Член Союза композиторов РФ
Член Internationale Gustav Mahler Gesellschaft (Wien)
Член Tschaikowsky Gesellschaft (Tübingen)
Награждена Орденом «Профессионал России» (2008)


Родилась в городе Смоленске в семье фортепианного мастера А. Е. Барсова (позднее работал настройщиком в Московской консерватории). С 7 лет училась игре на фортепиано у Л. В. Станчинской (сестры композитора). Одновременно начала сочинять музыку. В 1937 году была переведена в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Училась в классе фортепиано М. Л. Гехтман, позднее — Э. Л. Вилянской, ассистентки С. Е. Фейнберга.

Композицией занималась у С. Ю. Бирюкова (ученика Н. Я. Мясковского). В 1941–1943 годах находилась в эвакуации в Татарстане. Вернувшись в Москву, поступила в Музыкальное училище при Московской консерватории, где занималась по гармонии у И. В. Способина, композиции — у Е. О. Месснера, фортепиано — у Н. Л. Фишмана, затем — В. А. Натансона. В 1951 году окончила Московскую консерваторию по классу И. В. Способина (дипломная работа: «Симфонии Дворжака»), в 1954 году — аспирантуру у него же. 

Педагогическая деятельность:

С 1953 года по настоящее время работает в Московской консерватории, первоначально на кафедре инструментовки. С 1969 года ведёт спецкласс на кафедре инструментовки теоретико-композиторского факультета (ныне историко-теоретический факультет), позднее также на кафедрах истории зарубежной музыки и истории русской музыки, с 1981 года — профессор, с 1998 — по настоящее время — на кафедре теории музыки (секция инструментовки и чтения партитур). В 1979–1991 годах занимала должность профессора Горьковской консерватории им. М. И. Глинки. В 1995–1998 годах — профессор Минской консерватории.

В Московской консерватории ведёт:

  • на кафедре теории: история нотации XVI–XIX веков; история оркестровых стилей;
  • на кафедре истории русской музыки: авторский курс «Русский музыкальный авангард 1900-х — 1920-х гг. »;
  • ведёт практический курс чтения симфонических партитур.

С 1960-х годов читала курсы лекций в Ленинграде, Горьком, Минске, Киеве, Вильнюсе. С 1979 года участвует в многочисленных международных конференциях, в том числе в Москве, Ленинграде, Вене, Цюрихе, Берлине, Лейпциге, Дрездене, Тюбингене, Гейдельберге, Гамбурге, Амстердаме, Оксфорде, Кракове, Сиэтле, Энн Арбре.

В 1970-х — 1980-х годах читала лекции на факультете повышения квалификации Московской консерватории. Занимается научно-исследовательской деятельностью. В круг профессиональных интересов входят история западной и русской музыки, истории оркестра, нотация XVI–XIX веков, чтение симфонических партитур.

В 1997 году получила грант РГНФ на книгу «Очерки по истории партитурной нотации (середина XVI — первая половина XVIII)».  Многократно выступала в качестве оппонента на защитах диссертаций, в том числе докторских диссертаций В. П. Варунца, Л. Е. Гаккеля, Н. С. Гуляницкой, Л. С. Дьячковой, А. И. Климовицкого, Л. З. Корабельниковой, А. С. Соколова, Т. В. Чередниченко, Л. Д. Никитиной, Е. Д. Кривицкой, Н. О. Власовой и других.

Ученики:

С 1954 года по настоящее время в классе Барсовой прошли обучение свыше 500 студентов теоретико-композиторского (историко-теоретического), композиторского факультетов и кафедры оперно-симфонического дирижирования.

Среди учеников:

  • А. Лазарев
  • Б. Тевлин
  • В. Полянский
  • М. Юровский
  • А. Рудин
  • Э. Гарсиа
  • Г. Воронков
  • Зон Мин Чор
  • C. Губайдулина
  • Ю. Буцко
  • А. Немтин
  • М. Ермолаев
  • В. Кикта
  • Е. Ботяров
  • А. Рабинович
  • И. Соколов
  • У. Рамирес
  • Г. Григорьева
  • Е. Долинская
  • Е. Сорокина
  • Л. Дьячкова
  • Ю. Крейнина
  • Е. Левашов
  • М. Сапонов
  • С. Савенко
  • А. Соколов
  • В. Холопова
  • В. Медушевский
  • М. Нестьева
  • Н. Симакова
  • Э. Алексеев
  • В. Варунц
  • Л. Кириллина
  • Р. Насонов
  • Г. Лыжов
  • Е. Двоскина

В специальном классе:

