Родилась в г. Комсомольске-на-Амуре. В 1978 г. окончила историко-теоретическое отделение музыкального факультета Дальневосточного педагогического института искусств (г. Владивосток). Ученица Е. В. Герцмана.

В 1983 г. окончила аспирантуру Московской консерватории по специальности «теория музыки» (руководитель – Ю. Н. Холопов). В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию «Терминология в трактатах И. Тинкториса» (Московская консерватория), в 2004 г. – докторскую. Работа была издана как книга: «Западная нотация XI–XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов)» (М., Композитор, 2003).

Профессор.
Доктор искусствоведения. Дисс.: «Западная нотация XI-XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов)» (Московская консерватория, 2004).


Педагогическая деятельность: 

В 1978-1992 гг. преподавала в Дальневосточном педагогическом институте (с 1991 г. – доцент). Подготовила около 20 выпускников. С 1993 г. – научный референт Коллегии старинной музыки при Московской консерватории, с 1996 г. – доцент кафедры теории музыки, с 2009 г. – профессор. Ведет курсы анализа музыкальных произведений, гармонии, истории нотации, латинского языка. С 1994 г. преподает в Академии хорового искусства (латынь). Автор учебной программы «Латинский язык для музыкальных вузов» (в соавторстве с С. Н. Лебедевым).

Научные труды. Издания. Публикации

  • Терминология ладовой теории в трактатах Иоанна Тинкториса // Актуальные проблемы музыкальной педагогики и исполнительства. Владивосток, 1984
  • К изучению музыкальной культуры Средневековья и Возрождения // Методические записки по вопросам музыкального образования и воспитания. Владивосток, 1985
  • К изучению мензуральной нотации (факультатив по музыкальной палеографии) // Пути совершенствования подготовки специалистов искусства. Владивосток, 1987
  • История музыки в училище и вузе // Школа – училище – вуз. Владивосток, 1988
  • Учение об эффектах музыки в трактате Иоанна Тинкториса «Complexus effectuum musices (ок. 1473-1474) // Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время. Л., 1989
  • К вопросу о значении трактата Франко Кельнского «Ars cantus mensurabilis» (в соавторстве с Н. Шведовой) // Старинная музыка в контексте современной культуры. М., 1989
  • Некоторые методы анализа тональной драматургии // Пути развития методики преподавания в музыкальном вузе. Владивосток, 1989
  • Понятие о музыке, ее истории в музыкально-теоретических трактатах Иоанна Тинкториса // Из истории теоретического музыкознания. М., 1990

  • О фольклоризированном характере музыкальной теории Средневековья [тезисы] // Фольклор и традиционная музыка. Улан-Удэ, 1990

  • История номинации мензуральных длительностей и передвижение счетной доли // Проблемы культуры Дальнего Востока (тезисы докладов). Владивосток, 1991

  • Ю. Н. Холопов как историк науки // Laudamus. К 60-летию Ю. Н. Холопова. М., 1992

  • Гарландия – Франко – Витри: три реформатора в мензуральной теории XIII – начала XIV вв. // Laudamus. К 60-летию Ю. Н. Холопова. М., 1992

  • Почему не утвердилась реформа сольмизации Рамоса де Парехи? Рамос против Гвидо // Методы изучения старинной музыки. М., 1992

  • Тинкторис И. Обобщение о действии музыки. Об изобретении и применении музыки. Пер. с лат., комментарии Р. Поспеловой // Философия и музыка: диалог противоположностей? / В. А. Белоусов и др. Под общ. ред. М. С. Уварова. Тирасполь, 1993, с. 242-296

  • К вопросу об исторических формах синтеза музыки и философии (в соавторстве с В. И. Проценко) // Там же, с. 194-239

  • Этос ритма в музыке христианской традиции // Музыкальная культура православного мира. М., 1994

  • Трактат, давший имя эпохе: «Ars nova» Филиппа де Витри // Старинная музыка. М., 1999. № 1 (с приложением пер. трактата – в соавт. с Л. Маринковой)

  • Musica Latina. Хрестоматия. Латинские тексты в музыке и музыкальной науке (в соавт. с С. Н. Лебедевым). Спб., 2000, 256 с. 

  • Тинкторис И. Объяснение руки. Пер. с лат., примечания Р. Поспеловой // Глядешкина З. Система сольмизации во Франции XVI века. М., 2000, с. 126-154

  • Филипп де Витри // Исторический лексикон. Т. XIV-XVI вв. Кн. 2. М., 2000

  • Из истории европейской новой музыки. Папа Иоанн XXII против ars nova (в соавт. с А. Серебренник) // Старинная музыка. М., 2000. № 3 

  • К изучению генезиса и феномена киевской нотации в контексте западных нотаций // Гимнология. М., 2000

  • Адам Фульдский // Православная энциклопедия, т. 1. М., 2000

  • Теория музыки времени Палестрины: о трактате Дж. Царлино «Установления гармонии» (в соавт. с Ю. Н. Холоповым) // Русская книга о Палестрине: К 400-летию со дня смерти / Научные труды МГК. Сб. 33. М., 2002

  • Западная нотация XI–XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). М., 2003. 416 с. [докт. дисс.]

  • Реформа нотации Гвидо Аретинского: «Пролог к Антифонарию» [с приложением перевода трактата] // Sator tenet opera rotas. Ю. Н. Холопов и его научная школа. М., 2003. С. 48–67

  • Эзотеризм как тенденция в нотационной практике: грани и модусы // Новое сакральное пространство. М., 2004

  • Гафурий // Православная энциклопедия, т. 10. М., 2005
  • Средневековая ладовая система: «аутентичный» и «современный» подходы // Пространство современного искусства: теория и практика / Материалы Межд. науч.конф., посв. 250-летию МГУ им. М. В. Ломоносова, 23-24 ноября 2004 г. (в печати)
  • Философия гармоники Боэция (в соавт. с Ю. Холоповым) //Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. М., 2005
  • Определение понятия «модус» в трактатах XIII века (совместно с Т. П. Разувакиной, в печати)
  • Музыкально-теоретические системы: Учебник для музыкальных вузов / В соавторстве с Ю. Н. Холоповым, Л. В. Кириллиной, Т. С. Кюрегян, Г. И. Лыжовым, В. С. Ценовой. М., 2006
  • Ладовое учение в трактате Псевдо-Одо «Диалог о музыке» / C приложением комментированного перевода глав 8-18 // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. М., 2006
  • Под гнетом информационного бума… Поиски методов оптимизации музыкально-теоретического образования // Музыкально-теоретическое образование в свете Болонских соглашений / Материалы Межд. научно-практич. конференции кафедры теории и истории музыки МГУКИ. М., 2007
  • Дифференция как ладовая категория в трактате «Commentum super tonos» // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток – Русь – Запад / Гимнология. Вып. 5. Cост. Н. Г. Денисов, И. Е. Лозовая (отв. ред.). М., 2008
  • Попова Т. Л. Верди: Реквием / Перевод - Р. Л. Поспелова. М., Класика-XXI, 2008
  • Луцкер П. В. Моцарт: Реквием / Перевод - Р. Л. Поспелова. М., Класика-XXI, 2008
  • К вопросу о переменном лидерстве национальных музыкально-творческих школ // AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания / Ред.-сост. В. Н. Холопова. М., 2008
  • Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса. М., 2009

Контактный e-mail:   psplv@mail.ru

Москва, 2016
Москва, 2014
Москва, 2011
Санкт-Петербург, 2011
Москва, 2011
Москва, 2011
Москва, 2009
Москва, 2009
Москва, 2008
Москва, 2006
Москва, 2003