информкультура: Государственная библиотека СССР, 1991;
  • Cтатическая тональность // «Laudamus»: Сборник статей к 60-летию Ю. Н. Холопова. М., 1992;
  • «Тенор правит кантиленой». К изучению модальной гармонии в музыке эпохи Возрождения // Методы изучения старинной музыки: Сборник научных трудов Московская консерватория имени П. И. Чайковского. М., 1992;
  • Рефренная форма XVI–XVII веков: к становлению музыкальных форм эпохи барокко // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза: Сборник трудов. — М.: РАМ им. Гнесиных, Ростовская консерватория. Вып. 132. 1994;
  • Эдуард Артемьев // Композиторы Москвы. Сборник статей. Вып. 4. —М., 1994;
  • Электронная музыка на «Альтернативе-95» // Музыкальное обозрение. 1995. № 7–8;
  • Параллельное время Владимира Мартынова // Музыка из бывшего СССР: Сборник статей. Вып. 2. М., 1996;
  • Эдуард Артемьев: архитектор и поэт звука // Музыка из бывшего СССР: Сборник статей. Вып. 2. М., 1996;
  • Книга «Плач Иеремии», ставшая мистерией. О спектакле «Плач Иеремии» на музыку Владимира Мартынова в театре «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева // Газета МГУ «Татьянин день», № 10, январь 1997;
  • «Nostalgie de la beauté qui disparait». L’entretien avec Edison Denisov (1993). — «Ностальгия по исчезающей красоте». Беседа с Эдисоном Денисовым (1993, фрагмент беседы) / Intemporel: Bulletin de la Société Nationale de Musique. № 23, juillet-septembre 1997. — Paris;
  • «Настоящая музыка всегда духовна». Беседа с Эдисоном Денисовым (1993, полный вариант) // Музыкальная академия. 1997. № 2; 
  • «Мир по горизонтали и вертикали». Беседа с Аветом Тертеряном (1992) // Музыкальная академия. 1997. № 3; 
  • Нотация basso continuo: текст и контекст «Ars notandi: Нотация в меняющемся мире»: Материалы международной научной конференции, посвященной 1000-летнему юбилею Гвидо Аретинского // Научные труды Московской государственной консерватории. Сборник 17. М., 1997;
  • Псалмы и аллилуйи на фоне птиц и колоколов. Фестиваль русской музыки «Sacro Art’97» в Локкуме (Германия) // Музыкальная жизнь. 1998. № 5;
  • Маргарита Катунян — Виктор Екимовский. Поставангард глазами композиторов. О фестивале поставангардной музыки в Москве // Музыкальная академия. 1998. № 3–4;
  • «Письмо-счастье». Интервью с участниками фестиваля «Альтернатива-98» А. Любимовым, И. Соколовым, Г. Пелецисом (совместно с Е. Бирюковой) // Время МН (Московские новости). 14 октября. 1998;
  • «Я не делаю вид, что всё ещё впереди». Интервью с В. Мартыновым // Время МН (Московские Новости). 17 августа. 1999;
  • Между хэппенингом и ритуалом. Переписка Георга Пелециса и Владимира Мартынова. — О заключительном концерте фестиваля «Альтернатива-98» // Музыкальная жизнь. 1999. № 2; 
  • «Пение птиц» Э. Денисова: композиция — нотация — исполнение // «Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова». Сборник статей. М., 1999;
  • «Пение птиц» Э. Денисова: Магнитофонный cantus и его интерпретаторы // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения: Сборник статей. М., 1999;
  • Уникальный эксперимент со временем. К 20-летию Таллинского фестиваля старинной и современной музыки. — На материале интервью с А. Мустоненом, Т. Гринденко, А. Любимовым, В. Мартыновым, С. Губайдулиной, Г. Канчели и других // Музыкальная академия. 1999. № 3; 
  • День рождения в грустно-радостных тонах. 20 лет Таллинскому фестивалю старинной и современной музыки 1978 года // Музыкальная жизнь. 1999. № 6; 