  • В. Мошенский
  • Н. Зейфас
  • Г. Тимощенкова
  • Е. Бабушкина
  • Е. Розенбецкая
  • М. Катунян
  • Н. Пронина
  • Г. Аржановскова
  • Н. Ксенофонтова
  • Н. Алексенко
  • И. Скворцова
  • Э. Плотица
  • М. Пустовалова
  • Е. Шельтинг
  • Л. Киселева
  • П. Поспелов
  • Л. Березовская
  • Е. Красуцкая
  • Л. Баяхунова
  • Е. Дубинец
  • Е. Юшкевич
  • Е. Кофанова
  • Д. Петров
  • Е. Хан
  • О. Бобрик
  • С. Михеев
  • О. Кравченко
  • П. Скороходов

Под руководством Барсовой защитили кандидатские диссертации:

  • Н. Ксенофонтова
  • Н. Алексенко
  • А. Гужва
  • И. Скворцова
  • Е. Дубинец
  • Е. Левина
  • Т. Зенаишвили
  • В. Невдах
  • Д. Петров
  • Е. Кофанова
  • Е. Бараш
  • О. Бобрик
  • И. Вискова
  • С. Михеев

Научные труды. Издания. Публикации:

Автор множества статей в «The New Grove Dictionary of Music and Musicians» (1980, 2001).

