Дирижерско-хоровое образование. Традиции и современность


  • Рецензент: А. В. Наумов, кандидат искусствоведения, доцент; О. А. Бобрик, кандидат искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2014
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 240
  • ISBN: 978-5-89598-296-9 (в обл.)

Дирижерско-хоровое образование : Традиции и современность : Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Клавдия Борисовича Птицы (1911–1983) 

Редакционная коллегия: А. В. Антипин (ответственный редактор-составитель), профессор С. С. Калинин
 

В настоящем издании публикуются материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося отечественного хормейстера и педагога К. Б. Птицы, которая состоялась 21–22 февраля 2011 года в Московской консерватории. Статьи и доклады, помещенные в сборнике, призваны осветить разнообразные теоретические и исторические аспекты, а также актуальные проблемы дирижерско-хорового образования. Книга адресована специалистам и широкому кругу читателей.

От составителя 5

Выдающиеся деятели отечественного хорового искусства

Ю. М. Рогачева. Хоровая «метода» Г. Я. Ломакина 9

Е. Г. Удалова. Хоровой дирижер К. К. Альбрехт 17

В. И. Адищев. А. Д. Городцов и его вклад в отечественную хоровую культуру 27

П. Е. Карпов. В. А. Булычев и С. И. Танеев: неизвестные страницы творческого содружества 33

Ю. С. Карпов. С. А. Казачков: музыкант, педагог, ученый 46

Н. Н. Владимирцева. Педагогический опыт профессора Cаратовской консерватории М. В. Тельтевской 51

Хоровое искусство: вопросы теории и практики

Н. В. Аверина. Основные методы музыкального воспитания в Детской хоровой школе «Весна» им. А. С. Пономарёва 63

Г. М. Савчук. Принципы формирования репертуара в хоровом классе 73

Л. Г. Панкратов. К вопросу о формировании репертуара концертного коллектива 81

Е. В. Аликина. К проблеме содержания учебно-исполнительской деятельности студенческого любительского хора 86

А. П. Хазанова. Особенности вокальной работы в мужском самодеятельном хоре 92

Л. Н. Беседина. К вопросу о становлении дирижера хора в свете интонационной теории Б. Асафьева 101

В. Э. Девуцкий. Современные аспекты трактовки итальянского хроматического мадригала 110

Р. Л. Поспелова, Е. А. Трубенок. Григорианский гимн «Te Deum». Строение текста и мелодии 115

Л. Л. Равикович. Интерпретация поэтического текста в хоровом цикле С. Слонимского «Две русские песни» 122

Дирижерско-хоровое образование сегодня

Вопросы методики преподавания

Б. Д. Критский. Интегративная модель обучения дирижированию 133

В. Л. Живов. О возможностях мануального отображения музыкально-поэтической речи в дирижерско-хоровой педагогике 138

Р. Л. Поспелова. Проблемы курса латинского языка для дирижеров-хоровиков 145

Г. В. Григорьева. О дипломных рефератах хоровых дирижеров 151

М. В. Карасёва. О специфике теоретических предметов в профессиональном образовании дирижера-хормейстера 155

О. В. Девуцкий. Хоровое искусство и современные информационные технологии: возможные перспективы 163

Вопросы организации учебного процесса

Л. Н. Павлов. Основы дирижерско-хорового образования в средних специальных учебных заведениях 171

В. В. Бакке. Обучение региональным певческим традициям 179

Б. Э. Алибекова. Дирижерско-хоровое образование в Казахстане 184

А. С. Рыжинский. Основные направления работы студенческих научно-творческих обществ сегодня 189

В. И. Рожок. Музыкальное образование Украины на современном этапе 193

Ч. Фройнд. Некоторые вопросы хоровой культуры в Польше 199

Вспоминая мастера…

Р. Н. Трушкова. К. Б. Птица. Жизненный и творческий путь (по материалам архива Московской консерватории) 205

