Главная

Абитуриенту

Абитуриенту

Худ. рук. оперно-симфоническим оркестром

1.     Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.02 «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором»

Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром

При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:

I. Творческое испытание;

II. Профессиональное испытание;

III. Русский язык;

IV. Литература.

I. Творческое испытание состоит из исполнения программы по специальности с оркестром и устной проверки профессиональных знаний, умений и навыков.

Работа с оркестром — репетиция (не более 15 минут).

Произведение определяется абитуриентом по выбору из следующего списка:

  1. Й. Гайдн. Симфонии № 102, 103, 104.
  2. В. А. Моцарт. Симфонии № 38, 39, 40; Увертюры к операм «Свадьба Фигаро», «Идоменей».
  3. Л. ван Бетховен. Симфонии № 1, 2, 7, 8; Увертюры «Эгмонт», «Творения Прометея».
  4. Ф. Шуберт. Симфонии № 5, 8 (Неоконченная).
  5. К.М. Вебер. Увертюра к опере «Оберон».
  6. Ф. Мендельсон. Симфонии № 3, 4.
  7. И. Брамс. Симфонии № 1, 2, 3.
  8. Р. Шуман. Симфония № 4.
  9. М. И. Глинка. Вальс-фантазия, Фантазия на две русские темы «Камаринская».
  10. П. И. Чайковский. Симфонии № 4, 5; Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
  11. С. С. Прокофьев. Симфония № 1.

Устная проверка профессиональных знаний, умений и навыков:

  • • исполнить программу по фортепиано:
    1) Полифоническое произведение (например, И.С. Бах — прелюдия и фуга из ХТК; или Д. Шостакович – прелюдия и фуга; или П. Хиндемит — интерлюдия и фуга и т.д.);
    2) Произведение крупной формы (например, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт — сонаты; Н. Мясковский — легкие сонаты и т.д.)
    3) Произведение малой формы (например, пьеса русского или зарубежного композитора).
    *Примечание: одно из исполняемых произведений (полифония, крупная форма, пьеса) обязательно должно представлять современную музыку второй половины XX века и начала XXI века.;
  • • проанализировать произведения, подготовленные для экзаменов по дирижированию;
  • • знать партитуру и инструменты симфонического оркестра (тембр, объем, регистры, транспорт, основные выразительные средства);
  • • прочесть (на фортепиано) отрывок несложной симфонической партитуры;
  • • проверка слуха и узкоспециализированных знаний.

Произведения музыкальной литературы, знание которых обязательно для коллоквиума по специальности:

  1. И. С. Бах Одна из оркестровых сюит, два Бранденбургских концерта, один скрипичный концерт.
  2. Й. Гайдн Симфонии № 7, 45, 99, 100, 103.
  3. В. А. Моцарт Три последние симфонии. Увертюры к операм: «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».
  4. Л. Ван Бетховен Все симфонии. Увертюры «Эгмонт», «Леонора» № 3, «Кориолан», «Прометей». Концерты для фортепиано с оркестром. Концерт для скрипки с оркестром.
  5. К. М. Вебер Увертюры к операм «Оберон», «Вольный стрелок», «Эврианта».
  6. Ф. Шуберт Симфонии № 8, 9. Увертюра к драме «Розамунда».
  7. Ф. Мендельсон Симфонии № 3, 4. Увертюры «Фингалова пещера», «Сон в летнюю ночь». Концерт для скрипки с оркестром.
  8. Дж. Россини Опера «Севильский цирюльник»
  9. Ф. Лист «Прелюды», «Тассо». Первый концерт для фортепиано с оркестром. Симфония «Фауст»
  10. Й. Брамс Все симфонии.
  11. Р. Вагнер Увертюра к операм: «Летучий голландец», «Риенци», «Тангейзер», «Нюрнбергские мейстерзингеры». Вступления к операм: «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда».
  12. Г. Берлиоз Фантастическая симфония.
  13. Ш. Гуно Опера «Фауст».
  14. Ж. Бизе Кармен, музыка к драме «Арлезианка».
  15. А. Дворжак Симфония ор. 95 («Из Нового света»).
  16. К. Дебюсси «Море», «Образы» для оркестра.
  17. М. Равель. Испанская рапсодия, Вальс, Болеро.
  18. Р. Штраус. «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель», «Дон Кихот».
  19. П. Хиндемит. Симфония «Художник Матис».
  20. Б. Барток. Музыка для струнных, ударных и челесты, Концерт для оркестра.
  21. Г. Малер. Несколько симфоний, в т. ч. № 1 и «Песнь о земле».
  22. М. И. Глинка. «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Камаринская», Испанские увертюры, Вальс-фантазия.
  23. А. С. Даргомыжский. Опера «Русалка».
  24. А. П. Бородин. Вторая симфония, опера «Князь Игорь».
  25. М. П. Мусоргский. «Борис Годунов», «Хованщина», «Ночь на Лысой горе».
  26. Н. А. Римский-Корсаков. Испанское каприччио.
  27. П. И. Чайковский. Симфония № 2 (I часть), Симфония № 5 (I и II части), Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
  28. А. К. Глазунов. Торжественная увертюра, Симфонии № 4, 5, 6 (I части).

