Кафедра истории и теории исполнительского искусства

Исторической предшественницей кафедры истории и теории исполнительского искусства (название утвердилось с начала 1960-х годов) была кафедра истории и теории пианизма — первая кафедра такого профиля не только в нашей стране, но и в мире. Инициатор её создания и руководитель в 1936–1943 годах Г. М. Коган — концертирующий пианист, блестящий музыкальный критик и энциклопедически эрудированный учёный — оказал своими лекциями по истории пианизма значительное влияние на художественное формирование ряда выдающихся артистов (в том числе Э. Г. Гилельса, С. Т. Рихтера, Я. И. Зака, Я. В. Флиера и др.)  Методику преподавания фортепианной игры в 1930-е годы вели И. С. Рабинович и Л. А. Баренбойм.

В 1930-е годы определились основные педагогические и научные направления деятельности кафедры, сохранившиеся по сей день: учебные курсы и исследования по истории и теории исполнительского искусства, методике преподавания исполнительских дисциплин, а также руководство педагогической практикой студентов-исполнителей. Соответствующая работа велась в Консерватории и до организации кафедры, однако её появление дало значительный импульс к развитию перечисленных направлений. С начала 1950-х годов кафедра становится ведущим учебно-методическим и научным центром страны, изучающим исторические и современные аспекты музыкально-исполнительской культуры. Этот статус кафедра стремится сохранить и по сей день.

Во второй половине ХХ столетия на кафедре работали замечательные специалисты, авторы учебных пособий по истории, теории и  етодике исполнительства, ставших основой и для ныне читаемых в консерватории и за её пределами лекционных курсов: А. А. Николаев, К. Г. Мострас, Л. С. Гинзбург и В. Ю. Григорьев, Н. А. Любомудрова, Т. А. Гайдамович. На рубеже 1960–70-х годов кафедра стала межфакультетской, и вскоре в её состав влились молодые талантливые исследователи и педагоги разных специальностей: А. С. Яковлева, О. А. Ларченко, А. А. Кандинский, А. М. Меркулов, В. П. Чинаев, Е. К. Кулова, К. И. Маргунова. С середины 1990-х — начала 2000-х штатный состав кафедры пополняется новой плеядой эрудированных специалистов: это В. И. Руденко, А. Н. Селезнёв, В. В. Березин, Н. П. Толстых, С. В. Грохотов, П. В. Седов, Е. Л. Сафонова, Л. Е. Слуцкая.

В наши дни труды об исполнительстве, учебные программы и пособия публикуют: по истории, теории и методике вокального искусства — доктор искусствоведения профессор А. С. Яковлева, кандидат искусствоведения, доцент Г. Ф. Головатая; по истории и методике обучения на духовых инструментах  — доктор искусствоведения профессор В. В. Березин, кандидат искусствоведения, преподаватель С. С. Голубенко, преподаватель Л. Е. Гурьев, по истории скрипичного искусства — кандидаты искусствоведения, доценты Е. Л. Сафонова и П. В. Седов; виолончельного — кандидат искусствоведения, профессор А. Н. Селезнёв, контрабасового искусства — доктор искусствоведения, профессор Л. В. Раков, по истории, теории и методике фортепианного искусства — доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор Л. Е. Слуцкая, доктор искусствоведения, профессор В. П. Чинаев, кандидаты искусствоведения, профессор С. В. Грохотов, профессор А. М. Меркулов, доцент Н. П. Толстых, старший преподаватель А. В. Мофа.

В связи с расширением учебного плана Московской консерватории последних лет кафедра инициировала введение ряда новых дисциплин и практически-семинарских занятий. Интересное начинание, отражающее новейшие тенденции в исполнительском искусстве, — привлечение к преподаванию на кафедре специалистов в области старинной и современной музыки. Так, начиная с 2011–2012 годов, значительные разделы курса истории фортепианного искусства для студентов вели педагоги кафедры органа и клавесина и факультета исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) Т. А. Зенаишвили, О. А. Филиппова, М. А. Успенская, а также педагоги кафедры современной музыки М. Э. Дубов и М. С. Высоцкая, («Фортепианная музыка ХХ века и новые композиторские техники»). Среди более традиционных, но ранее не преподававшихся на оркестровом факультете дисциплин — история исполнительства и методика обучения игре на арфе (руководитель М. А. Фёдорова) и на ударных инструментах (руководитель С. Б. Шамов). Интересный творческий эксперимент — курс «Основы интерпретации старинной музыки» (его ведут для студентов, играющих на медных духовых, — Л. Е. Гурьев, для дирижёров-хоровиков — Е. Ю. Антоненко и А. В. Наумов). Продолжением и развитием курсов «Истории исполнительского искусства» стали лекционно-семинарские занятия по «Истории исполнительских стилей». Их проводят: В. П. Чинаев — для студентов фортепианного факультета, П. В. Седов и Е. Л. Сафонова — для струнников, В. В. Березин — для духовых специальностей; А. В. Наумов — для вокалистов. Новым является и консультативно-семинарский курс «Исполнительское искусство и педагогика», готовящий выпускников к одноимённому госэкзамену и призванный суммировать знания студентов по истории, теории исполнительства и педагогике, полученные на всём протяжении обучения в консерватории. С 2014 года в учебном плане ассистентов-стажеров появился новаторский спецкурс «Актуальные проблемы исполнительского искусства», в котором используются новейшие формы занятий от семинаров и коллоквиумов до семинаров и коллоквиумов до профессиональных дискуссий и тематических конференций.

