Клавесин
Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства (клавесин)»
При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:
- I. Творческое испытание;
- II. Профессиональное испытание;
- III. Русский язык;
- IV. Литература.
Образовательная модель факультета исторического и современного исполнительского искусства предполагает обучение, которое сочетает традиционные профильные программы, принятые в Консерватории для инструменталистов оркестрового и фортепианного факультетов, со специализированными курсами по изучению исторических инструментов, музыкальной практики XVII–XIX веков.
Аутентичное исполнительство не является обособленным и расценивается, наряду с современной исполнительской практикой, как один из важнейших исполнительских стилей.
I. Творческое испытание состоит из исполнения сольной концертной программы по специальности.
Программа должна включать следующие произведения:
- • И. С. Бах. Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира»;
- • Одна или две пьесы (общий хронометраж не менее 5 минут) конца XVI – первой половины XVIII века немецкого, французского, английского, итальянского автора;
Примерный список авторов: Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо, Ж. Дюфли и современные им французские клавесинисты; пьесы У. Бёрда, Дж. Булла, Ж. Фарнеби, О. Гиббонса и других английских вёрджиналистов; Г. Пёрселл, Г. Гендель, Г. Муффат, И. Маттезон – части из сюит или отдельные пьесы;
- • Одно крупное или несколько небольших сочинений XVIII – начала XIX века (возможно исполнение частей сонат и сюит, вариационных циклов, рондо, одночастных сонат);
- • Виртуозное произведение.
Программа исполняется на клавесине или на фортепиано по выбору абитуриента.
II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально- теоретическим дисциплинам.
Сольфеджио:
Письменно
Двухголосный диктант в форме периода, продолжительностью 8–12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в родственные и неродственные тональности.
Время записи диктанта — 30 минут; количество проигрываний — 10 раз.
Примерная трудность диктанта: Б. Алексеев и Д. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», например, № 662; «Образцы письменных заданий на вступительных экзаменах по сольфеджио и гармонии». М. 2023. С. 34, № 24.
Устно
- • пение и определение на слух любых интервалов, взятых изолированно или в тональности, всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также гармонических оборотов;
- • определение на слух отдельных аккордов и их обращений, в том числе, с энгармоническими заменами малого мажорного септаккорда, малого с уменьшенной квинтой, уменьшенного септаккорда, аккордов с увеличенной секстой;
- • определение на слух однотональных и модулирующих в родственные тональности построений, с возможными отклонениями;
- • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь);
Примерная степень трудности: Н. М. Ладухин «Одноголосное сольфеджио», №№ 91, 92; И. В. Способин «Сольфеджио». Двухголосие, ч. I, №№ 46, 82.
Гармония:
Письменно
Гармонизация мелодии без использования неаккордовых звуков (кроме тех, что могут быть в условии отмечены звездочками), с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства.
Примерная трудность — А. Мутли «Сборник задач по гармонии», №№ 384, 386, 417; А. Мясоедов «Задачи по гармонии», №№ 123, 126, 149; «Образцы письменных заданий на вступительных экзаменах по сольфеджио и гармонии». М. 2023. С. 38 № 13.
Время написания работы — два часа.
Устно
- • выполнение заданий на фортепиано: построение, определение и разрешение аккордов (трезвучий и септаккордов с обращениями, альтерированных аккордов) с энгармоническими заменами (доминантсептаккорда и совпадающих с ним звучностей, а также уменьшенного септаккорда); игра секвенций тональных и модулирующих (2-4 аккорда в звене); игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода (для выполнения модуляции абитуриенту может быть предложен начальный гармонический оборот);
- • гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Примерный уровень сложности гармонического языка: Л. Бетховен — сонаты; Ф.Шопен — Ноктюрны; П. И. Чайковский — «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов — романсы;
- • ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий (в том числе, определение неаккордовых звуков и аккордов мажоро-минора в гармоническом анализе).