Ссылки
Хрестоматия для фортепиано: Полифонические произведения
  • Рецензент: профессор Н. Н. Деева, профессор С. Е. Сенков
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2016
  • Тираж: 200 экз.
  • ISBN: ISMN 979-0-706360-38-6 (в обл.)

Ответственные редакторы-составители: заведующая межфакультетской кафедрой фортепиано, профессор Е. С. Карпинская; кандидат искусствоведения, профессор Т. И. Евсеева

Составители: профессора Н. Д. Виноградова, В. Л. Гинзбург, Т. И. Евсеева; доценты Н. Е. Белькова, Э. А. Карпухова, Е. П. Месснер.

В хрестоматии по учебно-исполнительской дисциплине «Фортепиано» собраны полифонические сочинения ХVП–ХХI вв. разнообразных стилей, композиторских школ и творческих направлений. При подборе музыкального материала также учитывался уровень пианистической подготовки студентов: от начальных этапов освоения фортепиано до виртуозного владения инструментом. Хрестоматия предназначена для студентов высших учебных музыкальных заведений и педагогов, преподающих этот курс.

От редакторов-составителей 4

Первый раздел

Д. Циполи. Фугетта 5

Г. Ф. Гендель. Прелюдия. Из цикла «Двенадцать легких пьес» 6

С. Ляпунов. Пьеса. Из цикла «Шесть маленьких пьес» 8

Н. Мясковский. Элегическое настроение (Фуга). Ор. 43 9

С. Франк. Канон. Из цикла «Пьесы для детей» 11

А. Лядов. Фуга 12

Ф. В. Цахов. Хоральная прелюдия «Благословите ныне Господа». Переложение для фортепиано И. Мунштика 13

А. Гедике. Трехголосная прелюдия 14

Г. Пахульский. Канон 16

А. Скарлатти. Ария во французском стиле. Из цикла «Шесть маленьких пьес» 19

А. Скарлатти. Куранта. Из цикла «Шесть маленьких пьес» 21

Ж. Б. Лейе. Куранта 22

И. С. Бах. Хоральная прелюдия «Кто Богу дни свои вверяет». Переложение для фортепиано И. Черлицкого 25

Г. Пахульский. Каноническая пьеса 26

В. Агафонников. Фуга на русскую народную тему 29

И. Кирнбергер. Четыре маленькие пьесы

1. Полонез 31

2. Менуэт 32

3. Лютня 33

4. Гальярда 34

Х. Ринк. Хоральная прелюдия «Возлюбленный Иисус, что Ты совершил» 35

Второй раздел

Д. Букстехуде. Органная прелюдия. Переложение для фортепиано Г. Беклемишева 37

И. Маттезон. Аллеманда. Из Первой сюиты для клавира 39

И. Маттезон. Жига 41

И. Пахельбель. Фуга 44

И. Я. Фробергер. Токката 47

К. Ф. Э. Бах. Аллеманда. Из Сюиты-сонаты e-moll 53

В. А. Моцарт. Аллеманда. Из Сюиты KV 399  56

М. Чюрлёнис. Фугетта 59

А. Лядов. Канон. Ор. 34 № 2  61

М. Ипполитов-Иванов. Прелюдия и канон 62

А. Самонов. Аллеманда. Из Сюиты g-moll 66

А. Самонов. Сарабанда. Из Сюиты g-moll 68

Ан. Александров. Фуга. Ор. 33 № 4  71

Б. Барток. Хроматическая инвенция 75

Третий раздел

И. С. Бах. Фантазия и фуга 78

А. Рейха. Фуга 84

К. Шуман. Прелюдия и фуга. Ор. 16 № 1  89

Р. Шуман. Фуга. Ор. 72 № 2  95

М. Регер. Прелюдия и фуга. Ор. 99  100

Н. Римский-Корсаков. Две пьесы из цикла «Шесть вариаций на тему B-A-C-H»

Прелюдия 108

Фуга на тему И. С. Баха 111

А. Хачатурян. Речитатив и фуга № 3  116

В. Полторацкий. Прелюдия и фуга. Ор. 17 № 12  123

С. Слонимский. Прелюдия и фуга. Из цикла «Двадцать четыре прелюдии и фуги» 129

Сведения об авторах 135

Одна из традиций Московской консерватории — создание специальной учебно-методической литературы, призванной совершенствовать процесс профессиональной подготовки музыкантов. С преподаванием консерваторского курса фортепиано было связано зарождение и развитие этой традиции, богатая история которой, начиная с первых лет работы легендарного московского учебного заведения, продолжается и в ХХI столетии.

К знаменательной дате 150-летия Московской консерватории коллектив межфакультетской кафедры фортепиано подготовил новые учебные пособия, полностью соответствующие действующей программе и рекомендованные Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по образованию в области музыкального искусства. Среди разнообразной учебно-методической литературы особое место занимают нотные хрестоматии по основным разделам исполнительского курса, адресованные студентам всех факультетов (кроме фортепианного).

Первый выпуск хрестоматии посвящен полифонической музыке. Полифонические произведения являются важной и обязательной частью учебного плана каждого студента. На всех ежегодных экзаменах и зачетах, как того требует вузовская программа, студент обязан исполнить полифонические сочинения.

Значение работы над полифоническими композициями для развития профессионального мышления студентов трудно переоценить. Успешное освоение полифонии по курсу фортепиано оказывает большое влияние также на качество и темпы «роста» студентов по специальности и другим учебным дисциплинам.

При подборе полифонического репертуара составители сборника руководствовались его художественной ценностью и методической целесообразностью. Известно, что именно работа над полифонией создает все предпосылки для формирования «пения на фортепиано», характернейшей приметы русской школы пианизма. Пианистическое освоение таких сочинений предполагает решение серьезных задач, связанных со стилистической и жанровой принадлежностью музыкального материала, своеобразием художественной образности и непосредственно — с композиционной техникой.

Хрестоматия содержит сочинения различных эпох, творческих направлений и стилей, многие из которых редко используются в учебном процессе, при этом особое внимание уделяется полифонической музыке выпускников и педагогов Московской консерватории. Произведения немецкой, итальянской, французской, русской и других национальных школ ХVII–ХХI веков позволяют расширить представление студентов об исторических этапах развития контрапунктической техники. На материале данного сборника прослеживается эволюция фортепианной полифонии, «впитавшей» в себя различные свойства органного, клавесинного, оркестрового, вокально-хорового изложения.

Музыкальные произведения в хрестоматии располагаются в порядке усложнения. В сборнике содержатся пьесы полифонического склада с отдельными приемами полифонического голосоведения, канонической имитации, простого контрапункта; сочинения средней степени сложности — каноны, фугато, инвенции, фуги, танцевальные номера из сюит; завершают сборник образцы технически сложной полифонии. Подбор репертуара учитывает весьма различный пианистический уровень студентов: от начальных этапов освоения фортепиано до виртуозного владения инструментом.

Нотный текст полифонических произведений представлен в педагогической редакции составителей, касающейся важных для исполнителей художественных средств выразительности и «технологических» приемов — динамики, педализации, аппликатуры, штрихов и т. п.

Составители надеются, что изучение полифонических произведений предлагаемой хрестоматии будет содействовать формированию профессионального фундамента, необходимого для последующей успешной деятельности оркестрантов, вокалистов, дирижеров, композиторов, музыковедов и студентов других специальностей.