Главная

Абитуриенту

Абитуриенту

Скрипка, барочная скрипка

Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.01. «Искусство концертного исполнительства (скрипка)»

  • Предшествующий уровень подготовки абитуриента — среднее профессиональное музыкальное образование либо среднее (полное) общее образование, соответствующее уровню среднего профессионального музыкального образования.
  • Абитуриент должен иметь документ или о среднем профессиональном музыкальном образовании, или о среднем (полном) общем образовании или о высшем профессиональном образовании.

При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания.

Основные:

  • • Русский язык;
  • • Литература.

Дополнительные:

  • • Творческое испытание;
  • • Профессиональное испытание;
  • • Собеседование.

Образовательная модель факультета исторического и современного исполнительского искусства предполагает обучение, которое сочетает традиционные профильные программы, принятые в Консерватории для инструменталистов оркестрового и фортепианного факультетов, со специализированными курсами по изучению исторических инструментов, музыкальной практики XVII–XIX веков.

Аутентичное исполнительство не является обособленным и расценивается, наряду с современной исполнительской практикой, как один из важнейших исполнительских стилей.

I. Творческое испытание состоит из исполнения сольной концертной программы по специальности.

Программа должна включать следующие произведения:

1. Скрипка соло. Рекомендуемые сочинения:

  • • Бах И.С. Две контрастные части из сонаты или партиты для скрипки соло (BWV 1001, 1002, 1003, 1004, 1005, 1006), или чакона из партиты ре минор (BWV 1004). Примечание. Дубли в партите си минор (BWV 1002) не считать за отдельные части.
  • • Вестхоф И.П. Одна из шести сюит для скрипки соло (целиком).
  • • Пизендель И.Г. Соната для скрипки соло (две контрастные части)
  • • Телеман Г.Ф. Одна из двенадцати фантазий для скрипки соло (целиком)

2. Один (любой) этюд виртуозного плана на выбор абитуриента. Рекомендуемые сочинения: Г. Венявский, А. Вьетан, П. Гавинье, Я. Донт, Р. Крейцер, Ф. Лауб, К. Липиньский, Р. Липицер, П. Локателли, А. Львов, К. Мострас, Н. Паганини*, П. Роде, Ф. Фиорилло, Л. Шпор, Г. Эрнст;

*Примечание: каприсы Паганини не обязательны.

3. Соната для скрипки и баса континуо композитора, родившегося с 1600 по 1750 годы по выбору абитуриента. Соната исполняется целиком, по нотам, и в обязательном порядке с клавесином.

4. Концерт для скрипки (I часть или II–III). Рекомендуемые концерты:

  • • Аренский А. — Концерт ля минор, соч. 54
  • • Барток Б. — Концерт № 1 (обе части) Концерт № 2 (I или II и III чч.)
  • • Барбер С. – Концерт, соч. 14 (все три части)
  • • Берг А. – Концерт (I или II ч.)
  • • Бетховен Л. – Концерт ре мажор, соч. 61 (I или II и III чч.)
  • • Брамс И. – Концерт ре мажор, соч. 77 (I или II и III чч.)
  • • Бриттен Б.– Концерт, соч. 15 (I или II и III чч.)
  • • Брух М.– Концерт № 1, соль минор, соч. 26 (I и II или II и III чч.) Концерт № 2, ре минор, соч. 44 (I или II и III чч.) Шотландская фантазия, соч. 46 (I и II или III и IV чч.)
  • • Венявский Г.– Концерт № 1, фа-диез минор (I или II и III чч.) Концерт № 2, ре минор (I или II и III чч.)
  • • Вьетан А. – Концерт № 1, ми мажор, соч. 10 (I или II ч.) Концерт № 2, фа-диез минор, соч. 19 (I или II и III чч.) Концерт № 4, ре минор, соч. 31(любые две части) Концерт № 5, ля минор, соч. 37
  • • Глазунов А. – Концерт ми минор, соч. 82
  • • Гольдмарк К. – Концерт ля минор, соч. 28 (I или II и III чч.)
  • • Дворжак А. – Концерт ля минор,соч. 53 (I или II и III чч.)
  • • Кабалевский Д. – Концерт до-мажор, соч. 48 (I или II и III чч.)
  • • Карлович М. – Концерт, соч. 8 (I или II и III чч.)
  • • Конюс Ю. – Концерт ми минор
  • • Лало Э. – Концерт фа мажор, соч. 20 (I или II ч.), Испанская симфония, соч. 21 (первые три или IV и V чч.), Русский концерт соль минор, соч. 29 (I и II или III и IV чч.)
  • • Ляпунов С. – Концерт ре минор, соч. 61
  • • Мендельсон Ф. – Концерт ми минор, соч. 64 (I или II и III чч.) Концерт ре минор (I или II и III чч.)
  • • Моцарт В.А.- Концерт № 3 (I или II и III чч.), Концерт № 4 (I или II и III чч.), Концерт № 5 (I или II и III чч.)
  • • Мясковский Н. – Концерт ре минор, соч. 44 (I или II и III чч.)
  • • Паганини Н. – Концерт № 1, ре мажор (I или II и III чч.) Концерт № 2, си минор (I или II и III чч.) Концерт № 4, ре минор (I или II и III чч.)
  • • Прокофьев С. – Концерт № 1, соч. 19 (I или I и II или II и III чч.) Концерт № 2, соч.63 (I или II и III чч.)
  • • Раков Н. – Концерт № 1 (I или II и III чч.)
  • • Сен-Санс К. – Концерт № 3, си минор, соч. 61 (I или II и III чч.)
  • • Сибелиус Я. – Концерт ре минор, соч. 47 (I или II и III чч.)
  • • Стравинский И. – Концерт ре мажор (I и II или III и IV чч.)
  • • Танеев С. – Концертная сюита, соч. 28 (III и IV или III и V или IV и V чч.)
  • • Хачатурян А. – Концерт ре минор (I или II и III чч.)
  • • Хиндемит П. – Концерт (I или II и III чч.)
  • • Хренников Т. – Концерт № 1, соч. 14 (I или II и III чч.) Концерт № 2, соч. 23 (I и II или II и III чч.)
  • • Чайковский П. – Концерт ре мажор, соч. 35 (I или II и III чч.)
  • • Шимановский К. – Концерт № 1, соч. 35 Концерт № 2, соч. 61
  • • Шостакович Д. – Концерт № 1 (I и II или III и IV чч.) Концерт № 2 (I или II и III чч.)
  • • Штраус Р. – Концерт, соч. 8 (I или II и III чч.)
  • • Шуман Р. – Концерт ре минор (I или II и III чч.)
  • • Элгар Э. – Концерт ре минор, соч. 61 ( I или II и III чч.)
  • • Эрнст Г. – Концерт фа-диез минор, соч. 23
  • • Эшпай А. – Концерт № 1 (I или II и III чч.) Концерт № 2;