  • С севера на северо-юг. О фестивале «Альтернатива-2000» // Итоги. 2000. № 18;
  • «Моцарт и Сальери»: Реквием на конец времени композиторов. Интервью с Владимиром Мартыновым (часть I). Маргарита Катунян. Русский журнал, 17 мая 2000;
  • «Моцарт и Сальери»: Реквием на конец времени композиторов. Интервью с Владимиром Мартыновым (часть II). Маргарита Катунян. Русский журнал, 26 мая 2000;
  • «Моцарт и Сальери»: Реквием на конец времени композиторов. Интервью с Владимиром Мартыновым (часть III). Маргарита Катунян. Русский журнал, 02 июня 2000;
  • Игра в бисер («Моцарт и Сальери»: Реквием на конец времени композиторов) Интервью с Владимиром Мартыновым (часть IV, заключительная). Маргарита Катунян. Русский журнал, 13 октября 2000
    ссылка на оригинал;
  • Эдуард Артемьев: «В ХХ веке новая музыка не состоялась». Интервью // Российская музыкальная газета. Июль-август 2000;
  • «Игра человеков и ангелов». О Таллиннском фестивале «Триалог» // Русский журнал. 2000. Октябрь
  • Vladimir Martynov’s «new sacral space» // Music of the twentieth century within the horizons of musicology. Selected papers 29th and 32nd conferences of Baltic musicologists. Vilnius, 2001;
  • Эдуард Артемьев: «Мне нравится оперировать пространством». Интервью // Интернет-сайт Эдуарда Артемьева;
  • «Ночь в Галиции»: музыка В. Мартынова, инсталляция Франциско Инфанте // Русский журнал, 13.2.2001;
  • Византия в Москве. О концерте хоров из Афонского монастыря Греции и из Сербии на Всемирной театральной олимпиаде в Москве // Интернет-журнал «Православие». 10.7.2001;
  • Люди. Птицы. Бубны. Колокола. О презентации компакт-диска Антона Батагова «Молитвы и танцы» // Русский журнал. 13.6.2001;
  • Откровение в звуках. На Всемирной театральной олимпиаде в Москве. О премьере «Апокалипсиса» В. Мартынова в постановке Ю. Любимова. Рецензия // Интернет-журнал «Православие», 14.6.2001
    Вариант этой статьи: «Истина и жизнь», 2002, № 4;
  • Музыкально-энциклопедические статьи (14 статей): Э. Артемьев, В. Афанасьев, А. Гринденко, Т. Гринденко, С. Загний, П. Карманов, С. Крейчи, Г. Кремер, А. Любимов, В. Мартынов, А. Мустонен, Г. Пелецис, И. Соколов, О. Худяков // Музыканты мира. Биографический словарь. М., 2001;
  • Vladimir Martynov’s parallel time // Ex oriente…: Ten composers from the former USSR. Studia slavica musicologica, Band 25. Verlag Ernst Kuhn-Berlin, 2002;
  • «Плач Иеремии»: сакральное слово и неоканонический стиль Владимира Мартынова // Слово и музыка: Сборник статей, Московская консерватория, 2002;
  • «От композиции к потоку». Интервью с В. Мартыновым // Музыка и время. 2002. № 10;
  • «Фестиваль в честь Ю. Н. Холопова» // Российская музыкальная газета. 2002. № 11;
  • From Avant-garde to Post-avant-garde: the Continuity of Ideas От авангарда к поставангарду: преемственность идей // Composing Principles III.: Continuity and Innovation in Contemporary Music. Vilnius, 2002;
  • Ethnomusic: Between avant-garde and post-avant-garde. Тезисы // «Icebreaker: The Voises from new Russia»: материалы научной конференции в рамках Фестиваля русской музыки в Сиэтле (USA). Буклет фестиваля. Seattle, 2002;
  • Ethnomusic: Between avant-garde and post-avant-garde // Интернет-сайт Фестиваля и конференции в Сиэтле 2002;
  • «The New sacral Space» or «The Imagined Spiritual Community»: New sacral Music in Lithuania and Russia // IMS 2002 Leuven. International Musicological Congress. 17-th International Congress. Leuven 1–7 August 2002. Leuven — Peer 2002. (P. 427);
