Вильгельм Фишер, его «тип развертывания» и сравнительный анализ барочного и классического стилей


  • Автор: О. В. Лосева
  • Рецензент: Г. В. Григорьева, проф.д. иск.; Ю. В. Москва, проф. д. иск.; И. П. Сусидко, проф. д. иск.
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2023
  • Тираж: 150 экз.
  • К-во страниц: 112
  • ISBN: 978-5-89598-463-5

Вильгельм Фишер, его «тип развертывания» и сравнительный анализ барочного и классического стилей (с приложением русского перевода статьи В. Фишера «К истории развития венского классического стиля») : Учебное пособие.

Учебное пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры теории музыки. Протокол № 3 от 12 ноября 2021; заведующий кафедрой, профессор А. С. Соколов.

Учебное пособие посвящено истории теоретического осмысления структурной модели, впервые описанной австрийским музыковедом Вильгельмом Фишером (1886–1962) как «тип развертывания» и известной в отечественном музыкознании как «период типа развертывания», а также теоретической интерпретации самого принципа развертывания. В учебное пособие включен полный перевод статьи Фишера. Издание адресовано студентам и преподавателям музыкальных вузов.

Предисловие 3

Список сокращений 4

О. В. Лосева. Вильгельм Фишер, его «тип развертывания» и сравнительный анализ барочного и классического стилей 5

В. Фишер. К истории развития венского классического стиля 25

Опыт сравнительной характеристики староклассического и венского классического инструментального стиля 27

1. Мелодика 30

2. Симфоника 78

3. Архитектоника и состав 82

К оценке некоторых мастеров переходного периода 102

Краткий список рекомендованной литературы 110

В отечественном музыкознании структурная модель, являющаяся визитной карточкой позднего барокко — период типа развертывания, — давно известна и описана, а сам термин «развертывание» давно прижился. Не все, однако, знают об их происхождении, длинной, более века, истории функционирования в музыковедческой литературе и важнейшем для их понимания источнике — исследовании австрийского музыковеда Вильгельма Фишера. Основанное на материалах его докторской диссертации и опубликованное в 1915 году в Вене в виде обширной статьи, оно интересно и ценно как для теории музыки, поскольку впервые дает подробную характеристику барочного синтаксиса и исследует важнейшую категорию музыкального стиля, так и для истории музыки, поскольку в нем рассматриваются два больших стиля — барочный и классический — и специальное внимание уделяется переходному периоду от одного к другому, который иногда называют «эпохой между эпох», а чаще обозначают термином «предклассика». Перевод этого исследования на русский язык, сделанный впервые, включен в учебное пособие и снабжен необходимыми комментариями.

Творческая биография Фишера, история создания его труда, анализ основных идей и их связь с немецкой теорией музыки, старой и современной, равно как и развитие этих идей в отечественной музыкаль­ной науке, — всё это является объектом рассмотрения в первом разделе учебного пособия, цель которого — разъяснить читателю истоки, суть и перспективу основных положений исследования австрийского музыковеда.

Учебное пособие предназначено для студентов музыкальных вузов всех специальностей в курсах музыкальной формы, анализа музыкальных форм, музыкально-теоретических систем, истории зарубежной музыки и для педагогов, ведущих эти предметы в средних и высших учебных музыкальных заведениях.