Кафедра современного хорового исполнительского искусства

Кафедра современного хорового исполнительского искусства основана по решению ректора профессора А.С. Соколова на композиторском факультете МК в 2011. Инициатором создания кафедры и первым ее заведующим был Народный артист РФ, профессор Б.Г. Тевлин. С 2012 — заведующий кафедрой Народный артист РФ, профессор Л.З. Конторович.

Общее творческое направление работы кафедры определяется изучением современных проблем исполнения хорового репертуара, включающего как сочинения авторов ХХ-ХХI веков, так и композиторов предшествующих эпох, разработкой и внедрением в учебную практику новых специальных практических и теоретических курсов, посвященных музыке последнего столетия.

Овладение новыми стилями письма, сложной фактуры и гармонии в хоровых произведениях, знакомство с современными композиторскими техниками в области хорового жанра требует серьезной подготовки, большого объема знаний в области теории и практики хорового исполнительства. Методическая идея всех разработанных педагогами кафедры учебных программ заключается в максимальном сближении теоретического и практического аспектов образования.

Учебный процесс на кафедре строится в тесной связи с непрерывной активной и пассивной практикой студентов, базой для которой является Камерный хор Московской консерватории под управлением профессора А.В. Соловьёва, в рамках учебных часов которого осуществляется подготовка дипломных программ студентов V курса (рук. — Заслуженная артистка РФ, доцент А.К. Куликова), а также практика работы с курсовыми хорами (младшим – дирижёры студенты I и II курса, рук. доц. А.К. Куликова и старшим – студенты III-IV курсов, рук. профессора Н.П. Королёва); хормейстеры хора:  М.Н. Челмакина, Т.Ю. Ясенков, А.В. Вязников, Д.А. Ерёмина.

На Камерном хоре у студентов формируются знания, умения и навыки в области хорового исполнительства. Хоровой класс способствует воспитанию дирижера хора в условиях непосредственной практической работы на всех стадиях: от разучивания хорового сочинения до его концертного исполнения. Также студент должен быть готов к реализации аналитического, интуитивного, эвристического методов, специальных знаний и умений, необходимых для профессиональной дирижерской деятельности.

Дополнительная практическая деятельность учащихся осуществляется в сотрудничестве с ведущими исполнительскими коллективами столицы — Академическим Большим хором «Мастера хорового пения» РГМЦ (рук. — профессор Л.З. Конторович), Гос. академическим русским хором им. А.В. Свешникова (рук. — доцент Е.К. Волков), Гос. академической хоровой капеллой России им. А.А. Юрлова (рук. — профессор Г.А. Дмитряк).

Класс «Специального хорового дирижирования» является высокоэффективным предметом, отражающим преемственность педагогического опыта мастеров синодальной школы. В педагогическом составе кафедры — специалисты в области хорового исполнительства и педагогики, а также композиторы и музыковеды. Классы специального хорового дирижирования возглавляют: профессора Л.З. Конторович (зав. кафедрой), Г.А. Дмитряк, Ю.А. Евграфов, В.А. Калинин, Н.П. Королёва, А.В. Соловьёв (ассистент А.А. Степанов); доценты П.Е. Клиничев, А.К. Куликова, В.К. Любарский, А.В. Топлов; ст.преподаватель А.В. Околышев, преподаватель Д.В. Кузнецов.

Курс чтения хоровых партитур один из основополагающих в становлении будущих дирижеров-хормейстеров, ведут: доценты Н.В. Кошкарёва (рук.секции),  В.К. Любарский, А.В. Топлов; ст. преподаватели Н.В. Кошкарёва, А.В. Околышев; преподаватель Н.С. Телкова.

Курс хоровой аранжировки преподают: профессор Ю.А. Евграфов (рук.секции), преподаватель С.М. Мовчан.

Работу по подготовке дипломных и курсовых рефератов возглавляют профессора Е.Д. Кривицкая (рук.секции), В.В. Горюнов, доцент М.В. Воинова, доц. Н.В. Кошкарева, преп. Я.А. Кабалевская.

