Ссылки
Музей имени Н. Г. Рубинштейна
  • Автор:Е. Л. Гуревич
  • Рецензент: Доцент кафедры истории русской музыки Д. Р. Петров
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2012
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 76
  • ISBN: 978-5-89598-266-2

Издание путеводителя приурочено к 100-летию со дня основания Музея имени Н. Г. Рубинштейна и 20-летию со дня его возрождения. Это первое издание, посвященное восстановлению Музея в Московской государственной консерватории, а также его деятельности в конце XX — начале XXI века.

Автор — директор Музея имени Н. Г. Рубинштейна, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства Е. Л. Гуревич.

Первый раздел путеводителя содержит краткий очерк основных этапов в истории Музея имени Н. Г. Рубинштейна — его создания в 1912 году, исчезновения в начале 1940-х годов и возрождения на рубеже минувшего и нынешнего тысячелетий, что создает контекст, необходимый для восприятия последующих материалов.

Во второй — центральной — части издания характеризуются три постоянные экспозиции Музея, оформленные после его возвращения на старое место — в Большой зал консерватории — в 1995 году. Текст широко иллюстрируется, причем ряд помещенных в путеводителе фотографий публикуется впервые.

Одним из магистральных и основополагающих направлений в работе Музея имени Н. Г. Рубинштейна стала собирательская деятельность. Профессора, сотрудники Московской консерватории и их потомки дарят возрожденному Музею как отдельные предметы, так и более или менее обширные фонды. Собирательской деятельности посвящен третий раздел настоящего издания.

Путеводитель завершается Приложением. Оно содержит списки: «Фонды, подаренные Музею», «Публикации, подготовленные при участии Музея», «Публикации, посвященные деятельности Музея».

Юбилейное издание предназначено музыкантам и любителям музыки.


От автора 4

Музей имени Н. Г. Рубинштейна: создание, исчезновение, возрождение 6

Постоянные экспозиции 13

Собирательская деятельность 57

Приложение

Фонды, подаренные Музею 69

Публикации, подготовленные при участии Музея 70

Публикации, посвященные деятельности Музея 73

Сокращения и аббревиатуры, применяемые в настоящем издании 74

Summary 75

Предлагаемый вниманию читателей путеводитель приурочен к 100-летию со дня основания Музея имени Н. Г. Рубинштейна и 20-летию со дня его возрождения. Это первое издание, посвященное восстановлению Музея в Московской государственной консерватории, а также его деятельности в конце XX — начале XXI века1.

Первый раздел путеводителя содержит краткий очерк основных этапов истории Музея имени Н. Г. Рубинштейна — его создания в 1912 году, исчезновения в начале 1940-х годов и возрождения на рубеже минувшего и нынешнего тысячелетий, что создает контекст, необходимый для восприятия последующих материалов. Истории Музея имени Н. Г. Рубинштейна в первой половине XX века посвящено несколько глав в книге Т. В. Гинзбург «Музей музыкальной культуры. К 90-летию со дня основания Музея и 60-летию со дня присвоения ему статуса государственного»2. Поэтому в настоящем издании обозначены лишь основные вехи того сложного, драматического пути, который суждено было пройти этому учреждению.

Во второй — центральной — части издания характеризуются три постоянные экспозиции Музея, оформленные после его возвращения в 1995 году на старое место — в Большой зал консерватории. Текст широко иллюстрируется, причем ряд помещенных в путеводителе фотографий публикуется впервые.

Не случаен тот факт, что в названиях двух первых (в хронологическом отношении) постоянных экспозиций присутствует слово «страницы». Ведь все предметы, собранные в консерваторском Музее до 1943 года, были переданы учрежденному на его основе Государственному центральному музею музыкальной культуры3. Так что в процессе возрождения Музея имени Н. Г. Рубинштейна материалы для его экспозиций собирались «по крупицам», и детально, в полном объеме раскрыть в них сложнейшую эволюцию Московской консерватории не удалось. Да и вряд ли это в принципе возможно применительно к столь прославленному учебному заведению, открытому еще в середине позапрошлого века и необыкновенно богатому знаменитыми именами и событиями.

