Репертуар первых скрипок : Хрестоматия по дисциплине «Изучение оркестровых партий и чтение с листа»


  • Рецензент: Т. С. Беркуль, заслуженный артист РФ, профессор; М. А. Готсдинер, заслуженный артист РФ, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2022
  • Тираж: 120 экз.
  • К-во страниц: 60
  • ISBN: 979-0-706360-61-4 (в обл.)

Репертуар первых скрипок : Хрестоматия по дисциплине «Изучение оркестровых партий и чтение с листа» : Выпуск 1.

Редакторы-составители: народный артист РФ, профессор С. Г. Гиршенко; заслуженный артист Республики Крым, доцент А. А. Гуляницкий.

Хрестоматия «Репертуар первых скрипок» нацелена на эффективную подготовку скрипача ко второму туру конкурса в симфонический оркестр. Она ориентирована на российские симфонические оркестры, но одновременно учитывает конкурсный репертуар зарубежных коллективов. Материал хрестоматии объединен в два тематических раздела. Блок зарубежной музыки включает произведения композиторов-классиков и романтиков (от Моцарта до И. Штрауса), русская музыка представлена сочинениями М. И. Глинки и П. И. Чайковского.

Хрестоматия адресована студентам высших музыкальных учебных заведений, обучающимся по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства».

От редакторов-составителей 4

В. А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» 5

Увертюра к опере «Волшебная флейта» 6

Симфония № 39 8

Л. ван Бетховен. Увертюра «Леонора № 3» 8

Симфония № 3 10

Симфония № 9 14

К. М. фон Вебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок» 18

Увертюра к опере «Оберон» 20

Дж. Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль» 23

Увертюра к опере «Сорока-воровка» 24

Ф. Мендельсон. «Сон в летнюю ночь». Музыка к комедии У. Шекспира 25

Г. Берлиоз. Фантастическая симфония 27

Р. Шуман. Симфония № 2 32

Дж. Верди. Увертюра к опере «Сила судьбы» 34

А. Брукнер. Симфония № 9 35

И. Штраус. Увертюра к оперетте «Летучая мышь» 37

М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» 40

П. Чайковский. Увертюра к балету «Щелкунчик» 42

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» 44

Симфония № 4 47

Симфония № 5 50

Симфония № 6 52

Симфония «Манфред» 56

Одной из важнейших проблем педагогической деятельности является формирование разносторонне образованного музыканта, способного реализовать себя в условиях современных требований. Для успешного развития исполнитель должен уделять внимание различным аспектам профессиональной деятельности, в том числе освоению и развитию навыков как сольной, так и ансамблевой игры. Хрестоматия «Репертуар первых скрипок» по дисциплине «Изучение оркестровых партий и чтение с листа» нацелена на эффективную подготовку скрипача ко второму туру конкурса в симфонический оркестр.

Как показывает практика, выпускники оркестровых факультетов музыкальных учебных заведений занимаются преимущественно педагогической деятельностью или работают в составе камерных, симфонических и оперных коллективов. Однако прежде чем войти в состав оркестра, музыкант должен пройти профессиональный отбор.

Участвуя в конкурсных прослушиваниях, довольно часто скрипач превосходно демонстрирует себя в первом туре, где играет обязательную сольную программу (чаще всего это две части сонаты или партиты И. С. Баха, первая часть концерта В. А. Моцарта и виртуозное произведение эпохи романтизма). В большинстве случаев первый тур конкурсанты проходят весьма успешно и оставляют о себе положительное впечатление.

Во втором туре исполнитель должен проявить такие свои профессиональные компетенции, как быстрое разучивание оркестровых партий, устойчивую интонацию, качество исполнения штрихов, а также знание и глубокое понимание музыкального материала в целом. Как правило, на этом этапе отбора многие участники испытывают наибольшие трудности и в итоге конкурс не проходят. Такое положение вещей и объясняет необходимость создания предлагаемой хрестоматии: она поможет обучающимся успешно преодолеть все отборочные туры и уверенно демонстрировать профессиональное мастерство и добиваться желаемых результатов во многих сферах исполнительского искусства.

При подборе материала составители опирались на собственный многолетний опыт в сольной, ансамблевой и оркестровой исполнительской деятельности. Одним из важнейших преимуществ хрестоматии является ее универсализм: она ориентирована на российские симфонические оркестры и одновременно учитывает конкурсный репертуар зарубежных коллективов. Хрестоматия планируется в двух выпусках. Во втором будут представлены сочинения И. Брамса, Р. Штрауса, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и других композиторов.

Материал первого выпуска хрестоматии объединен в два тематических раздела. Блок зарубежной музыки включает произведения композиторов-классиков и романтиков. Классический стиль представлен творчеством В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена. Музыкальное наследие Й. Гайдна составители не включили в хрестоматию осознанно — его сочинения в рамках конкурсных прослушиваний практически не встречаются. Романтическую эпоху репрезентируют произведения К. М. фон Вебера, Дж. Россини, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Дж. Верди, А. Брукнера, И. Штрауса.

Из наследия русских композиторов в хрестоматию вошли сочинения М. И. Глинки и П. И. Чайковского. Этот выбор не случаен. Именно М. И. Глинка заложил основы симфонизма в отечественной музыкальной культуре. Хотя он не написал ни одной симфонии, его оркестровые увертюры и фантазии занимают почетное место в одном ряду с монументальными симфониями западноевропейских композиторов. Широко представлено в хрестоматии творчество П. И. Чайковского, пользующееся большой популярностью как в России, так и за рубежом.

Последовательность сочинений в хрестоматии определяется, с одной стороны, тем обстоятельством, что основы симфонизма в западноевропейской культуре были заложены раньше, чем в русской; с другой — исходя из учебной практики студентов, для которой привычно изучение сначала зарубежной, а потом отечественной музыки. Внутри тематических блоков порядок сочинений обусловлен хронологией творчества композиторов.

В данной хрестоматии авторы взяли за основу оригинальные штрихи. Поскольку издание предназначено для вполне сформировавшихся артистов, выбор аппликатуры по большей части оставлен на усмотрение исполнителей. Собственные варианты штрихов и аппликатуры были предложены в тех местах, которые, по мнению редакторов-составителей, могут вызвать затруднения.

Исполнительский и педагогический опыт редакторов-составителей позволил отобрать, обобщить и систематизировать включенный в хрестоматию музыкальный материал, а также дать необходимые рекомендации, которые помогут обучающимся приобрести навыки и компетенции для полноценной и разносторонней реализации своего творческого потенциала.