  • Скрябин и русский симфонизм // Советская музыка. 1958. № 5. — С. 65–71;
  • Густав Малер. Письма. Воспоминания / Пер. с нем. С. А. Ошерова. — М.: Музыка. 1964. 635 с.; 1968. [Составление; вступительная статья «Густав Малер. Личность, мировоззрение, творчество»; комментарии.];
  • Книга об оркестре. — М.: Музыка. 1969. 231 с.; 1978;
  • Книга про оркестр. — Киïв: «Музична Украiiна». 1981, 1988;
  • Практическое руководство по чтению симфонических партитур: Учебное пособие для консерваторий. Вып. 1. — М.: Музыка. 1969. 224 с. [Совместно с Ю. А. Фортунатовым.];
  • Ранние симфонии Густава Малера: Автореф. дисс. канд. иск. / Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 1970. 24 с.;
  • Малер в контексте времени // Советская музыка. 1973. № 3. С. 69–77;
  • Музыкальная энциклопедия. Т. 2. — М.: 1974. Статьи: Гросфатер (Стб. 76); Дестинова Э. (Стб. 203–204); Зембрих М. (Стб. 457–458); Камерная симфония (Стб. 674); Камерный оркестр (Стб. 675–676);
  • Обсуждаем симфонию А. Шнитке // Советская музыка. 1974. № 10. — С. 14–16. [Под одним названием со статьями других авторов о Первой симфонии А. Шнитке.];
  • Камерный оркестр Пауля Хиндемита (Kammermusiken № 1–7) // Музыка и современность. Вып. 9 / Редактор-составитель Д. Фришман. — М.: Музыка. 1975. — С. 226–261;
  • Симфонии Густава Малера: Монография. — М.: Сов. композитор, 1975. 496 с. Аннот.: [Zusammenfassung] // Nachrichten zur Mahler-Forschung. 1 / Internationale Gustav Mahler Gesellsschaft. Wien, 1976;
  • Александр Мосолов: двадцатые годы // Советская музыка. 1976. № 12. — С. 77–87;
  • Alexandr Mosolov: Dvacátá léta // Hudebni Rozhledy. 1977. №№ 11, 12; 1978. № 2;
  • Малер Г. // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. — М., 1976. Стб. 414–420;
  • Курт в диалоге наших дней // Советская музыка. 1977. № 8. — С. 118–125. (Рец. на кн.: Курт Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера. — М., 1975);
  • Вагнер Р. Избранные работы. — М.: Искусство. 1978. 695 с. [Составление и комментарии. Совместно с С. А. Ошеровым.];
  • Книга о Берге // Советская музыка. 1978. № 8. — С. 105–112. [Рецензия на кн.: Тараканов М. Е. Музыкальный театр Альбана Берга. — М., 1976.];
  • Музыкальная энциклопедия. Т. 4. — М., 1978. Статьи: Оркестр (Стб. 83–97); Партитура (Стб. 193–196);
  • Das Frühwerk von Alexandr Mosolov // Jahrbuch Peters. 1979 / Hg. von Ebernhard Klemm. Leipzig, 1980. S. 117–169
  • Ibid // Musik-Konzepte 37/38. Alexandr Skrjabin und die Skrjabinisten. II / Hg. von Heinz-Klaus Metzger und Rainer Riehn. München: edition text + kritik, 1984. S. 122–167;
  • Раннее творчество Александра Мосолова (двадцатые годы) // Александр Мосолов. Статьи и воспоминания / Общая редакция И. А. Барсовой; Составитель Н. К. Мешко. — М., 1986. — С. 44–122;
  • The New Grove. Dictionary of Music and Musicians. London: Macmillan; Washington: Grove’s Dictionaries of Music inc.; Hong Kong: DC Peninsula, 1980. Статьи: Gnesin M. F. (Vol. 7. P. 478–479); Grechaninov A. T. (Vol. 7. P. 658–659. В соавт. с Э. Джералдом); Ippolitov-Ivanov M. M. (Vol. 9. P. 291); Kastal’sky A. D. (Vol. 9. P. 822–823); Mosolov A. V. (Vol. 12. P. 611–612); Polovinkin L. A. (Vol. 15. P. 52); Vasilenko S. N. (Vol. 19. P. 560–561);
  • Музыкальная энциклопедия. Т. 5. — М., 1981. Статьи: Струнный оркестр (Стб. 338–339); Трио-соната (Стб. 608–609); Tutti (Стб. 655–656);
  • Из истории партитурной нотации. Звуковая плотность и пространство в многохорной музыке XVII века // История и современность. Сборинк статей / Редактор-составитель А. И. Климовицкий, Л. Г. Ковнацкая, М. Д. Сабинина. — Л.: Советский композитор, 1981. — С. 6–32;
  • Mahler und Dostojewski // Gustav Mahler Kolloquium / Red. Rudolf Klein. Kassel u. a.: Bärenreiter, 1981. (Österreichische Gesellschaft für Musik. Beiträge’ 79–81). S. 65–75;
  • Малер и Достоевский // Музыка. Культура. Человек. Вып. 2 / Под редакцией М. Мугинштейна. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. — С. 115–131;
  • Чтение партитур // Музыкальная энциклопедия. Т. 6. — М., 1982. Стб. 254;
  • Портрет художника // Иностранная литература. 1983. № 3. — С. 244–246. [В соавт. с С. А. Ошеровым. Рецензия на кн.: Бониш Ф. Жизнь Белы Бартока в фотографиях и документах. Будапешт, 1981.];
  • Сто лет спустя // Советская музыка. 1983. № 11. — С. 112–120. (О Днях Рихарда Вагнера в ГДР, 7–13 февраля 1983 г.);
  • Библиотека музыканта // Музыка в СССР. 1984. № 3. Июль — сентябрь. С. 86–88. (Обзор новых нот и книг издательств «Музыка» и «Советский композитор»);
  • Музыкальная драматургия Четвертой симфонии Гии Канчели // Музыкальный современник. Вып. 5 / Редактор В. В. Задерацкий и др. М., 1984. С. 108–134;
  • Музыка романтизма // Мир романтизма (живопись, рисунок): Каталог выставки. — М.: Сов. художник. 1985. С. [9]–[20];
  • Опыт этимологического анализа: К постановке вопроса // Советская музыка. 1985. № 9. — С. 59–66;
