Авторский курс А. В. Соловьёва «Современный хоровой репертуар»

16 сентября 2019 г. - 28 сентября 2019 г. | Курсы

Основа курса — это возможность участия в практической работе Камерного хора Московской консерватории, посещения занятия в классе по специальности «хоровое дирижирование», где слушатели смогут соприкоснуться с партитурами современных авторов.

Важнейший художественный принцип, на котором базируется обучение, был озвучен основателем хора профессором Б. Г. Тевлиным: «Исполнитель должен быть зеркалом партитуры. Следование авторскому тексту — это воспитание художественного вкуса».

Он вытекает из двух основных постулатов — «не надо идти за публикой, наоборот, пусть она идёт за нами» и «важная цель — повышение уровня отечественного хорового искусства и освоение современного хорового репертуара». Хоровое искусство должно питаться современными творческими импульсами, и в этом отношении Камерный хор находится в эпицентре развития современного исполнительского искусства, с момента создания пропагандируя авторов наших дней, стимулируя их к созданию новых хоровых партитур.

Главное творческое направление Камерного хора Московской консерватории — исполнение современной музыки. Возникшие в ХХ веке новые техники композиции — додекафония, сонорика, алеаторика, политональность, микрополифония и другие — повлияли, несомненно, на технику исполнения. Сочинения, которые идут впереди возможностей исполнительского искусства, ставят перед хоровыми дирижёрами сложные художественные и технические задачи, требуют овладения новыми и новейшими исполнительскими приёмами, умения разобраться в драматургии и музыкальной сущности современного произведения.

Грамотное формирование репертуара — главная задача хормейстера и залог успеха любого возглавляемого им коллектива. Основной принцип — это максимальные контрасты: по формам, жанрам, приёмам звуковедения, образному содержанию, стилистике. Для слушателей курса предлагается знакомство с хоровыми партитурами определённого круга авторов, выбор которых, несомненно, субъктивен, но в то же время является результатом персонального исполнительского и слушательского опыта.

Список хоровых партитур:

  1. Р. Щедрин. «Русские народные пословицы» посвящается Александру Соловьёву и Камерному хору Московской консерватории
  2. «Сладок будешь — расклюют…»
  3. «Богу не грешен — царю не виноват»
  4. Р. Щедрин. «Царская кравчая», по мотивам русской хоровой оперы «Боярыня Морозова»   
  5. Р. Щедрин. «Серенада»
  6. А. Чайковский. «Монологи пьющего человека», слова А. Володина
  7. С. Екимов. «Pater noster»                
  8. К. Бодров. «Capriccio»
  9. Р. Леденёв.  Клюевский триптих «Родное». Из цикла «Русские картины», сл. Н. Клюева
  10. В. Кикта. «Молитвы во имя любви», слова В. Лазарева
  11. Т. Шахиди. Метафоры по «Крейцеровой сонате» для хора и фортепиано
  12. С. Мовчан. «Ave, Maria»
  13. В. Агафонников. «Вокализ» (Памяти брата)
  14. Ю. Буцко. «Вьюн над водой», исполнительская ред. Б. Г. Тевлина (1998)
  15. А. Пахмутова. «Слава, хор!»     
  16. Ю. Фалик. Смирение. Из цикла «Книга канцон». Слова Дж. Герберта. Перевод А. Шараповой       
  17. Т. Чудова «Апрель»          
  18. Ю. Евграфов. Диптих «О любви и небе».       
  19. А. Киселёв. «Pater noster»            
  20. В. Мишкинис. «Cantate Domine»
  21. К. Нюстедт .«Kyrie», «Gloria» из «Missa brevis» (op. 102)
  22. Р. Томпсон. «Аллилуйя»
  23. Б. Штарк. «De profundis»

Список литературы:

  1. «Борис Тевлин. Материалы и документы». — М. «Композитор». 2016
  2. «Камерный хор Московской консерватории. Формула успеха. К 80-летию профессора Б. Г. Тевлина». Составители  Кривицкая Е., Соловьёв А. — М. «НИЦ Московская консерватория». 2012
  3. Птица К. Б. «Очерки по технике дирижирования». — М. НИЦ «Московская консерватория». 2011
  4. Мусин И. А. «Язык дирижёрского жеста». — М.  «Музыка». 2006
  5. «Борис Тевлин. Хоровые пути», сост. В. Ценова. — М.   «Музыка». 2001
  6. Г. Рождественский. «Треугольники. Триптих». — М. «Слово». 2001
  7. «Памяти Н. М. Данилина» — Письма, воспоминания, документы. Составитель А. Наумов. —  «Советский композитор».
  8. Голованов Н. С. «Литературное наследие. Переписка, воспоминания современников».  «Советский композитор».
  9. Птица К. Б. «О музыке и музыкантах». Составители Б. Тевлин, Л. Ермакова. «Мистикос Логинов», 1996

Ссылки