Лауреат государственной премии РСФСР (1990)
Член Европейской Академии (Academia Europaea, Лондон)
Член Союза композиторов России (1963)
Награжден Международной медалью Белы Бартока (1981), медалью «К 850-летию Москвы» (1998)
Человек года в Американском биографическом институте (1998)


Родился 14 августа 1932 г. в г. Рязани. Окончил Рязанское областное музыкальное училище. В 1949-1954 гг. учился на теоретико-композиторском факультете Московской консерватории (специальный класс И. В. Способина). В 1960 г. окончил аспирантуру (руководитель — С. С. Богатырев).

В 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию в виде монографии: «Современные черты гармонии Прокофьева» (опубликована в 1967 г.). В 1977 г. защитил докторскую диссертацию в виде монографии: «Очерки современной гармонии» (опубликована в 1974 г.). С 1963 г. член Союза композиторов CCCР (России). Неоднократно избирался в различные комиссии, был членом Правления Московского союза композиторов.

В разные годы выступал с лекциями, докладами, сообщениями на научных конференциях в различных учебных заведениях. Помимо Москвы — в Ленинграде (Санкт-Петербурге), Киеве, Минске, Новосибирске, Ташкенте, Казани, Ростове-на-Дону и многих других городах. Многократно выступал за границей — в Берлине, Лейпциге, Кёльне, Штутгарте, Дрездене, Райнсберге, Пассау, Варшаве, Вене, Мёдлинге, Праге, Брно, Братиславе, Базеле, Софии, Риге, Вильнюсе, Таллинне, Бухаресте, Хельсинки, Лондоне, Глазго, Бристоле, Пекине, Новом Орлеане, Финиксе, Санта-Барбаре (США). Умер 24 апреля 2003 г. в г. Москве.

Педагогическая деятельность:

С 1960 г. работал на кафедре теории музыки Московской консерватории. С 1972 г. — доцент, с 1983 г. — профессор. Ряд лет преподавал также в Музыкальном училище при Московской консерватории (1953-1980) и в Центральной музыкальной школе (до 1991 г.).

Преподавал суммарно все музыкально-теоретические дисциплины: гармонию, музыкальную форму, сольфеджио, элементарную теорию музыки, полифонию, инструментоведение, историю теоретического музыкознания, теорию современной композиции.

Сфера научных интересов: теория и история гармонии и музыкальной формы, современная музыка, история музыкальной науки, музыкально-теоретические системы, философия музыки.

Ученики:

Холопов явился основателем научной школы.

Это несколько поколений музыковедов самых разных специальностей (в том числе докторов и кандидатов искусствоведения): теоретики, педагогики-практики, историки (в том числе переводчики и комментаторы старинных трактатов), музыкальные критики, фольклористы, философы.од руководством Холопова были написаны и защищены 63 дипломные работы, 38 кандидатских диссертации, 14 учеников Холопова защитили докторские диссертации.

К 60-летию Холопова его учениками была издана юбилейная книга «Laudamus», редактор-составитель В. С. Ценова (М., 1992).

К 70-летию Холопова были опубликованы юбилейные книги «Magistro Georgio Septuaginta» (М.: Композитор, 2002) и SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (М., 2003).

К 75-летию Холопова был опубликован сборник статей и материалов AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания. (М., 2008).


Официальный сайт

Научные труды. Издания. Публикации:  

Всего опубликовано около 800 работ, более 300 не опубликовано.

Научные труды издавались в России и за рубежом: книги и брошюры — в Болгарии, Англии, Германии, Италии, Венгрии, Вьетнаме, Китае; статьи — в Германии, Польше, Болгарии, Англии, США, Швейцарии, Чехословакии, Румынии, Китае, Испании. С полным списком работ Холопова можно ознакомиться на официальном сайте.