  • Александр Мосолов. Статьи и воспоминания / Составитель Н. К. Мешко. — М., 1986. 208 с. Общая редакция; статья «Раннее творчество Александра Мосолова (двадцатые годы)»;
  • Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1984 / Ответственный редактор Б. М. Кедров. — Л.: Наука. 1986. — С. 99–116;
  • Мифологическая семантика вертикального пространства в оркестре Рихарда Вагнера // Проблемы музыкального романтизма: Сборник научных трудов / Ответственный редактор А. Л. Порфирьева. — Л.: 1987. — С. 59–75;
  • Проблемы малероведения 80-х годов: По материалам лейпцигского симпозиума // Советская музыка. 1987. № 2. — С. 86–93;
  • То же на нем. яз. // Kongressbericht zum IV. Internationalen Gewandhaus-Symposium «GUSTAV MAHLER. Leben – Werk — Interpretation — Rezeption». 11–13. Oktober 1985 / Hg. von Steffen Lieberwirth. Leipzig, 1990. (Dokumente zur Gewandhausgeschichte. 5). — S. 130–134;
  • Легенда о художнике (Томас Манн и Густав Малер) // Музыка. Культура. Человек. Вып. 1 / Ответственный редактор М. Мугинштейн. — Свердловск, 1988. — С. 128–148;
  • Самосознание и самоопределение истории музыки сегодня // Советская музыка. 1988. № 9. — С. 66–73;
  • Опыт анализа музыкального конструктивизма в связи с творчеством Александра Мосолова (социальная функция, место в контексте других искусств, оркестровая техника) // Современная музыка и проблемы воспитания музыковеда: Межвузовский сб. трудов (Вып. 9) / Ответственный редактор В. М. Калужский. — Новосибирск, 1988. — С. 43–57;
  • Творчество Александра Мосолова в контексте советского музыкального конструктивизма 1920-х годов // Россия – Франция. Проблемы культуры первых десятилетий ХХ века: Сборник статей / Общей редакцией И. Е. Даниловой. — М., 1988. — С. 202–220;
  • Восьмая симфония Малера в России // Советская музыка. 1989. № 4. — С. 55–60. [Рецензия на первое исполнение 25 декабря 1988 г. п/у Д. Китаенко.];
  • Из неопубликованных архивов Мосолова // Советская музыка. 1989. № 7. — С. 80–92; № 8. — С. 69–75. [Публикация, вступительная статья, комментарии.];
  • Новое в русской малериане // Советская музыка. 1990. № 2. — С. 98–102. (Автограф письма Г. Малера в России; Встреча Малера с оркестром Мариинского театра в зеркале документов);
  • «...Самые патетические композиторы европейской музыки». Чайковский и Малер // Советская музыка. 1990. № 6. — С. 125–132;
  • То же на япон. яз. // New CF III–S. 1992. № 1. — P. 177–182;
  • Mahler – ein «Schüler» Čajkovskijs? // Internationales Čajkovskij-Simposium. Tübingen 1993: Bericht / Hg. von Thomas Kohlhase. Mainz u. a.: Schott, 1995. (Čajkovskij-Studien. Bd. 1) — S. 51–56;
  • Zum Formproblem bei Gustav Mahler // Kongreßbericht zum IV. Internationalen Gewandhaus-Symposium «GUSTAV MAHLER. Leben — Werk — Interpretation ndash; Rezeption». 11–13. Oktober 1985 / Hg. von Steffen Lieberwirth. Leipzig, 1990. (Dokumente zur Gewandhausgeschichte. 5). — S. 53–57;
  • Das Schaffen Gustav Mahlers im Spiegel der russischen Kritik und Musikwissenschaft in der ersten Hälfte des 20. Jahrhunderts // Das Gustav-Mahler-Fest. Hamburg 1989. Bericht über den Internationalen Gustav-Mahler-Kongreß / Hg. von Matthias Theodor Vogt. Kassel u. a.: Bärenreiter, 1991. — S. 267–277;
  • Гёте И. В. Лирика. Переводы С. А. Ошерова. — М., 1992. 113 с. [Составление.];
  • Dreifach heimatlos. Features of Jewish Themes in Gustav Mahler´s Personality and Work // International Symposium on Jewish Music. Abstracts. — Vilnius, 1992. — S. 8;
  • Орган в зеркале романтического оркестра. Австро-немецкая традиция // Музыкальная академия. 1993. № 2.—  С. 91–97;
  • Малер сегодня // Музыкальная академия. 1994. № 1. — С. 140–220. [Составление. Совместно с А. Бретаницкой.]
  • Неизвестные документы // Там же. — С. 214–217. [Публикация, комментарии.];
  • «Трижды лишённый родины». Архетип еврейства в личности и творчестве Густава Малера // Там же. — С. 177–181;
  • «Россия промолчала...». К 100-летию со дня рождения Иосифа Шиллингера // Экспресс-хроника. 1995. 1 октября. № 32 (418);
  • Aleksander Mossolow — sein Leben und sein Schicksal // Verfemte Musik. Komponisten in den Diktaturen unseres Jahrhunderts: Dokumentation des Kolloquiums vom 9.–12. Januar 1993 in Dresden. Frankfurt/M. u. a.: Peter Lang, 1995. — S. 177–182;
  • Mahler und Russland // Muziek & Wetenschap: Dutch Journal for Musicology. Vol. 5 (1995/1996). Nr. 3. Gustav Mahler: the world listens / Ed. by Donald Mitchell and Henriette Straub. Amsterdam. — S. 287–301;
  • Между «социальным заказом» и «музыкой больших страстей»: 1934–1937 годы в жизни Дмитрия Шостаковича // Д. Д. Шостакович: Сборник статей. К 90-летию со дня рождения / Составитель Л. Г. Ковнацкая. — СПб.: Композитор, 1996. — С. 121–140;
  • Between «Social Demands» and the «Music of Grand Passions». The Years 1934–1937 in the Life of Dmitry Shostakovich // Shostakovich in Context / Ed. by Rosamund Bartlett. Oxford University Press, 2000. — P. 79–98;