  • «Новое сакральное пространство» Владимира Мартынова // Интернет;
  • Эдуард Артемьев: «Музыка — искусство резонанса» // Музыка и время. 2003. № 3; 
  • Импровизация на основе basso continuo // Музыкальное искусство барокко: проблемы стиля, жанра, традиций исполнения: Сборник статей, Московская консерватория, 2003;
  • «Beatus vir» Клаудио Монтеверди: рефренный мотет в истории концертной форме // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. М., 2003;
  • Ethnomusic in the Culture of Postmodern // Сборник материалов конференции: “Muzikos komponavimo principal” II: “Theorija ir praktika”. Vilnius, 2003;
  • Денисов и электронная музыка // Музыка и электроника. 2004. № 2; 
  • «Музыка — это канал связи со Вселенной». Беседа с Эдуардом Артемьевым // Музыка и электроника. 2004. № 1; 
  • Территория opus posth. О фестивале В. Мартынова в Культурном центре ДОМ // Российская музыкальная газета. 2003. № 4; 
  • Adorno and minimalists // Сборник материалов конференции “Composing Principles” IV: “Aspects of historical dispersion”. Vilnius, 2004;
  • Между концертом и мультимедиа: к проблеме новой исполнительской ситуации // Искусство ХХ века: элита и массы». Материалы научной конференции 20–24 октября 2003 года. Нижний Новгород, 2004;
  • Вариант этой статьи // Музыкальная академия. 2004, № 2; 
  • Денисов и электронная музыка // Музыка и электроника, 2004. № 2; 
  • Приношение мастеру. К 75-летию Э. В. Денисова // Российская музыкальная газета. № 5. 2004;
  • Мифологические структуры в современном искусстве. Тезисы доклада // Материалы международной научно-практической конференции «Единое поле культуры как новая парадигма образования. КИЖЛИ-сессия: дискурсивная практика. Опыты нелинейного мышления». Филиал «Угреша» Международный университет природы, общества и человека «Дубна». Дзержинский, 2004;
  • Иван Соколов // Интернет-сайт «Современные русские композиторы»;
  • Жизнь одного произведения (О проекте книги «Пение птиц» Э. Денисова: Партитура, фонограмма, материалы, интервью») // Музыкальная академия. № 3. 2004;
  • «Твердость. Напористость. Спокойствие». Интервью с режиссёром Ю. П. Любимовым о Э. В. Денисове // Музыкальная академия. 2004. № 3; 
  • «Денисов и романтическое». Беседа с Иваном Соколовым // Музыкальная академия. 2004. № 3; 
  • «Денисов в Италии». Материал о Денисове, Интервью с пианистом В. Воскобойниковым: воспоминания о Денисове, об исполнении музыки Денисова в Италии // Музыкальная aкадемия. 2004. № 3; 
  • Сакрально-обрядовые архетипы в современной композиции. Новый синкретизм // Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст. Московская консерватория. М., 2004;
  • Пение, игра и молитва: григорианский кантус в произведениях Владимира Мартынова // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы международной конференции 26–29 октября 2004 года РАМ имени Гнесиных. М., 2004;
  • Пение, игра и молитва: григорианский кантус в произведениях Владимира Мартынова (вариант) // Авет Тертерян — 75. Традиции и новаторство. Материалы международной конференции. Ереван, 2005;
  • Звук и нотация // Теория современной композиции. Учебное пособие. (В составе авторов). М., 2005;
  • Минимализм и репетитивная техника. «Новая простота» // Теория современной композиции. Учебное пособие. (В составе авторов). М., 2005;
  • Статьи для Большой Российской энциклопедии. Том 1 // Большая Российская энциклопедия. М., 2005;
  • На границе реального и виртуального: хэппенинг, игровая структура, мультимедиа // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве. Материалы конференции. Ростов-на-Дону, 2005;