Избранные научные труды:

Книги:

  • О гармонии. М., 1961; Ханой, 1965 (на вьетнамском яз.)
  • Фортепьянные сонаты С. С. Прокофьева. М., 1961 (в соавт. с В. Холоповой)
  • Современные черты гармонии Прокофьева. М., 1967
  • Очерки современной гармонии. М., 1974; Budapest, 1978 (расш. изд. на венг. яз.)
  • Задания по гармонии: Учебное пособие для студентов композиторских отделений музыкальных вузов. М., 1983
  • Антон Веберн. Жизнь и творчество [Т. 1]. М., 1984; Berlin, 1989 (на нем. яз.); Milano, 1990 (на итал. яз.) (в соавт. с В. Холоповой)
  • Гармония: Теоретический курс. Учебник для студентов историко-теоретических отделений музыкальных вузов. М., Музыка, 1988; 2-е доп. изд., СПб., 2003
  • Эдисон Денисов. М., 1993; Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1995 (на англ. яз.) (в соавт. с В. Ценовой)
  • Гармонический анализ. В 3-х частях. Ч. 1. М., 1996
  • Гармонический анализ. В 3-х частях. Ч. 2. М., 2001
  • Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические очерки. М., 1998 (в соавт. с С. Курбатской)
  • Музыка Веберна [Т. 2]. М., 1999 (в соавт. с В. Холоповой)
  • Edison Denisov – the Russian Voice in European New Music (Эдисон Денисов – русский голос в европейской Новой музыке). Berlin, 2002 (на англ. яз.) (в соавт. с В. Ценовой)
  • Гармония. Практический курс. Ч. 1: Гармония эпохи барокко. Гармония эпохи венских классиков. Гармония эпохи романтизма. М., 2003; 2-е изд. испр. и доп. М., 2005
  • Гармония. Практический курс. Ч. 2: Гармония XX века. М., 2003; 2-е изд. испр. и доп. М., 2005
  • Теория современной композиции: Учебное пособие / Отв. редактор В. Ценова. М., 2005 (Глава 6. Гармония. Звуковысотная структура; Глава 10. Двенадцатитоновые техники; Глава 19. Смешанные техники; Заключение)
  • Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера. М., 2006
  • Музыкально-теоретические системы: Учебник для музыкальных вузов / Под ред. Т. Кюрегян и В. Ценовой. М., 2006
  • Введение в музыкальную форму / Науч. ред. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2006; М., 2008

Статьи

  • Наблюдения над современной гармонией // Советская музыка. 1961, № 11; Muzica (Bucuresti). 1962, № 2 (на рум. яз.); Probleme de muzica (Bucuresti). 1962, № 2 (на рум. яз.)
  • О современных чертах гармонии Прокофьева // Черты стиля С. Прокофьева. М., 1962
  • Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита // Музыка и современность. Вып. 1. М., 1962; Probleme de muzica (Bucuresti). 1963, № 6 (на рум. яз.)
  • О теории Хиндемита // Советская музыка. 1963, № 10 
  • Учить современной гармонии // Советская музыка. 1965, № 9  
  • Ладогармоническая система Мессиана // Советская музыка. 1965, № 10 
  • Формообразующая роль современной гармонии // Советская музыка. 1965, № 11 
  • Пауль Хиндемит и его Ludus tonalis // Хиндемит П. Ludus tonalis. М., 1965; М., 1980 (новая ред.)
  • О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. Вып. 4. М., 1966; Пекин, 1987 (на кит. яз.)
  • Семен Семенович Богатырев // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории / Под общей ред. Т. Ф. Мюллера. М., 1966
  • Современная музыка в курсе анализа музыкальных произведений // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 1. М., 1966
  • Диатонические лады и терцовые хроматические системы в музыке Прокофьева // От Люлли до наших дней. М., 1967
  • Классические структуры в современной гармонии // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. М., 1967
  • Изменение на понятието хармония в музиката на XX век (Изменение понятия гармонии в музыке XX века) // Българска музика (София). 1967, № 4 (на болг. яз.); Beiträge zur Musikwissenschaft (Berlin). 1967, H. 3–4
  • Об одном принципе школы И. В. Способина // И. В. Способин. Музыкант. Педагог. Ученый. М., 1967
  • Сквозное развитие в гармонических структурах сочинений Прокофьева // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. М., 1967
  • [Способин]: Лекции и практические задания по гармонии (на материале студенческих записей) // И. В. Способин. Музыкант. Педагог. Ученый. М., 1967
  • Лекции по курсу гармонии И. В. Способина // И. В. Способин. Лекции по курсу гармонии. М., 1969
  • Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана // Музыка и современность. Вып. 7. М., 1971; Res facta (Krakow). 1973, № 7 (на польском яз.)
  • Принцип классификации музыкальных форм // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971
  • Понятие модуляции в связи с проблемой соотношения модуляции и формообразования у Бетховена // Бетховен. Сб. статей. Вып. 1. М., 1971
  • Семен Семенович Богатырев. Биографический очерк // С. С. Богатырев. Исследования. Статьи. Воспоминания. М., 1972
  • Музыкальные сочинения С. С. Богатырева // С. С. Богатырев. Исследования. Статьи. Воспоминания. М., 1972 (в соавт. с В. Агафонниковым)
  • Об эволюции европейской тональной системы // Проблемы лада. М., 1972
  • Проблема логики музыкального мышления // Точные методы и музыкальное искусство. Ростов, 1972
  • Творчество Прокофьева в советском теоретическом музыкознании // С. С. Прокофьев. Статьи и исследования. М., 1972
  • К problemu hudebnïho vnïmanï (К проблеме музыкального восприятия) // Hudebnï rozhledy (Praha). 1972, № 12 (на чеш. яз.)
  • Выразительность тональных структур у П. И. Чайковского // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. М., 1973
  • Die Spiegelsymmetrie in Anton Weberns Variationen für Klavier op. 27 (Зеркальная симметрия в Вариациях Веберна ор. 27) // Archiv für Musikwissenschaft (Wiesbaden). 1973, H. 1 (на нем. яз.); Музикални хоризонти (София). 1981, № 1–2 (на болг. яз); Музикални хоризонти (София). 1985, № 19–20
  • Концертная форма у Баха // О музыке. Проблемы анализа. М., 1974
  • Об общих логических принципах современной гармонии // Музыка и современность. Вып. 8. М., 1974; Probleme und Konzeptionen. Leipzig, 1977 (на нем. яз.)
  • К problemu «narodniho» anebo co je ruskeho v ruske hudbe (К проблеме национального в музыке. Русское в русской музыке) // Opus musicum (Brno). 1975, № 2 (на чеш. яз.)
  • Symmetrische Leitern in der Russischen Musik (Симметричные лады в русской музыке) // Die Musikforschung (Kassel). 1975, H. 4 (на нем. яз.)
  • Ц. Когоутек и его книга «Техника композиции в музыке XX века» // Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. Пер. с чеш. яз. К. Иванова. Общая редакция и комментарии Ю. Рагса и Ю. Холопова. М., 1976 (в соавт. с К. Ивановым, Ю. Рагсом)
  • Метрическая структура периода и песенных форм // Проблемы музыкального ритма. М., 1978; Музикални хоризонти (София). 1985, № 17–18 (на болг. яз.)
  • Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978
  • Функциональный метод анализа современной гармонии // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 2. М., 1978; Музикални хоризонти (София). 1985, № 17–18 (на болг. яз.)
  • Modulation und Formbildung. Zur Analyse des Allegretto scherzando aus der Sinfonie № 8 F-dur von Beethoven (Модуляция и формообразование. К анализу Allegretto scherzando из 8 симфонии, F-dur, Бетховена) // Bericht über den Internationalen Beethoven-Kongress Berlin – 1977. Leipzig, 1978 (на нем. яз.)
  • Музыкально-эстетические взгляды Х. Шенкера // Эстетические очерки. Вып. 5. М., 1979
  • Развитие элементарных навыков научной работы при написании курсовых работ по анализу музыкальных произведений // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 2. М., 1979
  • Пособие к написанию курсовых работ по анализу музыкальных произведений // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 2. М., 1979
  • Музыка XX века в вузовском курсе анализа музыкальных произведений // Современная музыка в теоретических курсах вуза. Сб. трудов Института им. Гнесиных. М., 1980
  • Проблема новой тональности в русском и советском теоретическом музыкознании // Вопросы методологии советского музыкознания. М., 1981
  • Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982; Музикални хоризонти (София). 1985, № 19–20 (на болг. яз.)
  • Современные задачи. О музыкально-теоретическом образовании композиторов // Советская музыка. 1982, № 2  
  • «Odipus Rex» von Igor Strawinsky («Царь Эдип» Игоря Стравинского) // Akademie der Künste der DDR. Arbeitshefte. Sektion Musik. Bd. 35. Berlin, 1982 (на нем. яз.)
  • Кто изобрел 12-тоновую технику? // Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть XX века. Сб. трудов Института им. Гнесиных М., 1983
  • Prinzipien der musikalischen Formbildung bei J. S. Bach. Die Struktur der Bachschen Fuge im Kontext der Enwicklung von Harmonik und Thematismus (О принципах формообразования у Баха. Форма баховской фуги в контексте исторической эволюции гармонии и тематизма) // Beiträge zur Musikwissenschaft (Berlin). 1983. H. 2 (на нем. яз.); Некоторые проблемы музыкального формообразования в инструментальных сочинениях И. С. Баха // Музикални хоризонти (София). 1986, № 5 (на болг. яз); Структура баховской фуги в контексте исторической эволюции гармонии и тематизма // Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения. Науч. труды МГК. Cб. 37. М., 2003
  • Антон Веберн // Музыка XX века. Очерки. В 2-х ч. 1890–1945. Ч. 2: 1917–1945. Кн. 4. М., 1984 (в соавт. с В. Холоповой)
  • О книге С. Фейнберга // Фейнберг С. Судьба музыкальной формы. М., 1984 (в соавт. с С. Раппопортом)
  • Как да се пее новата музика на XX век. Опит да се демонстрира методиката на единогласието (Как петь новую музыку XX века. Опыт демонстрации методики одноголосия) // Проблеми на образованието по изкуствата и культурата (София). 1984, № 2 (на болг. яз.); Воспитание музыкального слуха. М., 1985
  • Художественият образ и параллелните квинти. Опит за разграничаване на теоретичното музикознание от херменевтиката (Художественный образ и параллельные квинты. Опыт разъединения теоретического музыкознания и герменевтики) // Музикални хоризонти (София). 1984, № 7 (на болг. яз.)
  • К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М., 1985; Музикални хоризонти (София). 1985, № 17–18 (на болг. яз.)
  • О гармонии Г. Шютца // Генрих Шютц. М., 1985
  • Edison Denissovi muusika (Музыка Эдисона Денисова) // Teater. Muusika. Kino. Tallinn, 1985, № 8 (на эстон. яз.)
  • Музыкальный язык Шостаковича в контексте направлений музыки XX века // Kölner Beiträge zur Musikforschung. Bd. 150. Regensburg, 1986 (на нем. и рус. яз.)
  • О понятии «симфонизм» // Б. В. Асафьев и советская музыкальная культура. М., 1986
  • Die Harmonik im Frühwerk Strawinskys (О гармонии Стравинского раннего периода творчества) // Beiträge zur Musikwissenschaft (Berlin). 1986, H. 4 (на нем. яз.)
  • «Странные бемоли» в связи с модальными функциями в русской монодии // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1987; Школа знаменного пения. М., 2000, № 2  
  • В поисках новой красоты. Творчество Эдисона Денисова: Музыка и идеи // Музыка в СССР. 1988, Янв.-март (на рус. и англ. яз.)
  • Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука. Проблема анализа музыки. Полемическая статья первая // Советская музыка. 1988, № 9  
  • Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука. Проблема анализа музыки. Полемическая статья вторая // Советская музыка. 1988, № 10 
  • Категории русского модального лада в многоголосной гармонии // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. М., 1989
  • Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. М., 1989; Музикални хоризонти (София). 1985, № 19–20 (сокр. вариант на болг. яз.)
  • Николай Рославец: волнующая страница русской музыки // Рославец Н. Сочинения для фортепиано. М., 1989
  • О музыке Рославца // Рославец Н. Первая соната. Вторая соната для фортепиано. М., 1990
  • О системе музыкальных форм в симфониях Чайковского // Советская музыка. 1990, № 6  
  • Три предмета – три науки // Советская музыка. 1990, № 2  
  • Формы классического типа в музыке Шостаковича // Московский музыковед. Вып. 1. М., 1990
  • Слово и метр в русской монодии // Отечественная культура XX века и духовная музыка. Ростов н/д., 1990
  • Über die Kompositionsgrundsätze bei Frederic Chopin: das Rätsel des Finales der Sonate b-moll (О принципах композиции Ф. Шопена: загадка финала сонаты b-moll) // Chopin Studies-3. Warsaw, 1990 (на нем. яз.)
  • Der Wert des Webernschen Schaffens (Ценность творчества Веберна) // Beiträge zur Musikwissenschaft (Berlin). 1990, № 1 (на нем. яз.)
  • Das Schaffen Prokofjews (Творчество Прокофьева) // Sergej Prokofjew. 11. April 1891 – 5. März 1953. Laaber, 1990 (на нем. яз.)
  • Die Klaviersonaten (Фортепианные сонаты [Прокофьева]) // Там же 
  • Die Lieder (Вокальное творчество [Прокофьева]) // Там же 
  • Sowjetische Musik vor der «Perestroika» und «Perestroika» in der sowjetische Musik (Советская музыка до «перестройки» и «перестройка» в советской музыке) // Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Laaber, 1990 (на нем. яз.); Die Musik der Moderne (Geschichte der Musik, Band 3). Laaber, 2001
  • Zahl als absolutes Zeichen des musikalischen Gegenstandes (Число как абсолютный знак музыкального сознания) // Zeichen (Theorie) in der Praxis: Abstracts. Passau, 1990 (на нем. яз.)
  • Александр Мосолов и его фортепианная музыка // Мосолов А. Избранные сочинения для фортепиано. М., 1991
  • А. Ф. Лосев и советская музыкальная наука // А. Ф. Лосев и культура XX века. Лосевские чтения. М., 1991
  • Музыкально-теоретическая концепция А. Ф. Лосева. Теория музыкального времени // Проблемы музыкальной теории. М., 1991
  • Понятие лада в связи с ладовой спецификой русской монодии // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. М., 1992
  • Über Weberns Begriffssystem der Formenlehre (О понятийной системе Веберна в учении о музыкальной форме) // Mitteilungen der Paul Sacher Stiftung (Basel). Januar 1992, № 5 (на нем. яз.)
  • Prokofjews Schaffensmethode und zeitgenössische Probleme der Komposition (Творческий метод Прокофьева и современные проблемы композиции)// Kölner Beiträge zur Musikforschung. Band 175: Bericht über das Internationale Symposion «Sergej Prokofjew – Aspekte seines Werkes und der Biographie». Regensburg, 1992
  • Артур Лурье и его фортепианная музыка // Артур Лурье. Произведения для фортепиано. М., 1993
  • К понятию «советская музыка» // Отечественная музыкальная культура XX века. К итогам и перспективам. М., 1993
  • К проблеме музыкальной формы в древнерусской монодии // Сергиевские чтения-1. О русской музыке. Науч. труды МГК. Сб. 4. М., 1993
  • Скрябин и гармония XX века // Ученые записки Гос. музея А. Н. Cкрябина. Вып. 1. М., 1993
  • О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. 1993, № 4  
  • Über den Begriff «Sowjetische Musik». Vorher und heute (О понятии «советская музыка». Прежде и теперь) // Musicologica Austriaca. Wien, 1993, № 12 (на нем. яз.)
  • О ритмике русской монодии // Современные интерпретации проблем истории и теории русской музыки XVII – XIX веков. РАМ им. Гнесиных. Вып. 126. М., 1994
  • Инициатор: о жизни и музыке Андрея Волконского // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М., 1994; Underground Music from the Former USSR. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1997 (на англ. яз.); «Ex oriente…-2»: Nine Composers from the Former USSR. Berlin, 2003 (на англ. яз.)
  • В поисках утраченной сущности музыки: Филипп Гершкович // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М., 1994; Underground Music from the Former USSR. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1997 (на англ. яз.); «Ex oriente…-3»: Eight Composers from the Former USSR. Berlin, 2003 (на англ. яз.)
  • Аутсайдер советской музыки: Алемдар Караманов // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М., 1994; Underground Music from the Former USSR. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1997 (на англ. яз.); «Ex oriente...-2»: Nine Composers from the Former USSR. Berlin, 2003 (на англ. яз.)
  • К единому полю звука: «№ 2» Карлхайнца Штокхаузена / Zur Einheit des Klangfeldes in Karlheinz Stockhausens Klavierstücken (Nr. 2) // Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland. Symposion Leningrad 1990. Музыкальная культура в ФРГ. Kassel: Gustav Bosse Verlag, 1994 (на рус. и нем. яз.); Музыкальное искусство XX века: Творческий процесс. М., 1995
  • К понятию «музыкальная форма» // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994
  • Три рондо. К исторической типологии музыкальных форм // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994
  • Über die Philosophie der Musik von Aleksej F. Lossew (О философии музыки А. Ф. Лосева) // Acta musicologica. 1994. Vol. 66, № 1 (на нем. яз.)
  • Двенадцатитоновость у конца века: музыка Эдисона Денисова // Музыка Эдисона Денисова. Науч. труды МГК. Сб. 11. М., 1995
  • Пентатоника как род интервальных систем // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры. Казань, 1995
  • Что же делать с музыкальными формами Чайковского? // П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти (1893–1993): Материалы науч. конференции. М., 1995
  • Form in Shostakovich's instrumental works (Форма в инструментальном творчестве Шостаковича) // Shostakovich Studies. Cambridge Univ. Press, 1995 (на англ. яз.); Quodlibet. Madrid, 2002, febrero (на исп. яз.)
  • Bemerkungen über die Metrik bei Chopin (Заметки о метрике Шопена) // Chopin Studies-5. Warsaw, 1995 (на нем. яз.)
  • Понятие лада в связи с ладовой спецификой русской монодии // Музыкальная культура Cредневековья. Вып. 2. М., 1996; Школа знаменного пения. 1996, № 1  
  • Наши в Англии: Дмитрий Смирнов, Елена Фирсова // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. М., 1996; «Ex oriente...-1»: Ten Composers from the Former USSR. Berlin, 2002 (на англ. яз.)
  • Русская философия музыки и труды А. Ф. Лосева // Вопросы классической филологии. Вып. XI. М., 1996
