Музыковед, педагог. Канд. иск. – дис.: «Многоголосные обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX – начала XX в.» (Моск. конс., 1996). Доктор иск. – дис.: «Русское партесное многоголосие конца XVII – середины XVIII века: источниковедение, история, теория» (РАМ им. Гнесиных, 2013). 

В 1992 г. окончила Московскую консерваторию, в 1996 г. — аспирантуру по специальности «теория музыки» (класс В. В. Протопопова).

С 1996 преподает в Моск. конс. на кафедре теории музыки (муз.-теоретич. дисциплины на исполнит. ф-тах, индивид. занятия в спецкурсе полифонии у теоретиков III–IV курсов,). В течение многих лет является научным консультантов дипломных рефератов у дирижеров-хоровиков: рефератов Е. Гатовской «Партесный концерт XVIII века (на примере рукописных памятников г. Ярославля)» (2000), А. Ворониной «Духовно-музыкальные циклы В. Г. Агафонникова» (2001), М. Волошиненко «Духовные сочинения Вик. С. Калинникова» (2005), А. Зимина «Первая книга мотетов Палестрины» (2005), Н. Двухимённой «Православная хоровая культура Русского Зарубежья и творчество Б. М. Ледковского» (2011), Х. Зотовой (кафедра современного хорового исполнительского искусства)  «Русские церковные песнопения XVI – XVIII веков (из репертуара ансамбля «Сирин»)» (2014), А. Попова (кафедра современного хорового исполнительского искусства) «Литургический концерт Н. Н. Сидельникова в контексте хорового творчества композитора» (2015), а также консультантом выпускной квалификационной работы А. Т. Ствола (кафедра хорового дирижирования, ассистент-стажер) «Концерты Д. С. Бортнянского в хоровом исполнительском искусстве: вопросы интерпретации» (2015). Также являлась научным руководителем дипломной работы Е. Г. Плюсниной (историко-теоретический факультет) «Двухорные концерты в творчестве В. Титова» (2015), реферата к государственному экзамену по профессиональной и педагогической подготовке Смирновой А.С. (историко-теоретический факультет) «К проблеме модернизации курса полифонии в музыкальном колледже» (2015).

В 1996–98 – муз. редактор муз. радиостанции «Орфей»; удостоена пр. СК Москвы за цикл передач «Путешествия по святым местам русским». С 1999 сотрудничает с изданием «Православная энциклопедия» (автор ок. 30 статей о композиторах XIX – начала XX вв., авторах духовной музыки). В 2001 за изд. «С.И. Танеев. Духовная музыка» (сост., вступ. статья, коммент. Н.Ю. Плотниковой. М., 1999) удостоена премии Мин-ва культуры РФ. Чл. Союза писателей России (Моск. гор. организация; с 2003). С февраля 2001 г. – старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, с июля 2014 г.– ведущий научный сотрудник Отдела теории музыки. 

Осн. круг научных интересов П. – история и теория рус. духовной музыки XVII – XX вв., в том числе партесного стиля, источниковедение, полифония.

Монографии:

  • Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов (на материале стихиры «Совет превечный» из Службы Благовещения Пресвятой Богородице). Исследование и публикация. М., 2005
  • Русская духовная музыка конца XIX – начала XX века: страницы истории. М., 2008
  • Русское партесное многоголосие конца XVII – первой половины XVIII века. Службы Божии Василия Титова : Исследование и публикация.  М. : изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2012
  • Русское партесное многоголосие конца XVII – середины XVIII века: источниковедение, история, теория. М.: Государственный институт искусствознания, 2015

Учебные пособия:

  • Полифония Василия Титова. Рекомендовано Учебно-Методическим объединением высших музыкальных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности «Музыковедение».  М.: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2014
  • Полифония в русском безлинейном и партесном многоголосии XVII – XVIII веков. Учебно-методическое пособие по курсу «Полифония» для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности «Музыковедение». М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2015

Статьи, публикации и другие работы:

