Авторский курс И. Г. Соколова «Отражение культурно-исторических процессов в фортепианной музыке ХХ века»

5 октября 2020 г. - 18 октября 2020 г. | Курсы

Формат курса: очный

Курс предназначен для пианистов, теоретиков, композиторов, дирижёров; симфонического оркестра, хоровых дирижёров, всех, интересующихся современной музыкой XX века, внутренним миром крупнейших композиторов этого времени, их творческой лабораторией.

Задача курса – не только раскрыть внутренние причины возникновения фортепианной литературы XX века, но и показать каким образом музыкальное искусство связано с другими искусствами, эстетической ситуацией в обществе (понятие «моды» в искусстве), а также, с общественно-политическими процессами (революциями, тоталитарными режимами и пр.).
На основании биографических данных, дневников, писем, архивных материалов, устных свидетельств делаются попытки вскрыть глобальные пласты содержания анализируемых сочинений. Уделяется внимание связям фортепианных сочинений с вокальными, камерными, хоровыми, симфоническими, ораториальными, оперными и балетными сочинениями исследуемых композиторов. Принимаются во внимание идейные, сюжетные, образные, тематические связи. Затрагиваются вопросы психологии творчества, исследуются механизмы возникновения музыкальных сочинений, анализируются процессы, происходящие в творческом сознании композиторов. Очень важный аспект& курса – соотношение сознательного и бессознательного в творческом процессе. Особенно большое внимание уделяется влиянию культурно-исторической ситуации в обществе на идею, возникающую у творцов музыки. Например, революционные предчувствия в русском обществе 1880 – 1917 годов и музыка — тема нескольких лекций. Или – какие изменения в стиле музыки С. Прокофьева и Д. Шостаковича вызвали трагические  события 1948 года. Соотношение внутренних творческих импульсов, идущих из души композитора,и внешних воздействий общества на эти импульсы – вот вкратце проблематика курса, то,что обсуждается и рассматривается, как тема для исследования.

Темы лекций
1. Музыка А. Скрябина, ее связи с философией  А. Шопегауэра и Ф. Ницше.
2.Эсхатологические мотивы поздних сонат А. Скрябина.
3.Тайны музыки К. Дебюсси и М. Равеля. Французский символизм.
4.Предреволюционные годы в творчестве С. Рахманинова. Явная и скрытая программность в его произведениях.
5.С. Прокофьев – стилевая  модуляция в его творчестве: от субъективизма «Мимолетностей» ор. 22 – к трагической объективности «Мыслей» ор. 62.
6.Д. Шостакович  — пример победы гения над тоталитарным режимом.
7.Творчество А. Шнитке, Э. Денисова, Н. Каретникова, А. Волконского  в 50 – 90-ые годы XX века.


Ссылки