Кафедра истории русской музыки

В основе учебной и научно-творческой работы кафедры истории русской музыки — традиции классического отечественного музыкознания, опыт преподавания музыкально–исторических дисциплин в дореволюционной консерватории.  На сегодняшний день профессорско-преподавательский состав кафедры ведёт дисциплины:  история русской музыки, история русской музыки ХХ века, народное музыкальное творчество, музыкальная литература (раздел: Русская музыка), источниковедение и текстология, выступает в качестве научных руководителей студентов, аспирантов, соискателей, научных консультантов докторантов, а также руководят архивной,  лекторской, педагогической и музыкально-этнографической практикой.     

Кафедра истории русской музыки  основана в 1937 под названием «кафедра истории музыки народов СССР» (официально    учреждена 1 июня; см. приказ по МК № 217 за 1937). В первые годы Великой Отечественной войны её фактически не существовало, в виде самостоятельного подразделения, в 1943 она возобновила деятельность как «кафедра истории  русской музыки». 

Первым заведующим кафедры стал М. С. Пекелис (с 1937 года), в 1944 году кафедру возглавил К. А. Кузнецов, автор «Истории русской музыки в материалах и документах» (1924–1929), работ о древнерусской музыке, о творчестве М. И. Глинки и современных композиторов.  После  М. С. Пекелиса и К. А. Кузнецова кафедрой заведовали Ю. В. Келдыш (1946–1949 и 1957–1959), Н. В. Туманина (1949–1957), А. И. Кандинский (в 1959–1992), Е. Г. Сорокина (1992–2010),  Н. Н. Гилярова (2010–2015). В настоящее время (с сентября 2015)  заведующей кафедрой является  доктор искусствоведения, профессор И. А. Скворцова.

Уже через несколько лет после открытия кафедра становится одним из научно-методических центров изучения истории русской музыки. В 1940 году вышел в свет учебник истории русской музыки, созданный коллективом педагогов кафедры (под редакцией М. С. Пекелиса). На основе разработанных на кафедре учебных планов и программ в конце 1940-х годов был издан трехтомный учебник Ю. В. Келдыша «История русской музыки с древнейших времен и до 1917 года» (1948–1954 годы). В конце 1950-х годов вышел из печати новый трехтомный учебник по истории русской музыки (под редакцией Н. В. Туманиной), сохранивший свою значимость в учебном процессе на исполнительских факультетах по сей день.

С 40-х до середины 1970-х годов  состав кафедры пополнили педагоги: А. В. Руднева, А. И. Кандинский, Б. В. Ярустовский, Н. В. Туманина, О. Е. Левашева, Ю. А. Розанова, Е. Б. Долинская, Е. Г. Сорокина, Е. М. Левашев, Л. Д. Никитина, В. М. Щуров, Н. М. Савельева, Н. Н. Гилярова, Н. П. Савкина, Т. Ф. Владышевская). В своих исследованиях они охватили проблематику всех периодов отечественной музыкальной Культуры: от искусства Древней Руси до современного композиторского творчества, внесли неоценимый вклад  в музыкальную фольклористику.

В начале 1990-х годов началось развитие таких сфер научной и педагогической деятельности кафедры, которые в прежних идеологических условиях были невозможны. В обновленных программах лекционных курсов появились  разделы по истории церковной музыки, истории музыки русского зарубежья ХХ века, по отечественной музыке культуры Средневековья и Новейшего времени, русской культуре XVIII века. Были разработаны и введены в учебный процесс новые дисциплины: музыкально-архивное дело   (профессор И. А. Скворцова), источниковедение и текстология (В. И. Антипов,  затем  доцент Д. Р. Петров), помогающие выработать у молодых музыковедов профессиональные навыки исследовательской работы с историческими документами.

Педагогическая  и методическая  работа кафедры в начале XXI века  сосредоточена на развитии основных учебных дисциплин — истории русской  музыки, народного музыкального  творчества, которые существенно обновились в некоторых важнейших разделах. По-новому выстроен специальный  курс истории русской музыки ХХ века (коллектив в составе: Е. С. Власова, Н. П. Савкина, И. В. Степанова), углубленную разработку получили проблемы древнерусской церковнопевческой культуры (И. Е. Лозовая), некоторые традиционные темы специальных курсов получили новое освещение  в интерпретации И. В. Степановой (А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, Д. Д. Шостакович), С. И. Савенко (И. Ф. Стравинский), И. А. Скворцовой (П. И. Чайковский, А. К. Лядов, русский  музыкальный  модерн рубежа ХIХ–ХХ веков, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин), Н. П. Савкиной (музыкальная культура XVIII — 1-й пол. XIX века, М. И. Глинка, С. С. Прокофьев), Т. А. Старостиной (С. И. Танеев), А. Е. Максимовой (музыкальная культура XVIII — первой половины XIX веков), Д. Р. Петрова (музыкальная  культура 1860–70-х годов, М. А. Балакирев, А. К. Глазунов), А. В. Наумова (Н. А. Римский-Корсаков), Е. С. Власовой (музыкально-общественная жизнь в СССР, Р. К. Щедрин).