  • Воскрешение древности // Московский журнал. – 1992. – № 6. – С. 33–36
  • К вопросу об истории восстановления древне-церковного пения в XIX веке // Культура - религия - Церковь. Материалы науч. конференции. – Новосибирск, 1992. – С. 343–352
  • К проблеме гармонизации церковных роспевов в русской музыкальной теории 60-х-80-х годов XIX века // Сергиевские чтения-1. О русской музыке. Науч. труды. МГК. Сб. 4. – М., 1993. – С.28–33, 92–95
  • Забытое имя: композитор конца XIX – первой трети XX века С. В. Панченко / Периферия в культуре. Материалы международной конференции (апрель 1993).  – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 1994. – С. 162–173  
  • Певческий сборник Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // История и культура Ростовской земли. – Ростов, 1994. – С. 148–153
  • Древнее церковное пение в переложениях прот. Петра Турчанинова/ Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы. – М., 1998. – С. 360–365 
  • Опыты и замыслы М.И. Глинки в русской духовной музыке // Дни славянской письменности и культуры. Материалы Всерос. науч. конференции. – Владивосток, 1998. – С.142–149
  • С.И. Танеев. Духовная музыка / Сост., вступ. статья, коммент. Н.Ю. Плотниковой. М., 1999
  • Принципы обработки древних роспевов в творчестве А.Д. Кастальского // Гимнология. Материалы Междунар. науч. конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) / Ученые записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 1 Кн. 2. – М., 2000. – С. 600–609 
  • Духовная музыка Н.А. Римского-Корсакова // Н. Римский-Корсаков. Собрание духовно-музыкальных сочинений. Для смешанного хора без сопровождения. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2001. – С.1–18   
  • К проблеме строгого стиля в русской духовной музыке второй половины XIX века // Русская книга о Палестрине. К 400-летию со дня смерти / Науч. труды МГК им. П. И. Чайковского. – Сб. 33. – М., МГК им. П. И. Чайковского, 2002. –  С. 225–239
  • Обработки древних роспевов в творчестве Д.С. Бортнянского // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского / Материалы междунар. науч. конференции. – М.: Моск. гос.  консерватория им. П.И.Чайковского, 2003. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Сб. 43). – С. 35–49
  • Партесные рукописи в собрании Оружейной палаты в РГАДА // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы.– М., 2003. – С. 485–493
  • Пение при Всенощном бдении древних напевов // Всенощное бдение. Древние роспевы в переложении для четырехголосного смешанного хора. – М.,  Издательский Совет Русской Православной церкви, 2003. – С. 152–158
  • Государев певчий дьяк Иван Михайлович Протопопов и его партесные гармонизации // Музыка России: от средних веков до современности: Сб. ст. / Ред.-сост. М. Г. Арановский. – Вып. 2.  – М., 2004. – С. 30–50 
  • Из истории книги «Праздники нотного пения» // Праздники нотного пения. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004.  – С. 217–222
  • Музыкальная медиевистика // История русской музыки: В 10-ти т. Т. 10 Б. 1890–1917-е годы. – М.: Музыка, 2004. – С. 523–555 
  • Музыкальное наследие священномученика Серафима (Чичагова) // Ныне и присно. Русский журнал для чтения. –   2004. – № 2. – С. 35–40 
  • Певческие традиции Валаамского монастыря // Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура / Материалы Второй междунар. науч. конференции 29 сентября – 1 октября 2003. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. СПб., «Сатис», 2004. – С. 317–331
  • Певческий обиход Соловецкого монастыря // Обиход церковных песнопений: древняго роспева: Соловецкаго монастыря: в 3-х частях.  – М.: Издательство Православного Центра «Живоносный источник», 2004. – С. 3–10
  • А. В. Александров (1884–1946) – автор духовно-музыкальных композиций //  Труды Московской регентско-певческой семинарии, 2002-2003. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления Богослужения. Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. – М., 2005. – С. 378–390
  • Неизменяемые песнопения Всенощного бдения в памятниках партесного многоголосия конца XVII – XVIII в. // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного ун-та. Материалы. – Т. 2. – М., 2005. – С. 426–431
  • Духовная музыка А. Н. Верстовского // Жизнь религии в музыке. Сб. статей. Ред.-сост. Хопрова Т.А. – Спб., изд-во «Сударыня», 2006. – С. 38–45
  • О влиянии древних роспевов на стиль духовной музыки С. В. Рахманинова // ХХ век и история музыки. Проблемы стилеобразования / Сб. статей Ред.-сост. М. Г. Арановский – М.: Государственный институт искусствознания, 2006. – С. 113–131
  • Полифонические формы в русской духовной музыке нового направления конца XIX – начала XX века // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. Сб. статей по материалам науч. конф. 24 фев. 2005 года. Ред.-сост. Н. И. Тарасевич; сост. Т. Ф. Генова. – М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2006. – С. 171–185. То же: Этот многообразный мир музыки. Сб. статей к 80-летию М.Г.Арановского. – М.: Государственный институт искусствознания, 2010. – С. 290–301.     
  • Врач, регент, композитор. Жизнь и творчество А. А. Третьякова // Саратовские епархиальные ведомости. – 2007. – № 2 (18). – С. 90–97
  • Духовная музыка Танеева: идеи и перспективы //  Новое о Танееве. К 150-летию со дня рождения. Сост. Е. В. Фетисова. М.: ГЦММК им. М. И. Глинки, 2007. – С. 220–235
  • Партесные рукописи XVIII в. из Синодального певческого собрания. Вст. ст., публикация [ноты], ред.  Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. V. Музыкальное искусство христианского мира. – 2008. – Вып. 1(3). – С. 97–120
  • Архиепископ Никанор (Бровкович) о русском церковном пении 30–80-х гг. XIX в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. V. Музыкальное искусство христианского мира. – 2009. – 1(4). – С. 41–51
  • рхиепископ Никанор (Бровкович). «Наша светская и духовная печать о духовенстве. Воспоминания бывшего альта-солиста А. Б-а [Александра Бровковича]» (СПб., 1884). Фрагменты; «О знаменном пении (по поводу собеседовния с г. Шишковым)». Записка Преосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского; «Записки присутствующего в Святейшем Правительствующем Всероссийском Синоде (архиепископа Херсонского Никанора) 1887 г. (М., 1907). Фрагменты. Составление, публикация и комментарии Н.Ю.Плотниковой // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. V. Музыкальное искусство христианского мира. – 2009. – 1(4). С. 52–89
