Главная

Абитуриенту

Абитуриенту

Фортепиано, клавишные инструменты

Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства (фортепиано)»

При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:

  • I. Творческое испытание;
  • II. Профессиональное испытание;
  • III. Собеседование;
  • IV. Русский язык;
  • V. Литература.

Образовательная модель факультета исторического и современного исполнительского искусства предполагает обучение, которое сочетает традиционные профильные программы, принятые в Консерватории для инструменталистов оркестрового и фортепианного факультетов, со специализированными курсами по изучению исторических инструментов, музыкальной практики XVII–XIX веков.

Аутентичное исполнительство не является обособленным и расценивается, наряду с современной исполнительской практикой, как один из важнейших исполнительских стилей.

I. Творческое испытание состоит из исполнения сольной концертной программы по специальности.

Программа должна включать следующие произведения:

  1. И.С. Бах. Прелюдия и фуга «Хорошо темперированного клавира»;
  2. Одно из произведений Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, К. Вебера, Ф. Шуберта (возможно исполнение отдельных частей сонат, а также вариации, рондо, фантазия, одночастное произведение, написанное в сонатной форме);
  3. Два виртуозных произведения (одно из них — обязательно этюд);
  4. Исполнение одной или двух пьес (общий хронометраж не менее пяти минут), сочинённых в период 1600–1750 годов, кроме И.С. Баха.
    Примерный список авторов: Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо, Ж. Дюфли и современные им французские клавесинисты; пьесы У. Бёрда, Дж. Булла, Ж. Фарнэби, О. Гиббонса и других английских вёрджиналистов; Г. Пёрселл — части из сюит, Г. Гендель — части из сюит или отдельные пьесы.

Программа исполняется на современном инструменте. Однако по желанию абитуриента часть программы (прелюдии и фуги И. С. Баха, классическое сочинение, произведения 4- го пункта) возможно исполнить на инструменте соответствующей эпохи (клавесин, молоточковый клавир).

II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам.

Сольфеджио:

Письменно

Двухголосный диктант в форме периода, продолжительностью 8–12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажоро-минорного родства.

Время записи диктанта — 25–30 минут; количество проигрываний — 8–10 раз.

Примерная трудность диктанта: Б. Алексеев и Д. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», № 662. Диктант может быть в свободной фактуре типа начальной в ноктюрнах Шопена №№ 1 и 3 (ор. 9).

Устно

  • • пение и определение на слух любых интервалов, взятых изолированно или в тональности, всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также гармонических оборотов, включающих до шести аккордов;
  • • определение на слух однотональных и модулирующих в родственные тональности построений, с возможными отклонениями;
  • • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь);

Примерная степень трудности: Н. М. Ладухин «Одноголосное сольфеджио», №№ 91, 92; И. В. Способин «Сольфеджио». Двухголосие, ч. I, №№ 46, 82.

Гармония:

Письменно

Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства.

Примерная трудность — А. Мутли «Сборник задач по гармонии», №№ 384, 386, 417; А. Мясоедов «Задачи по гармонии», №№ 123, 126, 149.

Время написания работы — два часа.

Устно

  • • выполнение заданий на фортепиано: построение, определение и разрешение аккордов (трезвучий и септаккордов с обращениями, альтерированных аккордов) с энгармоническими заменами (доминантсептаккорда и совпадающих с ним звучностей, а также уменьшенного септаккорда); игра секвенций тональных и модулирующих (2-4 аккорда в звене); игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода (для выполнения модуляции абитуриенту может быть предложен начальный гармонический оборот);
  • •  гармонический анализ с листа произведений различных стилей.
    Характер гармонического языка не должен превышать следующий уровень сложности: Л. Бетховен — сонаты; П. И. Чайковский — «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Г. В. Свиридов — романсы; С. С. Прокофьев — Гавоты (op. 12 № 2 или op. 25 из Первой симфонии);
  • •  ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий;

III. Собеседование заключается в проверке:

  • • знания музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
  • • умения рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию;
  • • знания истории инструмента, особенностей струнного инструментария XVII-XIX веков, старинного сольного и ансамблевого репертуара, включающего духовые инструменты, в также умения ориентироваться в жанровом и стилевом разнообразии сочинений различных композиторов эпох барокко, классицизма и романтизма, писавших для духовых инструментов;
  • • общих знаний в области культуры и искусства;
  • • навыков чтения с листа.

Требования приема- Фортепиано, клавишные инструменты

Гл.КонцертыНовостиИнфо