Альфред Шнитке. Реквием


  • Год выпуска: 2014
  • SMC CD 0153
Буклет - содержание

В творчестве выдающегося российского композитора XX века Альфреда Шнитке (1934 – 1998) создание Реквиема стало одной из важнейших вех. Оконченный в 1975 году, Реквием знаменует стилистический перелом, приход композитора к полистилистике – манере письма, где причудливо смешиваются знаки разных эпох. Импульсом к его сочинению стала смерть матери. Появилось желание написать произведение ее памяти, но поначалу мысли композитора шли в направлении траурной инструментальной музыки, которая бы венчала Фортепианный квинтет. Параллельно поступил заказ от Театра имени Моссовета на музыку к спектаклю по драме Шиллера «Дон Карлос». Режиссер Евгений Завадский решил оттенить сценическое действие звучанием «невидимой заупокойной мессы». Так судьба подтолкнула композитора сделать выбор в пользу вокального реквиема. Сумрачный колорит пьесы, где царит тревожная атмосфера предчувствия катастрофы, совпал с личным настроением Шнитке и определил концепцию сочинения.

Отметим, что XX век внес новые смыслы в традиционные духовные жанры: композиторы смело обращаются со структурой цикла, по-своему компонуют тексты, а то и вовсе берут поэзию светских авторов. Не исключение – Реквием Шнитке. По канону вся заупокойная месса зиждется на двух краеугольных постулатах – «вечного покоя» (Requiem aeternam) и «вечного света» (Lux perpetua), оставляя человеку надежду на спасение после Страшного суда и на жизнь после жизни. Композитор по-своему расставляет акценты, изымая строфы (из Интроита) и целые части (Lux aeterna, Libera me), касающиеся идеи «вечного света». С тем большей силой она заявляет о себе после апокалипсических картин раздела «День гнева» (Dies irae) в кульминационной части «Верую» (№13, Credo). Как известно этот текст по ритуалу не входит в заупокойную службу, но Шнитке чрезвычайно важно было утвердить христианский постулат «веры в единого Бога», в его троичную сущность, «в Господа Иисуса Христа, Бога от Бога, Света от Света…» (Deum de Deo, lumen de lumine).

Credo выстроена по принципу динамической волны – этот прием композитор не раз использует в сочинении. Постепенно уплотняется фактура, динамика растет от пиано к грандиозному фортиссимо, и вот на слушателей буквально обрушивается лавина звуков: мощное скандирование хора поддержано всем ансамблем, включая тутти органа и всей ударной группы. Дойдя до высшей точки напряжения, часть буквально обрывается, чтобы вновь погрузить нас в статичную, текущую словно вне времени и пространства музыку первой части (Интроит «Requiem aeternam»). Так «закольцовывается» цикл, в связи с чем вспоминается блоковская строчка: «Умрешь – начнешь опять сначала, и повториться все как встарь…» В то же время Шнитке переосмысливает и знаменитую булгаковскую антитезу: «свет и покой», перенося тяжесть метафизических размышлений на категорию «вечность».

Мрачный, «инквизиторский» образный строй Реквиема вписывается в «мефистофельские» опусы: Первую симфонию, Кантату «История доктора Иоганна Фауста» (позднее переработанную в оперу), Первый Concerto grosso… Близость к сочинениям этой линии подчеркивает и инструментальный состав Реквиема: две электрогитары, труба, тромбон, челеста, рояль, орган, большая группа ударных инструментов, создающая всяческие «театральные» эффекты (колокола, как церковный символ, страшновато «завывающий» флексатон и др.). Композитор полностью исключает струнные, следуя, вероятно, идеям Игоря Стравинского, который подобным образом поступил в «Свадебке», в «Симфонии псалмов», говоря, что струнные имеют слишком «теплый», «человечный» тембр.

Несмотря на сильнейшее эмоциональное воздействие, оказываемое на слушателей, Реквием гораздо реже исполняется, чем другие хоровые произведения Шнитке. Первым и долгое время единственным интерпретатором был Валерий Полянский, записавший Реквием с Госкапеллой России (1997); уже в XXI веке вторую запись осуществил Геннадий Дмитряк с Капеллой имени А. Юрлова. Оба этих музыканта в равной степени владеют профессиями как хорового, так и симфонического дирижирования. И в этом кроется главный ответ, почему Реквием «подчиняется» лишь избранным. Партия хора настолько самодостаточна – сложна в гармоническом плане, богата разными приемами полифонического письма, вокального интонирования (от cantus planus до скандирования), – что тут требуется как высочайшее мастерство и владение секретами управления хором, так и музыкантская универсальность, позволяющая подчинить себе общий ансамбль.

Закономерно, что новая запись Реквиема Шнитке сделана именно Камерным хором Московской консерватории. Этот молодежный коллектив был «заточен» его основателем, профессором Борисом Тевлиным (1931–2012) на исполнение ультра-современной музыки. В блестящей истории коллектива отдельная интересная страница связана с творчеством Шнитке. Его музыка звучала в Миннеаполисе (США), где Камерный хор представлял отечественное хоровое искусство на VI Всемирном форуме хоровой музыки (2000), на Четвертом Узедомском международном фести-вале (2002). По приглашению дирижера Владимира Юровского консерваторцы дважды принимали участие в исполнении фрагментов оперы «История доктора Иоганна Фауста» – в Лондоне, на фестивале «Между двух миров» (ноябрь, 2009) и в Концертном зале имени Чайковского (декабрь, 2009). 75-летию композитора был посвящен V Осенний хоровой фестиваль (октябрь, 2009), прошедший под девизом «Шнитке и его современники».