  • Мастер русской гармонии // Мастер русской гармонии. К 80-летию А.Н.Мясоедова. Сб. статей и материалов. – М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2009.  – С. 107–110
  • «Пение яко цветы духовныя принесем». Обзор певческих рукописей ГАТО //  Музыка Тверского края. По материалам музыкально-краеведческих чтений 2007-2008 / Страницы музыкальной истории Верхневолжья. – Вып. 2. Науч. ред. Н. К. Дроздецкая. – М., 2009. – С. 8–24
  • «Всенощное бдение» П.И.Чайковского как «опыт гармонизации древних роспевов» // Процессы музыкального творчества.  Вып. 11. / Сб. трудов РАМ им. Гнесиных № 178. – М., 2010. – С. 133–148
  • Певческая культура Новгородского архиерейского хора в XVIII веке // Музыковедение. – 2010. – № 10. – С. 26–31
  • С. И. Танеев. Собрание духовных песнопений для хора без сопровождения. Составление, вступительная статья и комментарии Н. Ю. Плотниковой. – М., фонд развития музыкальной культуры «Живоносный источник», 2010
  • Коронация Екатерины I: к вопросу о музыкальном «оформлении» государственных торжеств в Петровскую эпоху // Музыковедение. – 2011. – № 9. – С. 16–23.
  • К проблеме региональных традиций в партесном стиле (на материале ярославских рукописей из Синодального певческого собрания ГИМ) // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского) (Гимнология. Вып. 6). – М. : Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2011. – С. 480–491
  • Новые страницы творчества Василия Титова: «Реквириальная» Служба Божия.   Обсерватория культуры. – 2011. – № 5. – С. 66–70
  • О канонической технике В. Титова // Музыковедение. – 2011. – № 11. – С. 19–27  
  • Певческая книга «Трезвоны» (по материалам партесных рукописей ГИМ и РГАДА) // История освещает путь современности. К 100-летию со дня рождения В. В. Протопопова: материалы международной научной конференции / ред.-сост. Т. Н. Дубравская, Н. И. Тарасевич. – М.: Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2011. – С. 208–220
  • Труды С. И. Танеева по теории контрапункта // Музыкально-теоретические системы ХХ века / ред.-сост. М.Г.Арановский, Л.О.Акопян. М.: Музиздат, 2011. С. 4–54;
  • Службы Божии Василия Титова: итоги архивных исследований // Музыкальная академия. – 2011. – № 2. – С. 28–31
  • «Царственный мастер» Василий Титов. Научная статья и публикация сочинений В. Титова [ноты] // Музыка и время. – 2011. – № 5. – С. 32–56   
  • Бовыкин Н. Служба Преждеосвященная [ноты]. Публикация и коммент. Н. Ю. Плотниковой // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». – 2012. – Вып. 1 (7). – С. 171–201
  • Государевы певчие дьяки Петровской эпохи и их рукописное наследие /  Приложение. Краткое описание рукописей из фонда Оружейной Палаты в РГАДА (Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7) // Музыкальная академия. – 2012. – № 2. – С. 28–37  
  • Из истории партесного стиля: композитор Николай Калашников // Музыка и время. – 2012. – № 11. – С. 23–27
  • Николай Калашников. Концерт «Восприемлему Тебе, Христе». [Ноты]. Ред. Н. Плотниковой // Музыка и время. – 2012. – № 11. – С. 28–50;
  • Традиции многороспевности в партесном стиле // Музыковедение. – 2012. – № 8. – С. 23–35.
  • У святого Престола. Литургическая музыка православных священнослужителей. – М.: «Живоносный источник», 2012. Сост. Г. А. Смирнов. Биографические очерки Н.Ю. Плотниковой. – С. 8–91
  • Нотация партесного многоголосия // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». – 2013. – Вып. 1 (10). – С. 83–109
  • «Пойте ребята хорошенько»: из истории Новгородского архиерейского хора XVIII – начала XIX века // Новгородский исторический сборник. Вып. 13 (23). – Великий Новгород, 2013. – С. 358–374
  • «Реквириальная» Служба Божия Василия Титова: открытия и загадки // Unity and Variety in Orthodox Music: Theory and Practice. Proceedings of the Fourth International Conference on Orthodox Church Music. University of Eastern Finland. Joensuu, Finland. 6-12 June 2011. The International Society for Orthodox Church Music. – 2013. – P. 393–406, То же, на англ. яз.: The «Requiem» Divine Liturgy by Vasily Titov: Findings and Enigmas // Там же. P. 407–420
  • Русская вокальная лирика в переложениях А.Д. Кожевникова.  Музыка, ты жизнь моя! Памяти А.Д. Кожевникова. Воспоминания, статьи, беседы. Сост. Н.Реммер, В.Бочков. – М., Аатроник, 2014. С. 261–280;
  • Трезвоны иконам Божией Матери в партесном многоголосии // Church Music and Icons: Windows to Heaven  / Proceedings of the Fifth International Conference on Orthodox Church Music. University of Eastern Finland. Joensuu, Finland. 3–9 June, 2013. / The International Society for Orthodox Church Music. – 2015. – P. 265–285, То же, на англ. яз: The  Trezvony to Icons of the Mother of God in Partes Polyphony // Там же. – P. 286–296;
  • Музыкальное наследие священномученика Серафима (Чичагова). Духовная музыка митрополита Серафима (Чичагова) // Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима (Чичагова) / сост. О.И.Павлова, В.А.Левушкин. – М., Сибирская благозвонница, 2016. С. 15–42
  • К истории создания научно-теоретических трудов С.И.Танеева // Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1915–2015: Сборник статей к 100-летию со дня смерти. М.: Изд-во «Научная библиотека», 2015. С. 96–111  
  • Концерты Николая Дилецкого на три голоса: вопросы атрибуции, жанра и стиля // Музыка и время. 2016. № 8. С. 11–25
  • Творчество мастеров партесного стиля Василия Титова и Николая Дилецкого: новые открытия и перспективы изучения // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. Материалы международной научной конференции. Вып. 1 / Ред.-сост. Н. Ю. Плотникова. М., 2016. С. 145–154
  • Николай Дилецкий. «Слава… Единородный Сыне». Ред. Н. Ю. Плотниковой // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. Материалы международной научной конференции. Вып. 2: Нотные материалы. Ред.-сост. Н. Ю. Плотникова. М., 2016. С. 42–44
  • Петровские торжественные песнопения «Стихи победительные»: к вопросу о расшифровке памятника // Музыкальная археография–2015. Сб. статей / Материалы научно-практической конференции «Звучащий мир Древней Руси» 19–21 ноября 2014 г. / Сост.и науч. ред. Н. В. Заболотная, И. П. Шеховцова. М., 2017. С. 172–186

