Главная

Абитуриенту

Абитуриенту

Ударные, ансамбль ударных инструментов

Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства (ударные инструменты)»

При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:

  • I. Творческое испытание;
  • II. Профессиональное испытание;
  • III. Собеседование;
  • IV. Русский язык;
  • V. Литература.

Образовательная модель факультета исторического и современного исполнительского искусства предполагает обучение, которое сочетает традиционные профильные программы, принятые в Консерватории для инструменталистов оркестрового и фортепианного факультетов, со специализированными курсами по изучению исторических инструментов, музыкальной практики XVII–XIX веков.

Аутентичное исполнительство не является обособленным и расценивается, наряду с современной исполнительской практикой, как один из важнейших исполнительских стилей.

I. Творческое испытание состоит из исполнения сольной концертной программы по специальности.

Программа абитуриента должна включать следующие произведения:

Маримба, вибрафон (вибрафон по желанию)

  1. Технические упражнения — все гаммы (мажор, параллельный или одноименный минор) в нюансах f–p, включая трезвучия с обращениями и аккордами 4-мя палками, доминантсептаккорды (в мажоре) с обращениями и аккордами 4-мя палками, уменьшенные септаккорды (в миноре);
  2. Концертная программа — пьеса (или несколько пьес) соло или с аккомпанементом трудности уровня «Концерта» Д. Разауро. По желанию поступающий может заменить пьесу на маримбе пьесой на ксилофоне;
  3. Чтение с листа — 4-мя палками трудности 1–4 этюдов К. Черни (в адаптации Гшвинднера), 2-мя палками трудности одной из частей «Октябрьской горы» Хованесса или этюда для флейты Н. Платонова;

Малый барабан

  1. Технические упражнения — «фуллы», дробь двойными ударами, дробь одиночными ударами;
  2. Концертная программа — пьеса соло или с аккомпанементом трудности уровня этюда № 10 Д. Палиева или «Фанданго и греческого танца» Бэнсона (сб. Снегирева);
  3. Чтение с листа — этюды Хохрайнера (1 и 2 тетради), «70 этюдов» В. Осадчука;

Литавры

  1. Технические упражнения — настройка и тремоло в нюансах f–p
  2. Концертная программа — пьеса соло или с аккомпанементом трудности уровня «8–ми пьес» Л. Картера.
  3. Чтение с листа – этюды Хохрайнера (1 и 2 тетради), «70 этюдов» Осадчука

II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально- теоретическим дисциплинам.

Сольфеджио:

Письменно

Двухголосный диктант в форме периода (8–12 тактов), содержащий отклонения в тональности I степени родства.

Время записи диктанта — 25–30 минут; количество проигрываний — 10-12 раз.

Примерная степень трудности: Б. Алексеев, Дм. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», например, № 467.

Устно  

  • • пение мажорных и минорных гамм трех видов, ладов народной музыки, пентатоники, дважды гармонического мажора и минора, хроматической гаммы; 
  • • пение и определение на слух диатонических и альтерированных ступеней лада;
  • • пение и определение на слух диатонических и хроматических интервалов, включая тритоны, характерные интервалы с разрешениями;
  • • пение и определение на слух трезвучий (мажорных, минорных, уменьшенных и увеличенных) и их обращений, всех диатонических септаккордов и их обращений, а также разрешений септаккордов: D7 с обращениями, II7 с обращениями и VII7 с обращениями. Пение и определение на слух DD7 с обращениями и разрешениями в тональность и ее альтерированные разновидности — D7b5, ввD7, DD7#1, ввD7b3, DD7#1b5;
  • • определение на слух модуляций в тональности I степени родства
    Пример:
    Мажор: I – II2 – D65 – T – D2 → IV6 – DD43#1b5 – D – T – D43 – T=S DD65#1 – K64 – D7;
    Минор: t – III – S – II43– ввD65b3 K64 D – t – III – S – t6 – D65 → IV=VI – II65 – DD43#1b5 – K64 – D7 – t – S64 – t;
  • • пение с листа одноголосной мелодии с хроматизмами и отклонениями в родственные тональности. Простые и сложные размеры; синкопы, триоли, дуоли.

Примерная степень трудности: А. Агажанов «Курс сольфеджио», вып. I, № 535.

Гармония:

Письменно

Гармонизация мелодии с отклонениями и модуляцией в тональности I степени родства с применением всех аккордов по программе музыкального училища. Время написания работы — два часа.

Устно

  1. выполнение заданий на фортепиано:
    • игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода;
    • игра разрешений всех диатонических септаккордов и их обращений;
    • аккордов DD со всеми возможными альтерациями гармонический анализ музыкального отрывка с листа;
  2. гармонический анализ с листа произведений различных стилей.
    Примерная степень трудности: Л. Бетховен — первый период из II части 7 Сонаты; первые периоды в пьесах П. И. Чайковского «Январь», «Июнь», «Октябрь» из «Времен года»;
  3. ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.

III. Собеседование заключается в:

  • • знания музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
  • • умения рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию;
  • • знания истории инструмента, особенностей струнного инструментария XVII-XIX веков, старинного сольного и ансамблевого репертуара, включающего духовые инструменты, в также умения ориентироваться в жанровом и стилевом разнообразии сочинений различных композиторов эпох барокко, классицизма и романтизма, писавших для духовых инструментов;
  • • общих знаний в области культуры и искусства;
  • • навыков чтения с листа.

Требования приема- Ударные, ансамбль ударных инструментов

Гл.КонцертыНовостиИнфо