  • Русский музыкальный авангард 1920-х годов. Параллели и пересечения с немецкой музыкой // Москва — Берлин. 1900–1950: Каталог выставки. — М.: Галарт; Берлин, Мюнхен: Престель, 1996. — С. 167–171;
  • Verdrängte Moderne. Russische Avantgardemusik in den zwanziger Jahren // Berlin – Moskau. 1900–1950. München; New York: Prestel, 1996. — S. 167–171;
  • Ars notandi. Нотация в меняющемся мире: Материалы научной конференции, посвященной тысячелетнему юбилею Гвидо Аретинского. — М., 1997. 124 c. [Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 17. Ред.-сост.];
  • Трактат Михаэля Преториуса «Syntagma musicum» как источник сведений по истории нотации // Ars notandi. Нотация в меняющемся мире: Материалы научной конференции, посвященной тысячелетнему юбилею Гвидо Аретинского. — М., 1997. — С. 51–63. [Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 17.];
  • Миф о Москве-столице (1920–1930) // Музыкальная академия. 1997. № 2. — С. 174–178;
  • Очерки по истории партитурной нотации (XVI — первая половина XVIII века). — М., 1997. 571 с.;
  • Шостакович Д. Д. Светлый ручей: Комедийный балет в 3 д., 4 карт. Ор. 39: Перелож. для фортепиано автора / Общая редакция М. Якубова. — М.: DSCH. 1997. 232 с. [Подготовка текста; статья «"Светлый ручей" — третий балет Дмитрия Шостаковича»; комментарии (совместно с М. Якубовым).];
  • «Светлый ручей» [Д. Шостаковича]. К истории создания. По следам нотных рукописей // Музыкальная академия. 1997. № 4. — С. 51–58;
  • Тема странничества в песнях Шуберта и Малера // Журнал любителей искусства. 1998. № 2. «Густав Малер». — С. 25–38;
  • «...Нигде лучше не приняли моего "Воццека", чем в Ленинграде» // Музыкальная академия. 1998. № 3–4. Кн. 1. — С. 141–144;
  • Сотрудничество и переписка двух издательств: Universal Edition и Музсектора Гос-издата в 20–30-е годы: Взгляд из Вены // «Музыкальное приношение»: Сборник статей. К 75-летию Е. А. Ручьевской / Редактор-составитель Л. П. Иванова, Н. Ю. Афонина. — СПб.: Канон. 1998. — С. 240–258;
  • Das Thema der Wanderschaft im Lied von Schubert und Mahler // Muzyka i lirika 9. Pie´s´n europejska miedzu romantyzmem a modernizmem. Studia pod redaktija; M. Tomaszewskiego. Akademia Muzyczna w Krakowie, 2000. — S. 89–95
  • Густав Малер и венский сецессион // Музыка ХХ века. Московский форум: Материалы международных научных конференций / Ответственный редактор В. С. Ценова. — М., 1999. — С. 110–117. [Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 25.]
  • К 90-летию со дня рождения В. Д. Конен // Старинная музыка: Практика, аранжировка, реконструкция: Материалы научно-практической конференции / Редактор-составитель Р. А. Насонов, М. Л. Насонова. — М.: Прест. 1999. — С. 5–10;
  • Поздний романтизм и антиромантизм в свете риторического типа творчества (опыт рассуждения) // Науковий вiсник Национальноi музичноi академii Украiни iм П. I. Чайковьского. Вип. 6. Musicae ars et scientia: Книга на честь 70-ричча Н. О. Герасимовой-Персидской / Сост. Е. С. Зинькевич. — Киев, 1999. — С. 202–218;
  • Avancierte Musik in Moskau und St. Petersburg // Dresden und die avancierte Musik im 20. Jahrhundert. Teil I. 1900–1933 / Hg. von Matthias Herrmann und Hanns-Werner Heister. Laaber: Laaber, 1999. (Musik in Dresden. Bd. 4). — S. 47–50;
  • Mahler and Russia // The Mahler Companion / Ed. by Donald Mitchell and Andrew Nicholson. — Oxford, 1999. — P. 517–530;
  • Воспоминание о Галине Ивановне Козловой // Галина Козлова. Музыкальное приношение: Воспоминания, статьи, материалы / Редактор-составитель Т. Н. Левая и Б. С. Гецелев. — Н. Новгород, 2000. — С. 73–74;
  • Музыка Кшенека в России // Эрнст Кшенек в «Геликон-опере». 13–14–15 ноября 2000. К 100-летию со дня рождения / Составитель Ю. Полубелов. — М., 2000. — С. 23–30;
  • Симфонии Густава Малера. Издание 2-е, дополненное, уточнённое, исправленное. — СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2010. Тираж 2000. 585 С.;
  • Die Rezeption der deutsch-österreichischen Avantgarde in Russland (1911–1948) // Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeinschaft an der Technischen Universität Chemnitz. Heft 6 / Hg. von Helmut Loos und Ebernhard Müller. Chemnitz: Gudrun Schröder, 2000. — S. 146–173;
  • Die Rezeption der deutsch-österreichischen  Avangarde in Russland (1911–1948)//Musikgeschichte in Mittel-und Osteuropa. Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeinschaft an der Technischen Universität
    Chemnitz, Heft 6. Gudrun Schröder Verlag. Chemnitz. 2000. — S. 146–173;
  • Ошеров С. А. Найти язык эпох. От архаического Рима до русского Серебряного века / 2001. 335 с. [Составление и общая редакция.];
  • The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd Edition / Ed. by Stanley Sadie. London: Macmillian, 2001. Статьи: Gnesin M. F. [Vol. 10. P. 64. В соавт. с Е. Двоскиной]; Goldenweiser A. B. [Vol. 10. P. 96–97. В соавт. с И. Ямпольским]; Grechaninov A. T. [Vol. 10. P. 325–326. В соавт. с Дж. Абрахамом]; Ippolitov-Ivanov M. M. [Vol. 12. P. 519–520]; Melkikh D. M. [Vol. 16. P. 347–348]; Mosolov A. V. [Vol. 17. P. 182]; Podgaits Ye. I. [Vol. 19. P. 934–935]; Polovinkin L. A. [Vol. 20. P. 48]; Savenko S. I. [Vol. 22. P. 339–340]; Shebalin W. Ya. [Vol. 23. P. 244–246]; Sokolov I. G. [Vol. 23. P. 627–628]; Vasilenko S. N. [Vol. 26. P. 333–334]; Veprik A. M. [Vol. 26. P. 418–419. В соавт. с Д. Гойовы];
  • Католическая энциклопедия. Т. 1. М.: Издательство францисканцев. 2002. Статьи: Вивальди А. (Стб. 955–956); Вилларт А. (Стб. 998–999); Габриели А. (Стб. 1158–1159); Габриели Дж. (Стб. 1159–1160); Гендель Г. Ф. (Стб. 1227–1229); Джезуальдо ди Веноза (Стб. 1605); Дворжак А. (Стб. 1556–1557);
  • Густав Малер и Арнольд Шёнберг — авторы оркестровых переложений // Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра / Редакторы Е. И. Чигарёва, Е. А. Доленко. — М., 2002. — С. 203–215. [Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 38.];
  • Музыка. Слово. Безмолвие // Слово и музыка: материалы научных конференций памяти А. В. Михайлова / Редактор-составитель Е. И. Чигарёва и др. — М., 2002. — С. 93–98. [Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 36.];
  • Ленинградская премьера оперы Альбана Берга «Воццек» в 1927 году / М. Е. Тараканов: Человек и Фоносфера. Воспоминания. Статьи. — М.-Спб., 2003. — C. 117–127;
  • Inna Barsova. Opfer stalinistischen Terrors: Nikolaj Žiljaev // Friedrich Geiger / Eckhard John (Hrsg.). «Musik zwischen Emigration und Stalinismus. Russische Komponisten in den 1930-er und 1940-er Jahren». Verlag J. B. Metzler. Stuttgart. Weimar. 2004. — S. 140–157;
  • Wolfgang Mende. «Die Macht der Zensur war total». Ein Gespräch mit Inna Barsova. Verlag J. B. Metzler. Stuttgart. Weimar. 2004. Derselbe — S. 12–18;
  • Mahlers Laibacher Zeit: erster Kapellmeister//Stoletja glasbe na Slovenskem. Centuries of Music in Slovenia. — Ljubljana, Slovenija. 20.23. VI. 2005. — S.276–282;
  • «Автограф Густава Малера» «Lieder eines fahrenden Gesellen» (к проблеме творческого процесса в инструментовке) // Процессы музыкального творчества. Вып. 8. Сборник трудов № 166. Редактор-составитель Е. В. Вязкова. — М., 2005, — С. 94–132;
  • Так давно и так недавно // Григорий Головинский. Статьи. Воспоминания. — М. Издательский Дом «Композитор». 2005.  — С. 269–273;
  • “Zwischen gesellschaftlichem Auftrag”  und “Musik der grossen Leidenschaften“: Die Jahre 1934–1937 im Leben Schostakowitschs // Zwischen Bekenntnis und Verweigerung. Schostakowitsch und die Sinfonie im 20. Jahrhundert. Kassel u. a.: — Bärenreiter, 2005. — S. 61–70;
  • Католическая энциклопедия. Т. 2. — М.: Издательство францисканцев. 2005. Ф. Лист. Г. Малер;
  • Die Stellung der Sakralmusik in der ehmaligen Sowjetunion// Kirchenmusik in sozialistischen Ländern vor und nach der Wende von 1989. Hrsg. von Johann Trummer und Stefan Engels. Edition Musik Südost-München. 2006. — S.126–134;
  • Между Россией и Европой. В начале была Harmoniemusik // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Том 1. Ответственный редактор — Н. И. Дегтярева, Е. Г. Сорокина. — М., 2006. — C. 120–126;
  • Густав Малер и Россия// РАН. Вестник истории, литературы, искусства. Том 3. Главный редактор академик РАН Г. М. Бонгард-Левин. — М. 2006. — С. 255–267;
  • Густав Малер. Письма / Сост. и коммент. И. А. Барсовой и Д. Р. Петрова. —  СПб., 2006;
  • Отрывок из воспоминаний // А. Л. Локшин — композитор и педагог. — М., 2006. — C. 47–48;
  • Контуры столетия. Из истории русской музыки ХХ века. — СПб, 2007;
  • Бах — Шёнберг: Две хоральные прелюдии И. С. Баха в оркестровой обработке А. Шёнберга // Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 2. — М., 2007. — С. 167–197;
  • Четырёхручные переложения в творчестве и музицировании Дмитрия Шостаковича // Дмитрий Шостакович. Исследования и материалы. Вып. 2 / Редактор-составитель О. Дигонская, Л. Ковнацкая. — М.: Издательство «DSCH», 2007. — С. 172–192;
  • Труды, дни и гибель Николая Сергеевича Жиляева // Николай Сергеевич Жиляев: Труды, дни и гибель / Ответственный редактор-составитель И. А. Барсова. — М., 2008. — C. 11–44;
  • Николай Жиляев — музыкальный критик // Николай Сергеевич Жиляев: Труды, дни и гибель / Ответственный редактор-составитель И. А. Барсова. — М., 2008. — C. 326–338;
  • Густав Малер — аналитик партитуры // Оркестр без границ: Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова / Редактор-составитель И. А. Барсова, И. В. Вискова. — М., 2009;
  • Густав Малер в артистических кружках и объединениях Вены//Художественные центры Австро-Венгрии. 1867–1918. — Санкт-Петербург. Алетейа. 2009. — С. 155–162;