Программа исполняется на современном инструменте. Однако по желанию абитуриента возможно исполнение 1 и 2 пунктов программы в исторической манере и низком строе (a1 = 415 Гц).

Кроме этого абитуриент должен знать все виды гамм и арпеджио и уметь их играть в умеренном движении (трехоктавные гаммы, гаммы в терциях, секстах, октавах и децимах).

Исполнение гамм и этюдов — по выбору комиссии.

II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам.

Сольфеджио:

Письменно

Двухголосный диктант в форме периода, продолжительностью 8–12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажоро-минорного родства.

Время записи диктанта — 25–30 минут; количество проигрываний — 8–10 раз.

Примерная трудность диктанта: Б. Алексеев, Дм. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», (2-ое изд., М., 1976): №№ 595, 611.

Устно

  • • пение и определение на слух любых интервалов, взятых изолированно или в тональности, всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также гармонических оборотов, включающих до шести аккордов;
  • • определение на слух однотональных и модулирующих в родственные тональности построений, с возможными отклонениями;
  • • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь);

Примерная степень трудности: Н.М. Ладухин «Одноголосное сольфеджио», №№ 91, 92; И.В. Способин «Сольфеджио». Двухголосие, ч. I, №№ 46, 82.

Гармония

Письменно

Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства.

Примерная трудность — А. Мутли «Сборник задач по гармонии», №№ 384, 386, 417; А. Мясоедов «Задачи по гармонии», №№ 123, 126, 149.

Время написания работы — два часа.

Устно

1. выполнение заданий на фортепиано:

  • • игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода;
  • • игра секвенций тональных и модулирующих (2-4 аккорда в звене);
  • • построение, определение и разрешение аккордов (трезвучий и септаккордов с обращениями, альтерированных аккордов) с энгармоническими заменами (доминантсептаккорда и совпадающих с ним звучностей, а также уменьшенного септаккорда);

2. гармонический анализ с листа произведений различных стилей.

Примерная степень трудности: Л. Бетховен Сонаты; П. И. Чайковский «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Г. В. Свиридов Романсы; С. С. Прокофьев Гавоты (op. 12 № 2 или op. 25 из Первой симфонии);

3. ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.

III. Собеседование заключается в проверке следующих знаний:

  • • знания музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
  • • умения рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию;
  • • знания истории инструмента, особенностей струнного инструментария XVII-XIX веков, старинного сольного и ансамблевого репертуара, включающего духовые инструменты, в также умения ориентироваться в жанровом и стилевом разнообразии сочинений различных композиторов эпох барокко, классицизма и романтизма, писавших для духовых инструментов;
  • • общих знаний в области культуры и искусства;
  • • навыков чтения с листа.

Требования приема- Скрипка, барочная скрипка

Гл.КонцертыНовостиИнфо