  • Владимир Мартынов и электронная музыка: «Мы думали, что электроника открывает новые миры» // Музыка и электроника, № 4, 2005;
  • The new commentary as the strategy of self-identification by means myth // 5th International conference “Principles of Composition”: Creative process. Vilnius, 2005;
  • «Чтобы пело как можно больше людей». В Академии хорового искусства конкурс дирижёров // Музыка и время. 2006, № 1; 
  • Прогулки с Э. Денисовым // Эдисон Денисов. «Пение птиц». Партитура. Фонограмма. Материалы. Интервью. (К 75-летию со дня рождения Э. Денисова). Книга-альбом. М., «Композитор», 2006;
  • «Мне всегда хотелось идти от эмоции». Интервью с Р. С. Леденёвым // Музыкальная академия. 2006. № 1; 
  • Прогулки с Денисовым // Э. Денисов. «Пение птиц». Партитура. Фонограмма. Материалы. Интервью. — М., 2006;
  • Новый комментарий как стратегия самоидентификации через миф // Искусство ХХ века как искусство интерпретации. —Нижний Новгород. 2006;
  • Новый тривий в музыке ХХ века: звук, число, обряд (А. Пярт, Л. Рубинштейн) // Миф. Музыка. Обряд. Сборник статей. — М., 2007;
  • «Волшебная флейта» и «Чудесная дуда» // Моцарт в России. По материалам российско-австрийского симпозиума 2006 года, посвященного 250-летию В. А. Моцарта. — Нижний Новгород, 2007;
  • Новый комментарий как стратегия самоидентификации через миф // Искусство ХХ века как искусство интерпретации. — Нижний Новгород, 2006;
  • Моцарт, Пушкин и «Чудесная дуда». О мифотворчестве на современной российской сцене // Моцарт и моцартианство. Сборник статей. Редактор-составитель А. Цукер. Ростовская государственная Консерватория им. С. В. Рахманинова. — М., 2007;
  • Cycle: Semantics and Principal Types of Its Structural Realization (Цикл: семантика и основные типы его структурной реализации) // Principles of Music Composing VI. CYCLE. Материалы VI Международной научной конференции «Принципы композиции». — Vilnius, 2006;
  • Visual Aspects of Musical Text (Визуальные аспекты музыкального текста) // Principles of Music Composing VII. TEXT. Материалы VII Международной научной конференции. — Vilnius, 2007;
  • «Ночь в Галиции» В. Мартынова: на пути к новой культурной парадигме» // Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве. —  Ростов-на-Дону. 2007;
  • Циклические структуры как факторы художественного формообразования // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. — М., РАМ. 2008;
  • Этномузыка в культуре постмодерна // Музыка и время. 2008. № 2; 
  • Интервью с В. Мартыновым // Музыкальная академия. 2008. № 2; 
  • Музыка как искусство визуальное // Искусство и развлечение. — М.: ГИИ, 2008;
  • Structural Archetypes in Composition: Monteverdi. Mozart. Martynov // Principles of Music Composing. ARCHETYPOS. Материалы VIII Международной научной конференции. — Vilnius, 2008;
  • Шумановские отражения в русской музыке;
  • Коллективный опус и стратегии актуального искусства;
  • Музыкальный хронотоп эпохи барокко;
  • Музыка как искусство визуальное // Искусство и развлечение / редактор-составитель Е. В. Дуков. — М.: ГИИ, 2008;
  • Structural Archetypes in Composition: Monteverdi. Mozart. Martynov // Principles of Music Composing. ARCHETYPOS. Материалы VIII Международной научной конференции. — Vilnius, 2008;
  • «Моцарт», «Сальери», «Реквием», «Пушкин», «Флейта»: к вопросу о культурных мифах // Моцарт в движении времени. Сборник статей. Автор проекта и научный редактор М. И. Катунян. — М.: «Композитор», 2009;
  • Владимир Мартынов: поиски новой ситуации // Материалы симпозиума Международного музыковедческого общества «Музыковедение сегодня: проблемы и перспективы». — Киев, 2009;
  • Владимир Мартынов «Ночь в Галиции»: игра, обряд, перформанс // Обсерватория культуры.  2008. № 6;
  • Кто изобрел Генерал-бас? или Посткомпозиция как предтеча Нового времени // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе: Сборник статей / редактор-составитель А. М. Цукер. — М., «Композитор, 2010;
  • «Упражнения и танцы Гвидо»: опера об опере // Оперный театр вчера, сегодня, завтра : Сборник статей / редактор-составитель А. М. Цукер. — Ростов-н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2010;
  • «Новое сакральное пространство» Владимира Мартынова // Обсерватория культуры. 2011. № 2;
  • Schumann’s Impressions in the 20th Century Music: The New Commentary as a Form of Cultural Self-Identification // PRINCIPLES OF MUSIC COMPOSING XI: National Romanticism and Contemporary Music. Vilnius. 2011;
  • Шумановские отражения в музыке ХХ века // Музыка и время. 2011. № 6;
  • «Fratres» Арво Пярта — молитва в музыке (в соавторстве с К. Заморниковой) // Lietuvos muzikologija [Lithuanian musicology. — Vilnius, 2011;
  • Коллективный опус и стратегии актуального искусства // Развлечение и искусство-2. Сборник научный статей. — СПб.: Нестор-История, 2011;
  •  От деклараций футуристов к играми перформансам // Науковий вiсник Национальноï академiï Украïны iменi П. I. Чайковського. — Вип. 98 : Свiт музикознавства: стратегiï, дискурси, сюжети / рад.-упорядник О. Б. Соломонова, Киев, НМАУ iм. П. I.  Чайковського, 2011;
  • Пост-опус как проект: Владимир Мартынов // Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики / Составители А. В. Крылова, А. Я. Селицкий. — Ростов-н/Д, 2012;
  • Рождение концерта из духа музицирования, или Кто придумал генерал-бас?// Международный музыкальный фестиваль имени И. И. Соллертинского, 1989–2011: история фестиваля, воспоминания, статьи, исследования, материалы научных чтений/ составитель Н. Мацаберидзе, и др. — Витебск: Витеб. обл. тип., 2012;
  • Musikalische Chronotopos und Struktur-Archetype der Barockepoche // Deutschesprachige Literatur im Wesreuropäischen und slavischen Barock // Dirk Kermer, Ekaterina Dmitrieva, Jurij Lileev (Hrsg)Wilhelm Fink Verlag, — München, 2012;
  • Гвидонов гексахорд против гимна св. Иоанна: опера Владимира Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо» // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2012;
  • И. В. Лаврентьева о ранней итальянской опере // Ирэне Владимировне — коллеги, друзья, ученики: статьи, воспоминания / редактор-составитель Г. В. Григорьева. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2012;
  • The Concert Paradigm in the 16th and 17th Centuries: Sound and the Audiovisual Conception of Space [Концертная парадигма XVI–XVII веков: звук и аудиовизуальная концепция пространства].// Principles of Music Composing ХII: “Links between of Music and Visual Arts. — Vilnius. 2012;
  • «Реквием» Владимира Мартынова: сакральный канон или игра в бисер? // Обсерватории культуры. 2013. № 2
  • От зауми футуристов к метаязыкам актуального искусства // Сто лет русского авангарда : Сборник статей / автор проекта и научный редактор М. И. Катунян. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013;
  • Перформанс, флюксус, ток-шоу: искусство-жизнь в реальном времени // Обсерватория культуры. 2014. № 3.