В самих постоянных экспозициях Музея имени Н. Г. Рубинштейна основная «канва» эволюции Московской консерватории восполнена благодаря фотокопиям из ГЦММК имени М. И. Глинки, но в настоящем путеводителе освещаются и иллюстрируются только подлинные артефакты, собранные в Музее МГК с момента его возрождения.

Импульсом к восстановлению Музея послужило следующее событие. В 1991 году в Московской консерватории оформляли выставку к 125-летию со дня основания учебного заведения. Подготовкой вернисажа руководили профессора О. С. Семенов (впоследствии первый директор Музея МГК) и Е. Б. Долинская. После завершения торжеств, посвященных юбилею, остались фотографии и пластинки, афиши и программы, книги и ноты, которые не забрали предоставлявшие их педагоги и сотрудники МГК. Однако документы, зафиксировавшие прием выставочных материалов, не сохранились. Так образовался первоначальный фонд Музея имени Н. Г. Рубинштейна. Если иллюстрации, опубликованные в настоящем путеводителе, отображают экспонаты из первоначального фонда, это всегда отмечается в сопровождающих их атрибуциях. В остальных случаях в тексте путеводителя и в подписях к иллюстрациям приводится фамилия дарителя либо название структурного подразделения Московской консерватории, поделившегося с Музеем имени Н. Г. Рубинштейна материалами4.

В разделе «Постоянные экспозиции» в атрибуциях, сопровождающих иллюстрации, указываются высота и ширина предметов; при изображении трехмерных экспонатов — и их глубина. В необходимых случаях в этикетаже приводятся длина — например, трости, и диаметр — скажем, вазы или рога.

В тех случаях, когда не удалось установить фамилию, имя человека, изображенного на фотографии, в подписи к иллюстрации ставится вопросительный знак (у отсутствующих инициалов вопросительные знаки заключены в скобки).

Третий раздел путеводителя посвящен собирательской деятельности, которая является одним из основополагающих направлений в работе Музея имени Н. Г. Рубинштейна. Профессора, сотрудники Московской консерватории и их потомки дарят возрож­денному Музею как отдельные предметы, так и более или менее обширные фонды5.

Поступившие в Музей материлы широко используются как в постоянных экспозициях, выставках, так и в учебном процессе — на занятиях по архивной практике, при подготовке студентами, аспирантами, педагогами и сотрудниками МГК научно-исследовательских и научно-методических трудов.

Путеводитель завершается Приложением. Оно содержит списки: «Фонды, подарен- ные Музею», «Публикации, подготовленные при участии Музея», «Публикации, посвященные деятельности Музея», «Сокращения и аббревиатуры, применяемые в настоящем издании».

Автор путеводителя выражает глубокую благодарность профессору Е. Г. Сорокиной, на протяжении многих лет являвшейся научным руководителем Музея имени Н. Г. Рубинштейна.

Искренней признательности заслуживает документовед Музея имени Н. Г. Рубинштейна Е. В. Сергеенко, принимавшая непосредственное участие в подготовке предлагаемого издания.

Существенный вклад в изучение и описание фондов Музея внесли руководители архивной практики студентов историко-теоретического факультета МГК — профессор кафедры истории русской музыки И. А. Скворцова и доцент кафедры истории русской музыки Д. Р. Петров.

Публикация настоящего издания стала возможной благодаря поддержке ректора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, профессора А. С. Соколова, проректора по научной и творческой работе Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, профессора К. В. Зенкина, а также компаний «Сименс» и BP.

 


1  Уточним: временные рамки издания, предлагаемого вниманию читателей, охватывают, в основном, период с 1992 года, ознаменованного возрождением Музея в Московской государственной консерватории,  по 2011 год, когда настоящий путеводитель готовился к публикации.

2    М.: издательство «Дека-ВС», 2003.

3    Подробнее об этом событии рассказывается в первом разделе путеводителя — «Музей имени Н. Г. Рубинштейна: создание, исчезновение, возрождение». См. с. 7–8.

4    Иллюстрации, запечатлевшие материалы и документы из других отделов Московской консерватории или иных учреждений, не переданные в Музей МГК на постоянное хранение, а лишь предоставленные для его экспозиций, в настоящем издании не публикуются.

5    Ради разнообразия лексики термины «фонд», «архив», «собрание» используются в данном путеводителе как синонимы.