Статьи в «Православной энциклопедии»:

Е. С. Азеев, А. В. Александров, Д. В. Аллеманов, А. А. Алябьев, А. И. Алякрицкий, А. И. Альбанов, А. А. Андреев-Оксар, И. Н. Анисимов, М. В. Анцев, А. С. Аренский, Ю. К. Арнольд, А. А. Архангельский, А. М. Архангельский, А. М. Астафьев, Н. Я. Афанасьев, Н. Бавыкин, Н. И. Бахметев, С. А. Богословский, Валаамский распев, А. Е. Варламов, К. К. Варгин (в соавторстве с А. А. Наумовым), А. Н. Верстовский, иеромонах Виктор (Высоцкий), И. В. Виноградов, Ф. В. Владимирский, П. М. Воротников, Гармонизация, М. И. Глинка (в соавторстве с И. Е. Лозовой), Н. Д. Дмитриев, В. Евдокимов, А. П. Есаулов, А. А. Ильинский, А. Н. Иванов, М. М. Иванов, М. М. Ипполитов-Иванов, Н. Калашников, Н.С.Кленовский, Колпенский, П.Д.Крылов, И.В.Липаев, Макаров Ф.Ф., Местные распевы (раздел «Многоголосие. Кон. XVII – сер. XVIII в., Кон. XIX – XX в.»)и др.