  • Состоялся ли в Советском Союзе «кинодинамический симфонизм»? Творчество Иосифа Шиллингера 1920-х годов // Наследие: Русская музыка — мировая культура. Вып. 1 / Составители, редакция и комментарии Е. С. Власовой, Е. Г. Сорокиной. —  М.: «Московская консерватория», 2009. — С. 335–356;
  • Легенда о художнике: Томас Манн и Густав Малер // Жизнь и смерть в литературе романтизма. Оппозиция или единство? Ответственный редактор Н. А. Вишневская, Е. Ю. Сапрыкина. — М., 2010. — С. 388–408;
  • Чем была Россия для Густава Малера — чем стал Густав Малер для России // Густав Малер и Россия. 2010. Редакция статьи «Густав Малер и Россия» (2006). Редактор-составитель Д. Р. Петров. Научно-издательский центр «Московская консерватория». – — М. 2010. — С. 3–10;
  • «Древо Малера» в России. Отдельные ветви. // Густав Малер и Россия. / Редактор-составитель Д. Р. Петров. Научно-издательский центр «Московская консерватория». — М. 2010. — С. 41–47;
  • Легенда о художнике: Томас Манн и Густав Малер // Жизнь и смерть в литературе романтизма: Оппозиция или единство? Ответственный редактор Н. А.  Вишневская, Е. Ю. Сапрыкина. — М.: Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 2010. — C. 388–408;
  • Малер и Достоевский (опыт сравнения) // Густав Малер и Россия / Редактор-составитель Д. Р. Петров. Научно-издательский центр «Московская консерватория». — М. 2010. — С. 56–65;
  • Малер Густав // Большая российская энциклопедия. Т. 18 (Ломоносов — Манизер). — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2011. — C. 641–643;
  • Ступени. К восьмидесятилетию Сергея Александровича Ошерова. — М.: Издательство «МХТ», 2011. Тираж 300. — 62 С.;
  • О жизни Ирэны Владимировны Лаврентьевой // Ирэне Владимировне Лаврентьевой —  коллеги, друзья, ученики. Статьи, воспоминания. Редактор-составитель Г. В. Григорьева. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. — С. 10–33;
  • Барсова И., Петров Д. К истории постановки «Демона» А. Г. Рубинштейна в Венской Придворной опере. Краткая переписка Густава Малера с Мариинским театром // Научный вестник Московской консерватории. 2011, № 3. — С. 5–23;
  • «Музыкальные путешествия по Москве. Концерты и некоторые другие записи. Дневник 1974–1991 годы. Избранные страницы» // Научный вестник Московской консерватории. 2012, № 4. — С. 8–45;
  • Симфонии Густава Малера: монография. Изд. 3-е, дополненное, уточнённое, исправленное. — СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2012. — 584 с.
  • Arrangements for Piano Four Hands in Dmitrii Shostakovich’s Creative Work and Performance // Contemplating Shostakovith: Life, Music and Film / Ed. A. Ivashkin, A. Kirkman. Burlington, USA: Ashgate, 2012;
  • Искусство музыки и vanitas // Научный вестник Московской консерватории. 2013 № 3. — С. 168–184. Тираж 300 экз. ISSN 2079-9438, входит в список ВАК;
  • Разрозненные воспоминания // Судьба пианистки. Памяти Лии Моисеевны Левинсон // Составление и комментарии Е. М. Царёвой. — М.: Московская консерватория, 2013. — С. 41–43. Тираж 200 экз. ISBN 978-5-89598-290-7;
  • Barsova I., Petrov D. Zur Aufführungsgeschichte von Anton Rubinsctein „Dämon“ an der Wiener Hofoper // Nachrichten zur Mahler-Forschung. Dezember 2013. № 67. — S. 36–52. Тираж 300 экз. ISSN 1608-8956;
  • «Харьковские давидсбюндлеры». Литературное уклонение Иосифа Шиллингера // Сто лет русского авангарда: сборник статей / Редактор-составитель М. И. Катунян. — М.: «Московская консерватория», 2013. — С. 326–333. Тираж 300 экз. ISBN 978-5-89598-298-3;
  • Семьдесят восемь дней и ночей в застенке: композитор Мечислав Вайнберг // Научный вестник Московской консерватории. 2014 № 2 (17). — С. 90–115. Тираж 300 экз. ISSN 2079-9438;
  • Альфред Шнитке на кафедре инструментовки // Альфреду Шнитке посвящается. Выпуск 9. / Редакторы-составители А. В. Богданова, Е. Б. Долинская. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2014. — С. 19–52;
  • Оглядываясь назад и всматриваясь в будущее // Памяти Г. С. Кнабе. Кн. 1 / Под общей редакцией Н. И. Немцовой, М. А. Блюменкранца. — Харьков: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА», 2014. — С. 11–22;
  • Николай Корндорф — аналитик и практик оркестра // Николай Корндорф. Материалы, статьи, воспоминания. Редакторы-составители: Е. А. Николаева, И. В. Вискова, Г. Ю. Аверина. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2015. — С. 151–160;
  • Фестиваль Владимира Юровского «Истории с оркестром. Война и мир». Отклик слушателя // Научный вестник Московской консерватории. 2015 № 2 (21). — С. 8–35;
  • Две жизни Иосифа Шиллингера. Жизнь первая: Россия. Жизнь вторая: Америка / Составитель А. Л. Бретаницкая; Редколлегия: И. А. Барсова, О. А. Бобрик (общая редакция), Е. А. Дубинец, М. П. Рахманова. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2015. — 560 с.;
  • Арнольд Шёнберг и Густав Малер (скрещения судеб) //  Liber amicorum / Редактор-составитель О. Манулкина, Л. Адер, Н. Дроздецкая. — СПб.: «БиблиоРоссика», 2016. — С. 136–156.

