Московская консерватория: материалы и документы (в 2 томах). Том 1


  • Издательство: Московская консерватория «Прогресс-Традиция», 2006
  • Тираж: 1200 экз.
  • К-во страниц: 128
  • ISBN: 5-89826-234-2

Альбом посвящен юбилею Московской консерватории – ее 140-летию. Издание задумано как собрание архивных документов, изобразительных материалов и библиографических редкостей. Листая его страницы, можно ощутить биение пульса разных эпох, пережитых учебным заведением вместе со всей страной, вспомнить о важнейших событиях и фактах из истории вуза, его факультетов и кафедр, узнать о тех замечательных личностях, что участвовали в становлении и развитии крупнейшего очага русской культуры.

Рукописи гениальных творений, афиши, концертные программки помогут мысленно воссоздать звучание музыки, сочиненной и исполнявшейся педагогами и воспитанниками прославленного учебного заведения.

Рассказ о Московской консерватории, ее директорах, первых профессорах и продолжателях их традиций, – о тех, кто оставил нам богатейшее духовное наследие, вырастил многие поколения музыкантов, разработав собственные методические школы и направления, получившие признание во всем мире, – мы попытались выстроить на подлинных малоизвестных документах. Именно поэтому в альбоме используются рескрипты, уставы, корреспонденция министерств и департаментов, фрагменты писем, дневников, воспоминаний, рукописей научных трудов и учебников.

Н. Г. Рубинштейн, выдающийся музыкант и блестящий организатор, основатель Московской консерватории, неустанно заботился о собирании в ней нот, книг, музыкальных инструментов и памятных даров. Фонды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского – ее Музея имени Н. Г. Рубинштейна и Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева – широко использованы в настоящем издании. Отдельные фотографии предоставил Научный центр народной музыки им. К. В. Квитки.

В альбом включены важные для избранной темы экспонаты и источники из Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, а также чрезвычайно ценные, недавно обнаруженные документы из Российского государственного исторического архива.

Подчеркнем, что альбом задуман как источниковедческий труд и потому основан преимущественно на подлинниках, которые хранятся в названных выше учреждениях.

Выбор жанра альбома обусловлен стремлением не только обнародовать ценные материалы и документы, касающиеся истории Московской консерватории, но главное – заставить их «заговорить», «зазвучать» и воссоздать многокрасочную полифонию жизни прославленного учебного заведения в прошлом и настоящем.
Издание построено по хронологическому принципу и состоит из двух томов, содержащих четыре главы. В первой главе составители сочли возможным познакомить читателей с библиографическими редкостями, связанными с истоками русской культуры, эволюция которой привела к открытию Московской консерватории. Вторая глава посвящена эпохе открытия, стремительного развития и расцвета учебного заведения, охватывая события с 1866 по 1922 год. Третья – рассказывает о самых сложных десятилетиях, с 1922 по 1966 год, о тяжких испытаниях и достигнутых, несмотря на них, блистательных победах. Наконец, четвертая – повествует об интенсивной работе вуза с 1966 года до наших дней. Правда, иногда естественный ход событий не позволяет точно соблюдать хронологические границы в их описании.

Даты до 1918 года соответствуют старому стилю, начиная с 1918-го – после перехода России на григорианский календарь – новому. В подписях к иллюстрациям обычно приведен год создания источника (если он точно не известен, то в квадратных скобках указан предполагаемый период времени; также в квадратных скобках приводятся сведения, которые, к сожалению, не удалось восстановить с абсолютной точностью). Под портретами, созданными после кончины изображенных на них героев, добавлены даты их жизни и смерти. Во многих случаях в комментариях к иллюстрациям удалось зафиксировать не только время, но и «место действия». К сожалению, не всегда сохранились имена фотографов, которым мы обязаны бесценными кадрами. Но в тех случаях, когда это возможно, они всегда указаны. Фамилии лиц, запечатленных на фотографиях, перечисляются слева направо.