Л. А. Лицова. Сохраняя традиции мастеров 212

О. С. Карасёва. К. Б. Птица: уроки мастерства 218

Л. З. Конторович. Учитель в классе и за дирижерским пультом 223

В. М. Щуров. К. Б. Птица как русский хоровой дирижер и чуткий воспитатель 228

Н. В. Малявина. Руки учителя 232

Сведения об авторах 237

Российское хоровое искусство — основа отечественной музыкальной культуры. Имена выдающихся хоровых деятелей России XX века, основоположников дирижерско-хорового образования — А. Д. Кастальского, Н. М. Данилина, П. Г. Чеснокова, А. В. Свешникова, В. Г. Соколова, К. Б. Птицы — золотыми буквами вписаны в историю нашей страны. Русские хоры и дирижеры имеют особое значение для отечественной и мировой музыкальной культуры. Хоровое искусство всегда оказывало на человека облагораживающее воздействие, воспитывало чувство прекрасного, формировало патриотические настроения. Суть его — богатейшая певческая природа, высокое исполнительское мастерство, общественное просветительство и непрерывно совершенствующееся профессиональное образование дирижеров-хормейстеров.

Современное дирижерско-хоровое сообщество постоянно выступает за сохранение традиций отечественной культуры, развивает их и создает высочайшие образцы исполнительского искусства, готовит высокопрофессиональные кадры для исполнительской, педагогической, научной и музыкально-просветительской деятельности.

Кафедра хорового дирижирования Московской консерватории стала инициатором проведения Международной научно-практической конференции «Дирижерско-хоровое образование: традиции и современность», приуроченной к 100-летию со дня рождения выдающегося отечественного хормейстера и педагога, теоретика и практика хорового дела, Народного артиста СССР, профессора Клавдия Борисовича Птицы (1911–1983). И это весьма символично, поскольку Клавдий Борисович в середине XX века вывел теоретическую составляющую дирижерской профессии на более высокий, научный уровень, опубликовав диссертацию «Очерки по технике дирижирования хором». Несмотря на существовавшие авторитетные издания П. Г. Чеснокова, Ю. М. Тимофеева, Ф. Вейнгартнера (в русском переводе под редакцией Н. А. Малько), книга К. Б. Птицы, по сути, явилась в конце 1940-х годов первым отечественным изданием, раскрывающим тайны дирижерской техники. Также Клавдий Борисович был инициатором введения в Московской консерватории теоретической составляющей образовательного процесса по дирижерско-хоровой специальности (курсовые работы студентов, дипломные рефераты), что впоследствии дало плодотворные результаты в практической деятельности хормейстеров, позволило будущим педагогам и практикам более осознанно и методически выверенно осуществлять свою деятельность в хоровом искусстве.

Продолжая традиции мастеров, заложенные на старейшей в России кафедре хорового дирижирования Московской консерватории, современные педагоги-практики (в том числе и ее выпускники) собрались, чтобы поделиться своим исполнительским и педагогическим опытом. Большая часть статей сборника посвящена вопросам дирижерско-хорового образования на современном этапе: это актуальные проблемы преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в среднем и высшем звене, а также состояние современного образовательного процесса за рубежом. Вопросы формирования репертуара в хоре, методы вокально-хоровой работы, проблемы интерпретации поэтического текста рассмотрены в разделе «Хоровое искусство: вопросы теории и практики». Также в сборник входят статьи, посвященные выдающимся деятелям хоровой культуры XX века: Н. М. Данилину, Г. Я. Ломакину, В. А. Булычеву, С. А. Казачкову и др. Особое место занимают воспоминания учеников и соратников К. Б. Птицы, отражающие широту таланта мастера и живое, трепетное отношение Учителя к своим ученикам, ставшим сегодня уже маститыми педагогами и исполнителями, продолжателями хорового дела.

Но, несмотря на приверженность традициям, многие педагоги идут вперед, применяя в своей хормейстерской и педагогической работе все новые и новые методы и образовательные технологии. Такая линия, синтезирующая ценный опыт предшественников с новыми практиками, выводит современное дирижерско-хоровое образование на иной уровень, позволяя укреплять кадровый потенциал профессии.

Надеемся, что материалы столь масштабного хорового форума помогут молодым хормейстерам и педагогам в их исполнительской и педагогической деятельности.

А. В. Антипин

Автор(ы)


Галина Григорьева

Заслуженный деятель искусств РФ

Станислав Калинин

Заслуженный артист РСФСР
Заслуженный деятель искусств РФ

Марина Карасёва

Заслуженный деятель искусств РФ

Лев Конторович

Народный артист РФ
Заслуженный деятель искусств РФ

Вячеслав Щуров

Заслуженный деятель искусств РФ

Ссылки