Аннотации на компакт-диски:

  • Павел Чесноков (1877-1944) Песнопения для солистов и хора // Антология русской духовной музыки. Выпуск 27. «Amvrosiy’s Choir» (мужская группа) под управлением иеромонаха Амвросия (Носова)
  • Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Хор Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Регент монахиня Георгия, хормейстер монахиня Александра. Издательский Совет Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) / Boheme music, 2002
  • Святая Русь. Хор Московского храма Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке под управлением Н. Матвеева. Великий Пост. Св. Пасха. Издание Московской Патриархии, 1987. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003
  • Иван Семенович Козловский. Русские духовные песнопения. Записи 1940-50-х годов. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004
  • «Свете тихий». Богослужебные песнопения. Хор издательского совета Московской Патриархии п/у С. Кривобокова. Издательский Совет Русской Православной Церкви (Московской Патриархии), 2004
  • Хор свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Лучшие записи разных лет. Издательский Совет Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 1978, 1987, 2004, 2006
  • Концерт для гостей и участников Поместного Собора РПЦ 1971 года. Большой зал МГК. Сводный хор п/у Н. В. Матвеева. Издательство Московской Патриархии, 1971. Издательство Саратовской епархии, 2005
  • «Память их в род и род». К юбилею 625-летия победы на Куликовом поле. Объединенный хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских Духовных Академии и Семинарии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Издательский Совет Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 1981, 2005
  • И. С. Козловский: Колядки, украинские и русские народные песни. Издательство Саратовской епархии, 2005
  • «Тако да просветится…» К 45-летию архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Алексия II. Хор Храма Христа Спасителя. Издательский Совет Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2006
  • Колыбельные для детей и их родителей. Издательство Московской Патриархии, 2010.
  • Акафист преподобному Серафиму Вырицкому. К 70-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла // Издательство Московской Патриархии Русской Православной церкви, 2016 г.

Другие публикации: