Авторский курс Н. М. Савельевой «Региональные традиции в русском народном творчестве: истоки и современность »

16 сентября 2019 г. - 28 сентября 2019 г. | Курсы

Русская народная музыкальная культура складывалась на протяжении многих веков в тесной связи с историческим процессом становления нации и государственности. В результате сложных историко-социальных процессов русский народ оказался расселённым на громадной территории, на которой под влиянием целого комплекса условий сформировались региональные традиции, существенно отличающиеся друг от друга, хотя и входящие в единую национальную систему. Различаются так называемые «коренные» региональные традиции, которые сформировались на территориях исконного расселения восточных славян, и «переселенческие», возникшие в разное время под влиянием разных исторических, социальных и других условий.

К коренным русским региональным традициям мы относим западнорусскую, севернорусскую, традицию средней полосы России, донскую казачью и южнорусскую, которые к XVII веку уже существовали как самостоятельные «музыкальные диалекты». Переселенческие традиции, возникшие в иноязычном окружении в русских селах Поволжья, Приуралья, Сибири, бывших союзных республик, а также в русских диаспорах в дальнем зарубежье, являются производными и несут в себе черты какой-либо одной или одновременно нескольких коренных русских традиций.

Формирование каждого «музыкального диалекта» связано с определенными этапами российской истории и с локальной территорией, на которой они возникали и развивались. Так, западнорусская традиция, оформившаяся раньше других на исконных восточнославянских землях, несет в себе раннетрадиционные слои музыкальной культуры, общие для трех народов. Следовательно, русский Запад нужно рассматривать не только как часть русской культуры, но обязательно в тесной связи с украинской и белорусской во всем многообразии исторических связей и взаимовлияний.

Становление севернорусской традиции связано с древними центрами «Верхней Руси» - Псковом, Ладогой, Новгородом и новгородской колонизацией северных пространств Восточной Европы. «Верхняя Русь» представляла собой раннегосударственное образование северной ветви восточных славян, объединившееся с Киевским княжеством. После распада Киевской Руси Новгород стал независимым, соперничая на протяжении долгого времени с Киевом, а позднее — с Москвой вплоть до XV века, когда обширные северные пространства были присоединены к Московскому государству. Таким образом, начало формирования севернорусской традиции мы можем отнести к раннему этапу русской истории. Однако, по данным музыкально-фольклористических исследований, ее окончательное оформление во всей совокупности субтрадиций по главным северным рекам произошло позднее, в рамках Московского государства. Немаловажен и тот факт, что становление традиции происходило в тесном контакте с северными и прибалтийскими неславянскими племенами и народностями.

Народно-песенная культура средней полосы России складывалась в эпоху возвышения Москвы и укрепления Московского государства, в период сложения великорусского народа. В ее создании принимало участие все население русского государства, так как Москва всегда притягивала к себе лучшие творческие силы в разных областях искусства, в том числе и в народном творчестве. Поэтому в средней полосе России мы наблюдаем сложное многообразное переплетение национальных характерных черт, которое, возможно поэтому ярче других выражает национальный русский характер.

Начало формирования донской казачьей традиции, согласно первым документальным упоминаниям, относится к середине XV века, и происходило оно в условиях стихийной «вольницы» и неземледельческого жизненного уклада. Это наложило яркий отпечаток на музыкальную культуру и, в частности, способствовало возникновению устойчивой мужской воинской общины, а вместе с ней -  специфических жанров и форм мужского пения. Неслучайно казаки, служившие русскому царю уже с середины XVI века, стали замечательными воинами, отличившимися во многих военных кампаниях.

Южнорусская традиция начала складываться несколько позднее, в период, когда уже окрепшее Московское государство стало активно защищать свои южные границы. Её становление и развитие тесно связано с историей административно-хозяйственного и политического освоения южнорусских степей «служилыми людьми», которые выработали свой особый жизненный уклад, свои культурные традиции. Её древние восточнославянские корни, особенности формирования традиции в более поздний период в условиях полувоенного, полуземледельческого жизненного уклада обусловили её своеобразие и яркие отличия музыкальной стилистики от таковых в других регионах.

Так как наиболее ранние слои восточнославянской музыкальной культуры нужно искать прежде всего в западно- и севернорусском регионах, основное внимание будет уделено не только обрядам, обычаям и песенно-инструментальной культуре западной и северной России, но и особым музыкальным формам, в том числе «полиструктурам», которые как явление не только региональное, но и историческое, приобретают здесь свой особый облик.

Темы занятий.
1. Обзорная лекция по русским песенно-инструментальным традициям России и за ее административными пределами.
2. Западнорусская традиция — ГБЧ-регион (Гомельско — Брянско — Черниговское пограничье)
3. Северо-западный регион России — Смоленско — Псковско — Белорусское пограничье
4. Севернорусская традиция (микротрадиции по северным рекам)
5. Южнорусская традиция (микротрадиции согласно военно-административному делению на засечных чертах).
6. Казачьи донская  и кубанская традиции.
7. Казачьи терско-гребенская и казаков-некрасовцев
8. Казачьи уральская и оренбургская традиции.

На занятиях предусмотрено прослушивание аудиозаписей, просмотр видео- и фотоматериалов, а также практическое освоение нотного и звучащего материала по выбору слушателей.
 


Ссылки