Описание материалов из ГЦММК, Музея МГК и РГИА включает информацию из каталога каждого учреждения, что облегчает их поиск. Для работы в НМБТ эти данные часто не нужны и потому в ряде случаев отсутствуют.
Все разделы Альбома открываются вступительными очерками, которые призваны помочь читателям воспринимать последующие иллюстрации в определенном историческом контексте. Даже эти по необходимости весьма беглые обзоры свидетельствует о том, сколь сложный путь прошла Московская консерватория, какое огромное древо выросло из ростка, посаженного Н. Г. Рубинштейном.

Расширить представление о Московской консерватории помогут примечания, сопровождающие основной текст исторических обзоров и содержащие ссылки на труды, посвященные избранной теме. Напомним наиболее известные публикации, характеризующие Московскую консерваторию в целом: «Первое двадцатипятилетие Московской консерватории» Н. Д. Кашкина (М.: Т-во «Печатня С. П. Яковлева». 1891), «Воспоминания о Московской консерватории» (Сост. и коммент. Е. Н. Алексеевой и Г. А. Прибегиной. Общая ред. Н. В. Туманиной. М.: Музыка, 1966), «Московская консерватория. 1866–1966» (Ред. коллегия – Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина (Рукавишникова). М.: Музыка, 1966), альбом «Московская консерватория. 1866–1991» (Авт., сост. и ред. Г. А. Прибегина. М.: Музыка, 1991).

В альбоме «Московская консерватория: материалы и документы из фондов МГК имени П. И. Чайковского и ГЦММК имени М. И. Глинки» использованы также рукописные тексты, посвященные факультетам, кафедрам, учебно-вспомогательным, научным и административно-хозяйственным отделам Московской консерватории, переданные в Музей им. Н. Г. Рубинштейна в 2004–2005 году (они составили один из фондов Музея – № 36). В исторические обзоры, предваряющие главы, в кавычках включены фрагменты из этих материалов со ссылками на них. Остальной текст подготовлен редактором-составителем издания.

Важная информация содержится в приложении, куда включены: хронологический список всех ректоров учебного заведения, схема, знакомящая читателей со структурой вуза в настоящее время (вся информация о Московской консерватории, содержащаяся в альбоме, собрана до 30 декабря 2006 года. Последующие изменения не получили в нем отражение), и список сокращений, применяемых в издании.
При подготовке Альбома учитывалось, что в тот же период будет опубликован историко-биографический словарь «Московская консерватория от истоков до наших дней», содержащий около 1500 статей о жизни и творчестве выпускников Московской консерватории, работавших и работающих в ней. Возможность воспринимать Словарь и Альбом в комплексе способствует более многомерному и глубокому восприятию материалов.

Кроме того, выход в свет Словаря позволяет в исторических обзорах Альбома называть только должности руководителей, педагогов и сотрудников вуза, не упоминая почетные и ученые звания и степени, правительственные награды, коих они удостоены, а в подписях к иллюстрациям – приводить одни имена и фамилии. (Это связано также с тем, что в ряде случаев, как уже отмечалось, невозможно установить точную дату создания портрета, а значит – должность, которую его герой в тот момент занимал.)

Деятельность многих музыкантов, о которых рассказывается в четвертой главе Альбома, продолжается в наши дни. Адекватно оценить их вклад в культуру можно будет лишь по прошествии времени, ибо оно, как известно, – лучший судья. Поэтому редакционная коллегия приняла решение по возможности отказаться в этом разделе издания от эпитетов, ограничившись информацией, необходимой для восприятия иллюстраций.

Фонды, на основе которых подготовлен альбом, собирались на протяжении десятилетий. Большинство публикуемых источников было подарено бескорыстными, щедрыми людьми, заботившимися и заботящимися ныне о сохранении и умножении российской культуры. В комментариях к иллюстрациям всегда называются зафиксированные в документах НМБТ, Музея им. Н. Г. Рубинштейна и ГЦММК им. М. И. Глинки имена дарителей, которым поистине несть числа. Всем им низкий поклон!