Издавна под непосредственным методическим руководством членов кафедры проходит педагогическая практика студентов исполнительских дисциплин — в том числе силами педагогов, специализирующихся на индивидуальных консультациях по дисциплине «Методика преподавания игры на фортепиано» (кандидаты искусствоведения А. В. Мофа, П. А. Шатский и преподаватель А. Е. Волков). Творческими результатами работы студентов и их консультантов становятся ежегодные музыкальные собрания и отчётные концерты Музыкальной школы Сектора педпрактики МГК, регулярно проходящие в Музее им. Н. Г. Рубинштейна, Концертном зале им. Н. Я. Мясковского под эгидой кафедры.

Оживлённая научная деятельность кафедры находит воплощение в консерваторских, межвузовских, всероссийских и международных конференциях (многие из них организуются кафедрой), на которых постоянно выступают её члены. Кроме того, регулярно проводятся «Теоретические сессии кафедры истории и теории исполнительского искусства». В дальнейшем материалы конференций публикуются в виде сборников трудов. Так, только за последние 15 лет увидели свет сборники «Профессора исполнительских классов Московской консерватории» (Вып. 1–4. М., 2000, 2002, 2007, 2008), «Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко» (М., 2001), «Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения» (М., 2003); «Звучащая жизнь музыкальной классики XX века» (М., 2006). Среди публикаций хочется отметить беспрецедентное в истории кафедры серийное издание научных сборников под общим названием «Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация». Вышли в свет шесть выпусков: «От барокко к романтизму» (3 выпуска; 2010–2012), «Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство XIX–XX веков: идеи, личности, школы» (2 выпуска; 2012–2013), «Фортепианная   культура   России:  история и современность» (2016). Авторы сборников — коллектив кафедры, а также ведущие отечественные и зарубежные специалисты.

Активно развивается сотрудничество кафедры истории и теории исполнительского искусства с другими вузами и научными организациями. Так, совместно с Санкт-Петербургской консерваторией была организована научно-практическая конференция «Исполнительские и педагогические концепции выдающихся музыкантов XIX–XX веков» (она прошла в Москве и Петербурге, в обоих ведущих музыкальных вузах страны, 2009); в сотрудничестве с Сектором эстетики Института философии РАН состоялась конференция «Образ: арт-практики и концепции в исторической перспективе» (2012). Заметным событием стала реализация международного масштабного проекта «Русская исполнительская школа», осуществленного Московской консерваторией (при непосредственном организационном участии кафедры ИТИИ) с Берлинским государственным институтом музыковедения: результатом стали научные симпозиумы в Москве и Берлине (2014), по материалам последнего в немецком издательстве Schott в 2015 году вышел сборник «Russische Schule der musikalischen Interpretation» («Русская школа музыкальной интерпретации»).

Кафедру неизменно возглавляли крупные учёные и методисты, авторы авторитетных монографий и учебных пособий. Доктор искусствоведения А. А. Николаев (руководил кафедрой в 1946–73 годы) прославился своей «Школой игры на фортепиано», вышедшей в 1952 году и в дальнейшем неоднократно переиздававшейся. В 1973–83 кафедра работала под началом доцента Н. А. Любомудровой, автора учебника и многих статей по методике обучения игре на фортепиано. В 1983–85 кафедрой заведовал профессор Р. Р. Давидян. Важный этап деятельности кафедры (1985–1997 и 2000–2004) прошёл под руководством Т. А. Гайдамович, ведущего профессора камерного ансамбля, автора многочисленных книг и монографий, посвящённых виолончельному и камерно-инструментальному исполнительству. Короткое время (1997–2000) кафедрой заведовал профессор М. А. Овчинников, в то время ректор Московской консерватории. С 2004 года кафедрой руководит доктор искусствоведения профессор В. П. Чинаев, которому принадлежат фундаментальное исследование «Исполнительские стили в контексте художественной культуры ХVIII–ХХ веков» (докторская диссертация, 1994), ряд трудов и публикаций, посвященных эстетике и поэтике клавирного и фортепианного исполнительства второй половины XVIII–XXI веков.

Основные направления деятельности кафедры, сформированные ещё в 1930-е годы, сохраняются и продолжают развиваться в соответствии с новыми тенденциями в исполнительской культуре.

Все события»