В 2002 году коллектив под управлением Б. Тевлина записал Хоровой концерт на слова Г. Нарекаци и Три духовных хора Шнитке. Теперь дискография пополнилась Реквиемом, причем на диске запечатлено «живое» исполнение, состоявшееся 17 сентября 2013 года в Малом зале консерватории. Эта запись не только позволяет передать неповторимую энергетику и эмоциональный накал, возникающие именно при публичном исполнении, при контакте с публикой; тут можно и нужно в полной мере оценить вдохновение и высокое качество воплощения авторской воли, продемонстрированное музыкантами «Студии новой музыки» и Камерного хора Московской консерватории под управлением его нынешнего художественного руководителя, дирижера Александра Соловьёва.

Евгения Кривицкая

КАМЕРНЫЙ ХОР МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

«Камерный хор Московской консерватории, основанный профессором Борисом Тевлиным, в полной мере соответствует всем высшим критериям оценки мастерства».

Александр Соколов

Камерный хор Московской консерватории был создан по инициативе профессора Александра Сергеевича Соколова в декабре 1994 года выдающимся хоровым дирижёром современности – народным артистом России, профессором Борисом Григорьевичем Тевлиным (1931-2012), бессменно возглавлявшим коллектив до последних дней жизни. Коллектив – лауреат «Grand Prix» и обладатель двух золотых медалей Международного конкурса хоров в Рива дель Гарда (Италия, 1998); лауреат I премии и обладатель Золотой медали I Международного конкурса хоров им. Брамса в Вернигероде (Германия, 1999); победитель I Всемирной хо-ровой Олимпиады в Линце (Австрия, 2000); лауреат «Grand Prix» XXII Международного конкурса православной церковной музыки «Хайнувка» (Польша, 2003).

В 2002 г. Камерный хор единственный из хоров России представлял отечественное хоровое искусство на VI Всемирном форуме хоровой музыки в г. Миннеаполисе (США).

В 2008 г. запись Камерного хора под управлением Б. Тевлина русской хоровой оперы Р. Щедрина «Боярыня Морозова» удостоена престижной премии «Echo klassik-2008» в категории «Лучшее оперное исполнение года», номинация «Опера XXXXI века».

Участие в фестивалях: «Гидон Кремер в Локенхаузе», «София Губайдулина в Цюрихе», «Fabbrica del canto», «Mittelfest», «IX Узедомский музыкальный фестиваль «Российской культуры в Японии», «2 Biennale d’art vocal», «Музыка П. Чайковского (Лондон), «Голоса православной России» (Италия, Молдова, Греция), «Декабрьски вечера Святослава Рихтера», «Пасхальные фестивали Валерия Гергиева», «Память Альфреда Шнитке», «Московская осень», «Родион Щедрин. Автопортрет», «Посвящение Олегу Кагану», «Большой фестиваль РНО под управлением Михаила Плетнёва», «I Международный фестиваль хоров в Пекине» и многие др.

География гастролей хора: Россия, Австрия, Германия, Италия, Латвия, Китай, Молдова, Польша, США, Украина, Франция, Швейцария, Япония.

Главное творческое направление коллектива – исполнение сочинений современных отечественных и зарубежных композиторов.

Камерный хор выступал под управлением выдающихся дирижёров, среди них: В. Гергиев, М. Плетнёв, Г. Рождественский, В. Федосеев, Ю. Башмет, В. Минин, Ю. Симонов, С. Сондецкис, Ю. Франц, В. Юровский, Э. Эриксон и др.

В 2010 году состоялся фестиваль «В честь 15-летия Камерного хора Московской консерватории».

С августа 2012 года художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории ближайший сподвижник профессора Б.Г. Тевлина – доцент Александр Соловьёв.

Хормейстеры хора: Алексей Вязников, Мария Челмакина, Тарас Ясенков.на, Тарас Ясенков.

Ансамбль солистов «СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ»

Студия новой музыки(СНМ) — ведущий ансамбль современной музыки в России. Он был основан в 1993 году Владимиром Тарнопольским и Игорем Дроновым на базе специально созданного в Московской консерватории аспирантского класса «Оркестр современной музыки». Первое выступление ансамбля состоялось на фестивале русского искусства во Франции под управлением Мстислава Ростроповича. Ежегодно ансамбль исполняет около 60 программ в Москве и других городах России, а также является частым гостем многих западных фестивалей современной музыки. Концерты Студиипроходили в таких престижных залах как Берлинская филармония, Konzerthaus, Cite de la Musiqueи многих других. Ансамбль проводил мастер-классы в университетах Оксфорда, Гарварда, Бостона, Студиястала первым и пока единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте.

АЛЕКСАНДР СОЛОВЬЁВ

(род. 1978, Москва)

Окончил с отличием Государственный музыкальный колледж им. Гнесиных (класс доцента В. К. Любарского), Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс профессора С.С. Калинина) и там же аспирантуру (руководитель профессор Б.Г. Тевлин). Участвовал в мастер-классах: «Дирижеры-хормейстеры России: русское хоровое пение» (1998, 2000), профес-сора Куно Аренга (Эстония) (1997), профессора Эрика Эриксона (Швеция) (2001).

С 1997 по 2012 Александр Соловьёв выступал в составе прославленного Камерного хора Московской консерватории под управлением профессора Б.Г. Тевлина.

В 1998 – приглашен в качестве артиста вокальной группы в Московский театр «Ленком» (художественный руководитель – профессор М. А. Захаров), ныне – дирижёр театра.

С 2005 Александр Соловьёв – музыкальный руководитель и дирижер постановки (российской премьеры) оперы Иссея Цукамото «О-Нацу» в рамках фестиваля «Душа Японии» (руководитель – доц. М.И. Каратыгина).

С 2007 – хормейстер и директор мастер-класса «Национальный молодёжный хор российских консерваторий».