  • Музыкальный хронотоп эпохи барокко // История немецкой литературы. Новое и новейшее время. Сборник статей / Ответственный редактор Е. Е. Дмитриева. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2014;
  • Принцип ряда как структурный архетип: между литературой и музыкой // Сравнительно о сравнительном литературоведении: транснациональная история компаративизма [Compararer les comparatismes: histoire transnationale de la méthode comparée] Коллективная монография по материалам русско-французских коллоквиумов / Под редакцией Екатерины Дмитриевой и Мишеля Эспаня. —М: ИМЛИ РАН, 2014;
  • «Обрати день в ночь»: романтические инверсии в сюжетах и структурах // Ночь: ритуалы, искусство, развлечение: Вып. 4 / редактор Е. В. Дуков. — М.: Государственный институт искусствознания, 2014; 
  • Первый фестиваль Николая Корндорфа // Николай Корндорф. Материалы. Статьи. Воспоминания: материалы международной научной конференции / Редактор-составитель Е. А. Николаева, И. В. Вискова, Г. Аверина. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2015;
  • Русский музыкальный модернизм: идеи и структуры // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. К 70-летию Российской академии им. Гнесиных. Материалы международной научной конференции 14–17 октября 2014 года. — М.: ПРОБЕЛ-2000, 2015;
  • Ежегодный фестиваль Владимира Мартынова: панорамы и контексты // Музыкальная академия. 2015. № 1;
  • Ежегодный фестиваль Владимира Мартынова: панорама и контексты // Творческие союзы на постсоветском пространстве и композиторская деятельность. — Ростов-на-Дону, 2015;
  • Романтические инверсии: от гармонии к картине мира // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова : Сборник статей / Редколл. К. В. Зенкин, М. И. Катунян (ответственный редактор), А. С. Соколов — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2016.

Книги

  • Эдисон Денисов. «Пение птиц». Партитура. Фонограмма. Материалы. Интервью. (К 75-летию со дня рождения Э. Денисова). Книга-альбом. CD. Автор-составитель М. Катунян. — М.: «Композитор», 2004;
  • Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст: Сборник статей. Редактор-составитель М. Катунян. — М.: Московская консерватория, 2004;
  • Эдисон Денисов. «Пение птиц». Партитура. Фонограмма. Материалы. Интервью. (К 75-летию со дня рождения Э. Денисова). Книга-альбом. CD. Автор-составитель М. Катунян. 2-е дополненное издание. — М., «Композитор», 2006;
  • Роман Леденёв. Статьи. Материалы. Исследования: Монографический сборник / Редактор-составитель М. Катунян. Научные труды Московской государственной Консерватории имени П. И. Чайковского. — М., 2007;
  • «Миф. Музыка. Обряд». Сборник статьей. Автор проекта и научный редактор М. Катунян. — М.: «Композитор», 2007;
  • Моцарт в движении времени / Автор проекта и научный редактор М. И. Катунян. — М.: Композитор, 2010;
  • Сто лет русского авангарда : Сборник статей / автор проекта и научный редактор М. И. Катунян. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013;
  • Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова : Сборник статей / Редколл. К. В. Зенкин, М. И. Катунян (ответств. редактор), А. С. Соколов. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2016.

Методические труды

  • Одноголосное сольфеджио. Сборник. —М., 1989;
  • Музыкальные диктанты (в соавторстве с В. Багиевым). Сборник 3-хголосных диктатов. — М., 1993;
  • Программа по гармонии для пианистов и струнников (вуз). — М., 2003;
  • Программа по гармонии для хоровых дирижеров Академии хорового искусства (вуз). — М., 2003;
  • Звук и нотация // Теория современной композиции. Учебное пособие. (В составе авторов). — М., 2005;
  • Минимализм и репетитивная техника. «Новая простота» // Теория современной композиции. Учебное пособие. (В составе авторов). — М., 2005;
  • Программы по дисциплинам: Гармония. Для пианистов. 2016;
  • Программа по дисциплине «Гармония» для струнников;
  • Программа по дисциплине «Гармония» для отделения «Исторический клавир»;
  • Программы по дисциплинам: Генерал-бас. Для органистов. 2016;

Кандидат искусствоведения
Преподаватель