II. Профессиональное испытание включает в себя письменные работы по сольфеджио (диктант), гармонии (задача) и устную проверку знаний по сольфеджио, гармонии и анализу музыкальных произведений.

Сольфеджио

Письменно

Трехголосный диктант гомофонного или гомофонно-полифонического склада в форме периода или большого предложения, не исключающей неквадратность, ориентированный на интонационную систему и ритмику, характерную для тональной музыки ХХ века в широком стилевом диапазоне: допускаются отклонения в тональности недиатонического родства, секвенции различных видов, мажоро-минор, хроматика, энгармонические переосмысления созвучий, сложные формы разрешения задержаний.

Время записи — до 30 минут, количество проигрываний — 10.

Образцы письменных заданий на вступит. экзаменах по сольфеджио и гармонии /сост. Е. Николаева. – 3-е изд., доп. – М.: НИЦ Московская консерватория. 2016.

Устно

  • пение с листа одно-четырехголосных примеров, с модуляциями, мажоро-минорными оборотами, энгармонизмом и другими гармоническими формами, соответствующими темам Учебника гармонии (авторы: И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов), а также с ритмическими и интонационными трудностями, типичными для музыки XX века;
  • определение на слух интервалов и аккордов: отдельно (по структуре), а также по разрешению в ту или иную тональность, в диатоническом и хроматическом контексте, в том числе с энгармоническими заменами (все виды трезвучий и септаккордов, нонаккорды, септаккорды с побочными тонами и альтерациями);
  • определение на слух гармонического построения, содержащего отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства (вторая и третья степень), энгармонизм септаккордов или трезвучий, аккордику мажоро-минорной системы (последовательности в объеме 20–25 аккордов).

Гармония

Письменно

Гармоническая задача в песенной форме, с постепенной и/или энгармонической модуляцией, хроматическими и транспонирующими секвенциями, неаккордовыми звуками, органными пунктами и другими гармоническими средствами, включающими весь курс «бригадного» учебника гармонии. Возможно также условие задачи с применением полифонических приемов, например, канона в репризе или канонической секвенции в середине формы (об этом должно быть сообщено абитуриентам перед началом экзамена в общей форме, без уточнения интервала и времени вступления голосов).

Время написания работы — 2 астрономических часа (120 минут).

Устно

  • выполнение заданий за фортепиано — игра модуляций постепенных и внезапных (с участием аккордов мажоро-минора, энгармонизма уменьшенного септаккорда, а также малого мажорного септаккорда со всевозможными альтерациями и с секстой, малого с уменьшенной квинтой и малого минорного септаккордов). При выполнении задания экзаменатором может быть предложено начало для модулирующего построения, дан определенный аккорд для внезапной модуляции или указан нестандартный тональный план, который необходимо реализовать при выполнении модуляции;
  • анализ с листа гармонии и формы начального построения, а также любого другого фрагмента в заданном сочинении. Произведения для анализа могут избираться из фортепианной, камерно-инструментальной, камерно-вокальной, симфонической и оперной литературы классического и романтического стиля;
  • вопросы по курсам теории музыки, гармонии, инструментоведения, полифонии, включая звукоряды натуральных ладов (в частности, эолийского, локрийского, с увеличенной секундой, переменного, пентатоники и др.), звукоряды некоторых симметричных ладов (целотонного, тон-полутон, увеличенного типа 2.1.1, дважды мажорного или «лада Петрушки»), «лады Шостаковича»: понятие об основных законах гармонии XX века (с побочными тонами, квартаккорды, квинтаккорды, кластеры, двутерцовые, «Прокофьевская доминанта», «прометеевское шестизвучие», полиаккорды, полилады, диссонантные устои, сложные тоники; основные техники композиции XX века (понятие о новой тональности, модальности, центральном созвучии, серийности, сонорике, алеаторике, электронной музыке), современные смешанные техники композиции.

Требования приема- Худ. рук. оперно-симфоническим оркестром

Гл.КонцертыНовостиИнфо