Практика работы с детским хоровым коллективом осуществляется на базе Большого Детского хора им. В.С. Попова (рук. — засл. арт. РФ А.Л. Кисляков).

С 2012 на кафедре читается курс регентское дело, автор курса — Архимандрит Пётр (доцент Н.П. Поляков).

Особое внимание уделяется предмету «постановка голоса» на экзаменах по специальности демонстрируют навыки вокального мастерства. Педагоги: преподаватели М.В. Давыдов, С.Р. Ковалёва (Абзалова), С.А. Коняшина.

Важная роль в учебном процессе принадлежит концертмейстерам кафедры. В настоящее время работают: Е.В. Александрова, О.В. Грибовская, Н.Д. Игумнова, Н.В. Рахманина, Т.Н. Ополинская, Т.Л. Наседкина, М.М. Двоскина, М.С. Кривицкий, Л.Н. Маегова, О.Г. Мартынова, Е.В. Соколова и др.

В Большом зале МК по инициативе Б.Г. Тевлина ежегодно (начиная с 2005) проводится Международный Осенний хоровой фестиваль МК, (с 2011 – Международный, с 2013 — имени Б.Г. Тевлина; рук. — А.В. Соловьёв). В основе концепции фестиваля — знакомство слушателей с многообразными формами современного хорового исполнительства.

С 2007 регулярно проходил Всероссийский мастер-класс «Национальный молодежный хор российских консерваторий», также основанный Тевлиным. С 2013 эта творческая лаборатория под руководством Л.З. Конторовича преобразована в «Нац. молодежный хор учащихся средних и высших муз. уч. заведений России». Создание этого коллектива, по словам вице-премьера Правительства РФ и Председателя попечительского совета Всероссийского хорового общества О.Ю. Голодец, «одно из ключевых мероприятий в развитии хоровой культуры России».

C 2013 по инициативе доцента кафедры А.В. Соловьёва ежегодно проводится Международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…».

В 2014 учрежден Международный конкурс хоровых дирижеров имени Бориса Тевлина (председатель жюри конкурса — почетный профессор МК Р.К. Щедрин). Кафедрой регулярно организуются и проводятся мастер-классы известных композиторов и дирижёров, среди них: Сергей Слонимский, Сергей Екимов (оба Санкт-Петербург), Михаил Броннер, Ефрем Подгайц (Москва), Хельмут Риллинг, Павел Брохин (Германия), Анжела Моралес (Коста-Рика), Теодора Павлович (Болгария), Витаутас Мишкинис (Литва), Цао Тон И (Китай), Гульмира Куттыбадамова (Казахстан), Инесса Бодяко (Беларусь) и др.

Преподавательская работа педагогов кафедры сочетается с научной деятельностью. В 2011 кафедра организовала и провела Всероссийского научно-практическую конференцию «Композиторы и хоровые дирижеры в контексте проблем современного исполнительского искусства», в 2012 — активно участвовала в Международной научно-практической конференции, посвященной юбилею Щедрина, проходившей в МК; в 2015 – Международной научно-практическая конференция «Исполнительское искусство Бориса Тевлина в контексте развития отечественной хоровой культуры 2-й половины ХХ – начала XXI вв.»; в 2016 – Научно-практическая конференция студентов IV курса «Современная хоровая музыка. История. Теория. Практика».

Среди изданий подготовленных педагогами кафедры: Камерный хор Московской консерватории. Формула успеха. К 80-летию Бориса Тевлина. (по материалам научной конференции «Современное хоровое исполнительство: теория и практика») / Ред.-сост: Е.Д. Кривицкая, координатор проекта: А.В. Соловьёв. НИЦ «Московская консерватория», 2014); А.Б. Хазанов. Заметки оперного хормейстера / Ред. Н.П. Королёва. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2015; Поёт Камерный хор Московской консерватории. Хрестоматия / Сост. А.В. Соловьёв. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2013; И.С. Бах. Транскрипции для хора профессора Льва Конторовича Хрестоматия / Сост. Л.З. Конторович. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2016; и др.