Русская опера XIX – начала XXI века: метод анализа

27 сентября 2023 г. | Курсы

Формат курса: онлайн.
Курс ведёт профессор Комарницкая О. В.

Аннотация

Курс посвящен прежде всего теоретическим проблемам исследования оперных сочинений. Предложен авторский подход в осознании оперного жанра как феномена. Представлено новое осмысление закономерностей оперы как единого целого — с учетом синтеза сюжетно-фабульных и собственно музыкальных свойств. Предложен метод, который оказывается правомерным для анализа произведений, относящихся к различным историческим эпохам, художественным течениям и индивидуальным композиторским стилям. Выстраивается определенная логика в изучении того или иного произведения: от понимания специфики жанра оперы, его типологических музыкально—драматургических принципов к постижению композиции сочинения. Причем акцент делается на исследовании оперной формы в ее целостном охвате — проблеме, наименее разрешенной в теоретическом музыкознании.

Автором привлекается аристотелевская теория литературных родов — эпоса, лирики, драмы, вместе с тем, вносятся определенные коррективы и разъяснения, учитывающие специфику русской культуры XIX — начала XXI века.

В курсе освещается проблема жанровой типологии оперных произведений русской классики XIX —  начала XX века, также, жанровые парадигмы оперы первой половины XX века  и второй половины XX — начала XXI века. Рассматриваются композиции ряда сочинений, среди них – «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Хованщина» М.П. Мусоргского, эпические и сказочные оперы отечественных композиторов XIX венка, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Феронии» Н.А. Римского-Корсакова, оперы И.Ф. Стравинского, Н.Н. Сидельникова, Р.К. Щедрина, А.Н. Холминова, С.М. Слонимского, Э.В. Денисова, А.Г. Шнитке.

Курс снабжен видеозаписями, многие из которых являются раритетными.

Тематический план

  1. Феномен жанра оперы (авторский подход). Роды искусства.  Исторически сложившиеся жанровые типы опер. Метод анализа оперы. Музыкально-драматургические и композиционные принципы опер различного жанрового типа.
  2. Жанровая типология русской оперы XIX — начала XX века. Общие типологические музыкально—драматургические принципы опер различного жанрового типа.
    Анализ драматургии и композиции оперных сочинений, проблемы режиссуры: «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Хованщина» М.П. Мусоргского, оперы эпического и сказочного жанра, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова (осмысление символического сакрального слоя).  
  3. Жанровые парадигмы оперы первой половины XX века и второй половины XX — начала XXI века.
    Анализ драматургии и композиции, проблемы режиссуры: оперы И.Ф. Стравинского («Похождение повесы»), Н.Н. Сидельникова («Чертогон», «Бег»), Р.К. Щедрина («Очарованный странник», «Боярыня Морозова», «Лолита», «Левша»).  
  4. Анализ драматургии и композиции, проблемы режиссуры: оперы А.Н. Холминова («Братья Карамазовы»), С.М. Слонимского («Мастер и Маргарита»), Э.В. Денисова («Пена дней»), А.Г. Шнитке («Джезуальдо»).

 


Ссылки