Широкий резонанс среди исследователей и музыкантов вызвали организованные кафедрой в последние годы международные научные конференции, посвященные: 140-летию со дня рождения С. В. Рахманинова («Рахманинов и ХХ век. Прошлое и настоящее», организатор И. А. Скворцова,  одноимённый сборник статей по материалам конференции опубликован в 2016 г.), 100-летию «Весны священной» («Юбилей шедевра: к столетию «Весны Священной», организатор С. И. Савенко),  к  70-летию победы в Великой Отечественной войне («Двадцатый век. Музыка войны и мира»  организаторы К. В. Зенкин,  Е. С. Власова) и 100-летию со дня смерти С. И. Танеева и А. Н. Скрябина («С.И.Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик», организатор И. А. Скворцова). Профессора кафедры участвовали в научных конференциях в Великобритании, Германии, Японии, США, а также во многих городах России.

Ныне продолжается работа над новым учебником по истории русской музыки для исполнителей,  ранее силами Долинской и коллектива авторов на кафедре был создан третий том (издан в 2001 году) учебного пособия  по истории современной отечественной музыки. Выходят учебные материалы по отдельным темам курса — пособие  И. А. Скворцовой «Балет П. И. Чайковского “Щелкунчик”. Опыт Характеристики» (М., 2011), работа И. Е. Лозовой «Столповой знаменный распев (2-я половина XV–XVII вв.). Формульная структура», М., 2015), заполнившая  существенный пробел в учебно-методической литературе.

Тематика научных работ членов кафедры по-прежнему охватывает все этапы истории русской  музыкальной культуры. Программу исследований церковно-певческой традиции ведёт И. Е. Лозовая и научно-исследовательский центр под её руководством.   Н. Г. Денисов впервые разработал трехгодичный курс «Изучение знаменного роспева на основе старообрядческой      живой традиции».  Период XVIII—XIX веков представлен в том числе через освещение малоизученных явлений — балетного театра екатерининской эпохи (А. Е. Максимова), наследия А. Н. Верстовского (Д. Р. Петров совместно с Научно-музыкальной библиотекой имени С. И. Танеева), творчества А. Ф. Львова, церковной музыки XIX века, деятельности Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (В. П. Павлинова). Многосторонне охвачена проблематика русской  музыкальной культуры рубежа XIX–ХХ векой: стиль модерн (И. А. Скворцова), музыкальная эстетика и критика (Н. Д. Свиридовская), музыка в драматическом театре, опера, светская вокальная и церковная музыка (А. В. Наумов). В истории русской музыки ХХ века на документальном материале прояснены механизмы культурной политики (Е. С. Власова), освещены новейшие явления в композиторском творчестве (С. И. Савенко); результатом многолетней научно-экспедиционной работы стала монография Н. Г. Денисов «Стрельниковский хор Костромской земли. Традиции старообрядческого церковного пения» (2005, в 2015 году монография вышла вторым, расширенным, изданием под названием «Старообрядческая богослужебно-певческая культура». Монографические исследования посвящены Н. К. Метнеру (Е. Б. Долинская), Д. Д. Шостаковичу (И. В. Степанова), жанру фортепианного концерта (Е. Б. Долинская), стилю модерн в русском музыкальном искусстве рубежа ХIХ–ХХ веков (И. А. Скворцова).  Вопросы музыкальной  текстологии рассматриваются в работах Д. Р. Петрова, взаимодействия слова и музыки — И. В. Степановой.

Одна из ярких традиций кафедры — просветительская работа педагогов, выступления в циклах лекций-концертов Центральном музее музыкальной культуры, в Государственной библиотеке иностранной литературы, консерваторском Музее имени Н. Г. Рубинштейна,  комментарии и вступительные слова перед концертами в Бетховенском зале Большого театра, зале Дома учёных и многих других аудиториях (Е. Б. Долинская, Е. Г. Сорокина, И. А. Скворцова, Н. П. Савкина,). По сценариям доцента Н. П. Савкиной были сняты документальные телефильмы о С. С. Прокофьеве и Г. Н. Рождественском, в фильме о последних годах жизни П. И. Чайковского участвовала профессор И. А. Скворцова. С 2001 года И. А. Скворцова стала организатором и художественным руководителем  ежемесячных просветительских концертов-лекций «Встречи в музыкальной гостиной» (Конференц-зал, концертный зал имени Н. Я.  Мясковского),  посвящённых истории, традициям  и школе Московской консерватории. С осени 2016 года организован многолетний просветительский проект «Возрождение русской оперной классики ХVIII века», первой постановкой которого стала мелодрама  Е. Фомина «Орфей».

На кафедре ведётся интенсивная просветительская работа.  Педагоги ведут  циклы лекций-концертов принимают участие в консерваторском «Университете музыкальной культуры» (И. В. Степанова, И. А. Скворцова, Н. П. Савкина), и других залов в Бетховенском зале Большого театра, зале Дома учёных,  сотрудничают со средним звеном гимназиями к нас договор о взаимном сотрудничестве с рядом гимназий (гимназия им. Капцовых № 1520 — циклы — «Музыка вокруг нас» и «В мире музыки». И. А. Скворцова). Уже 16 лет ведётся ежемесячная просветительская программа  концертов-лекций «Встречи в музыкальной гостиной» в зале им. Н. Я. Мясковского, посвящённых истории, традициям, исполнительским школам Московской консерватории.

Направления научной работы на кафедре ИРМ Руководитель направления
Народная музыка Канд. иск., проф. Н.Н. Гилярова
Церковная музыка Канд. иск., проф. И.Е. Лозовая
История русской музыки Докт. иск., проф. И.А. Скворцова
История русской музыки XX века I поток Докт. иск., проф. Е.Б. Долинская
История русской музыки XX века II поток Докт.иск., проф. Е.С. Власова
Канд.иск., доц. Н.П. Савкина
Докт.иск., проф. И.В. Степанова

 

Все события»