Межфакультетская кафедра фортепиано

В истории Московской консерватории межфакультетский курс фортепиано (и соответствующая кафедра) занимает особое положение, так как охватывает всех студентов, исключая лишь учащихся фортепианного факультета. Уже с первого года основания консерватории (1866) данная исполнительская дисциплина в качестве обязательной была включена в учебные программы. Её начали преподавать известные в России музыканты, представители различных европейских школ (австрийской, немецкой, французской и др.): «энциклопедист» музыки Н. Д. Кашкин; первый исполнитель сочинений Р. Шумана в Москве, композитор Э. Л. Лангер; пианист, органист, композитор Ф. К. Гедике; пианист, музыковед, музыкально-общественный деятель К. Э. Вебер и другие.Основы пианистического исполнительства и педагогический опыт передавались непосредственно от учителя к ученику, что обусловливало непрерывную преемственность традиций, восходящих к искусству ярчайших представителей мировой музыкальной культуры — Л. ван Бетховену, К. Черни, Ф. Листу, Дж. Фильду и др.

Первая программа по обязательному фортепиано была подготовлена Н. Г. Рубинштейном и Н. Д. Кашкиным и 25 марта 1867 утверждена Советом профессоров консерватории. Более полувека в содержательном, структурном и кадровом плане учебная дисциплина была связана со «специальным фортепиано». Значение этих двух, центральных для Московской консерватории, предметов велико: они содействовали наступлению в России эры профессионального фортепианного образования европейского уровня, заложили уникальные традиции консерваторского обучения и воспитания исполнителей различных специальностей.

Судьба фортепианного курса складывалась непросто, о чём косвенно говорят постоянные его переименования. Так на протяжении первых 80-ти лет жизни консерватории он назывался — «класс обязательного фортепиано», «фортепиано для всех», «дополнительное фортепиано», «специализированное фортепиано», «повышенное фортепиано» и др. Также постоянно велись поиски «места» курса в структурной иерархии консерватории, приведшие в 1930-е годы к получению статуса автономного межфакультетского подразделения — «кафедра общего фортепиано». С 2002 года и по настоящее время за кафедрой закрепляется  новое наименование — межфакультетская кафедра фортепиано.

Первым заведующим кафедры стал ученик профессора К. Н. Игумнова —  профессор Николай Николаевич Кувшинников (1888–1970). На протяжении почти всей второй половины ХХ века кафедрой руководил Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Михаил Георгиевич Соколов (1908–2000) — «выдающийся пианист и музыкальный деятель» (С. Е. Фейнберг). Под его руководством складывался педагогический коллектив, уникальный по своему творческому потенциалу. Вместе с преподававшими тогда талантливыми музыкантами старшего поколения (Н. Г. Баратова, В. И. Брюханов, А. В. Вицинский, Н. Н. Мусинян, И. С. Козолупова, И. Р. Клячко, Н. Н. Кувшинников, Л. П. Просыпалова  и др.),  в 1950-е годы начали свою педагогическую работу Н. Ф. Корси, Ю. А. Туркина, А. В. Самонов, Б. Г. Смоляков и др. В 1960-70-е годы  коллектив кафедры пополнился новыми педагогами: Р. А. Хананина, Е. С. Карпинская, А. С. Розанов, Н. Д. Юрыгина, Е. В. Гладилина, А. А. Мамедова, Ю. А. Муравлёв, Е. М. Соколова, Е. В. Натансон, В. А. Коробов, И. В. Куликова, Н. Д. Виноградова и др.  В 1980-90-е годы в состав кафедры вошли Д. Н. Сахаров, В. Л. Гинзбург, М. С. Евсеева, С. Т. Светланова, А. А. Вершинин, Т. И. Евсеева и др.    

В 1995–2013 годах кафедру возглавлял Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Анатолий Васильевич Самонов — известный педагог, пианист, композитор, музыкально-общественный деятель. С 2013 года кафедрой руководит Заслуженная артистка РФ, профессор Евгения Сергеевна Карпинская.

Педагогический коллектив межфакультетской кафедры фортепиано сохраняет чрезвычайно высокий ценз профессиональных достижений  во многих областях музыкального искусства (педагогической, концертно-исполнительской, научно-методической, музыкально-просветительской и др.). Большинство педагогов отмечены званиями Лауреатов престижных международных и отечественных конкурсов,  звание  Заслуженного деятеля искусств РФ присвоено одному  профессору, звание Народного артиста РФ — двум, Заслуженного артиста РФ — десяти, Заслуженного работника культуры РФ — трём; четырём педагогам присвоена учёная степень кандидата искусствоведения и одному — учёная степень доктора искусствоведения. В настоящее время в штате кафедры 16  профессоров, 11 доцентов, 1 старший преподаватель, 5 преподавателей и 5 преподавателей-почасовиков.

Одна из самых многочисленных кафедр Московского вуза вносит существенный вклад в развитие консерваторских традиций музыкального образования, заложенных в XIX веке. Содержание исполнительской подготовки студентов имеет  творчески-универсальный характер — наряду с изучением фортепианных сочинений большое внимание уделяется совершенствованию аккомпаниаторского и ансамблевого мастерства, чтению с листа, транспонированию и многим другим важным профессиональным навыкам музыкантов. Усилению творческой направленности преподавания курса способствует постоянная практика организации студенческих конкурсов импровизаций, открытых концертов, музыкальных встреч и др.

Педагоги кафедры подготовили свыше 50 студентов-Лауреатов международных и отечественных конкурсов.

Педагоги проводят мастер-классы в России и зарубежных странах (Англия, Германия, Франция, Венгрия, США, Корея, Греция и др.), участвуют в работе жюри европейских и российских исполнительских конкурсов (в качестве председателя и члена жюри).

Одной из ярких сторон в жизни коллектива является активная музыкально-просветительская деятельность, в которую вовлечены  педагоги, студенты,  выпускники консерватории — солисты ведущих оперных театров, концертных организаций и др.  Большую известность у московской публики приобрели проходящие в залах консерватории, Центрального дома работников искусств и на других концертных площадках ежегодные тематические циклы концертов: «Из пушкинского времени», «От песни до рапсодии», «Музыка XX века», «Музыкальный салон», «В кругу друзей», «Памятные даты», «Поэтические страницы музыкальной лирики», «Композиторское творчество представителей Московской консерватории» и др. Многие педагоги кафедры выступают с сольными и камерно-инструментальными программами в городах России, странах Европы, Америки, Азии, Африки.

О высоком научно-методическом потенциале кафедры говорят опубликованные  монографии, учебные пособия, научные статьи,  выступления педагогов с докладами на межвузовских, межрегиональных, международных научных конференциях и совещаниях.

Межфакультетская кафедра фортепиано — признанный в России и за рубежом научно-методический, координационный центр фортепианного образования учащихся разных специальностей в высших и средних учебных заведениях страны. На её базе были подготовлены фактически все всесоюзные и всероссийские учебные программы курса фортепиано для основных музыкальных специальностей, создан обширный учебный и концертно-исполнительский репертуар (включая ансамблевый), опубликованы учебные пособия, фортепианные сборники, хрестоматии и др.

Преподаватели из различных вузов и колледжей России и зарубежных стран проходят на кафедре стажировку, получают консультативно-методическую и научную помощь.

Т. И. Евсеева

Все события»