Редакционная коллегия и составители альбома глубоко благодарны тем, кто предоставил использованные в нем тексты и информацию: Т. А. Алиханову, Ю. А. Башмету, А. З. Бондурянскому, И. В. Воронцовой, Т. А. Гайдамович, Н. Н. Гиляровой, Т. И. Евсеевой, В. Ф. Жданову, А. В. Зуеву, В. М. Иванову, М. И. Каратыгиной, А. А. Коблякову, А. А. Корчагину, Е. И. Кузнецовой, И. В. Куликовой, И. Е. Лозовой, О. В. Лосевой, А. Б. Любимову, Е. В. Назайкинскому, Е. Н. Платонову, В. С. Попову, Л. В. Ракову, Л. В. Рощиной, Е. П. Савельевой, А. В. Самонову, М. А. Сапонову, И. А. Скворцовой, П. И. Скусниченко, Л. Е. Слуцкой, А. С. Соколову, М. С. Старчеус, В. В. Суханову, В. Г. Тарнопольскому, Б. Г. Тевлину, А. В. Харуто, В. Н. Холоповой, М. К. Чайковской, В. Н. Чачаве, В. П. Чинаеву, Н. Н. Шаховской. (В исторических обзорах, открывающих главы, приведены ссылки на все переданные в Музей МГК тексты и устную информацию.)

Слова искренней признательности хотелось бы высказать всем, кто содействовал подготовке настоящего издания: М. В. Алихановой, Р. Г. Балашову, Е. Г. Богиной, Н. В. Бушневой, Е. В. Гераскиной, И. А. Горьковой, В. П. Дереновской, С. Д. Дяченко, Е. А. Изотовой, А. Г. Карпич, Е. В. Карышевой, А. В. Клищевой, О. Б. Мозалевской, М. А. Неклюдовой, Н. С. Николаевой, Л. Г. Папениной, В. Н. Поляниной, Н. И. Рысевой, В. А. Серебряковой, А. В. Соловьеву, Ю. А. Тканову, К. Н. Урмановой, Д. Н. Худобородовой, А. А. Чекушиной.

Нелегкий труд по сбору материалов, координации фотосъемок и атрибутированию фотографий взял на себя руководитель Отдела по работе с Интернет-сайтом С. С. Голубенко, что было весьма ощутимым подспорьем для редактора-составителя.

Особая благодарность – издательству «Прогресс-Традиция», оказавшему неоценимую помощь редакционной коллегии, авторам, составителям и опубликовавшему Альбом.

Редколлегия: Е. Г. Сорокина (ответственный редактор), Е. Л. Гуревич (ответственный редактор, редактор-составитель, автор-составитель), Э. Б. Рассина, И. А. Медведева, Н. Ю. Катонова. Редакторы: Е. Н. Грачёва, М. В. Щеславская

От редакционной коллегии 9

Глава 1. Истоки 12

Рукописи. Библиографические редкости 17
Церковные рукописи и издания XV – XVII веков 17
Русские 17
Западноевропейские 18
Рукописи и издания XVIII века 19
Рукописи и издания XIX века 21
Из собрания В. Ф. Одоевского 25
М. И. Глинка – родоначальник русской классической музыки 27
Московское отделение РМО и Московская консерватория. Предыстория открытия 28

Глава 2. 1866-1922. Эпоха Н. Г. Рубинштейна, С. И. Танеева, В. И. Сафонова, М. М. Ипполитова-Иванова 31

1860-1870-е годы: во главе с Н. Г. Рубинштейном 49
Первые шаги 49
Н. Г. Рубинштейн 60
П. И. Чайковский 68
Первые профессора и ученики 73
На рубеже XIX – XX столетий 79
С. И. Танеев 79
В. И. Сафонов 83
А. С. Аренский 87
С. В. Рахманинов 89
А. Н. Скрябин 91
М. М. Ипполитов-Иванов 95
Н. К. Метнер 99
Выдающиеся профессора и ученики 103
В старом и новом здании 112
Концертные программы 118
Революционные события 122

Список сокращений 125

Автор(ы)


Лариса Слуцкая

Заслуженный работник культуры РФ

Елена Сорокина

Заслуженный деятель искусств РФ

Евгения Гуревич

Заслуженный работник культуры РФ

Эмма Рассина

Заслуженный работник культуры РФ (1996).

Татьяна Евсеева

Заслуженный работник культуры РФ

Ссылки