Публикации об этом педагоге

  • Рец. Фрумкис Т. Книга о Малере // Муз. жизнь. 1976. № 23, декабрь. — С. 24;
  • Нестьев И. Всестороннее талантливое исследование // Сов. музыка, 1977. № 6. — С. 115–117;
  • Рец. Батова М. П. // Старинная музыка. 1999. № 1(3). — С. 25–26;
  • Оркестр. Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. Редакционная коллегия: Г. И. Лыжов, Д. Р. Петров (ответственный редактор), С. И. Савенко. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. — М., 2002. (Festschrift für Inna Barsova. Hrsg. von Grigorij Lyzhov, Daniil Petrov (verantwortlicher Redakteur) und Svetlana Savenko);
  • Инна Алексеевна Барсова рассказывает. Беседа с О. Бобрик // Оркестр. Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. — М.: МГК имени П. И. Чайковского, 2002. — С. 7–38;
  • Wolfgang Mende. «Die Macht der Zensur war total».  Ein Gespraech mit Inna Barsova // Musik zwischen Emigration und Stalinismus. Russische Komponisten in den 1930-er und 1940-er Jahren. Hrsg. von Friedrich Geiger und Eckhard John. Verlag J.B. Metzler Stuttgart • — Weimar 2004. — S. 12–18;
  • «Могу пожелать одного: не переставать удивляться…» Беседа Валерия Березина с Инной Алексеевной Барсовой // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 4. — С. 188–197;
  • К истории постановки «Демона» А. Г. Рубинштейна в Венской придворной опере: Краткая переписка Густава Малера с Мариинским театром // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 3. — С. 5–23. (Совместно с Д. Р. Петровым);
  • Петров Д.Р. Густав Малер в исследованиях И. А. Барсовой // Fioretti musicali. Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. — С. 265–272.

Контактный e-mail: barsovaia@mail.ru

Москва, 2017
Москва, 2015
Москва, 2015
Москва, 2013
Москва, 2013
Москва, 2013
Москва, 2012
Москва, 2011
Москва, 2011
Москва, 2010
Москва, 2009
Москва, 2009
Москва, 2008
Москва, 2006
Москва, 2006
Санкт-Петербург, 2006
Москва, 1999
Москва, 1997
Москва, 1997