  • Гармонический анализ. Методическая разработка к курсу гармонии // Проблемы преподавания гармонии в музыкальном училище. Ростов н/Д., 1997 (в соавт. с В. Ценовой)
  • Тематический план специального курса гармонии в среднем звене // Проблемы преподавания гармонии в музыкальном училище. Ростов н/Д., 1997
  • Гармония нового мира: Стравинский, Прокофьев, Шостакович // Русская музыка и XX век. М., 1997
  • К введению курса «Теория современной композиции» (специальности: композиция, музыковедение) // Музыкальное образование в контексте культуры. М.: РАМ им. Гнесиных, 1997
  • О форме скерцо у Шуберта // Франц Шуберт. К 200-летию со дня рождения. М., 1997
  • К проблеме гармонической нотации // Ars notandi. Нотация в меняющемся мире. Науч. труды МГК. Сб. 17. М., 1997
  • Лады Шостаковича: структура и систематика // Шостаковичу посвящается: 1906 – 1996. Сборник статей к 90-летию со дня рождения композитора. М., 1997
  • О системе гармонии Стравинского // И. Ф. Стравинский. Сб. статей. М., 1997
  • Hexaechos: the modal system of the old Russian Monody (Гексаих: ладовая система древнерусской монодии) // American Musicological Annual Meeting. Abstracts. Phoenix. Oct. 30 – Nov. 2, 1997 (на англ. яз.)
  • «Знаки свыше» [о «Знаках на белом» Денисова] // Курбатская С., Холопов Ю. Пьер Булез. Эдисон Денисов: Аналитические очерки. М., 1998
  • К анализу Первой фортепианной сонаты П. Булеза // Курбатская С., Холопов Ю. Пьер Булез. Эдисон Денисов: Аналитические очерки. М., 1998
  • Месса // Григорианский хорал. Науч. труды МГК. Сб. 20. М., 1997; М., 2008
  • [От составителя] // «И свет во тьме светит». О музыке Антона Веберна. Науч. труды МГК. Сб. 21. М.: МГК, 1998
  • Музыка Веберна // Там же
  • Путь Веберна к Новой музыке // Там же
  • Вклад Веберна в музыку XX века // Там же
  • Лекции Веберна о музыкальной форме 1934–1936 // Там же
  • Эдисон Денисов и музыка конца века // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. М., 1999
  • К истории современной отечественной музыки: денисовская волна // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. М., 1999
  • Денисов и музыкальные формы // Пространство Эдисона Денисова. Науч. труды МГК. Сб. 23. М., 1999
  • Музыка России: между AVANT и RETRO // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций. Сб. 25. М., 1999
  • Техники композиции Николая Рославца и Николая Обухова в их отношении к развитию 12-тоновой музыки // Там же
  • Музыка философии А. Ф. Лосева и наша современность // «Образ мира – структура и целое». Лосевские чтения. М., 1999, № 3  
  • Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция. М., 1999; Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 1. Ростов н/Д., 2002
  • «Сказка – ложь, намек невпрок», или Римский-Корсаков как зеркало антирусской революции // А. С. Пушкин. Эпоха, культура, творчество. Традиции и современность. Ч. II. Владивосток, 1999
  • Школа – XXI. Современная музыка в теоретических курсах вуза // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. М.: РАМ им. Гнесиных, 1999
  • Musik des 20. Jahrhunderts: ein Weg zur dritten Dimension? (Музыка 20 века: путь к третьему измерению?) // The Compositonal Principles. Theory and Practice. Vilnius, 1999 (на нем. яз.)
  • Besonderheiten der Chopins Harmonik im ästhetischen Kontext der Frühromantik (Особенности гармонии Шопена в эстетическом контексте раннего романтизма) // II Miedzynarodowy kongres chopinowski. Abstracts. Warszawa, 1999 (на нем. яз.)
  • Formy muzyczne Chopina w kontekscie estetycznych idei epoki (Музыкальные формы Шопена в контексте эстетических идей эпохи) // Dzielo Chopina jako zrodlo inspiracji wykonawczych. Warszawa, 1999 (на англ. и польск. яз.)
  • Канун Новой музыки. О гармонии позднего Римского-Корсакова // Николай Андреевич Римский-Корсаков. Науч. труды МГК. Сб. 30. М., 2000
  • Кризис музыки XX века в ритме циклов истории // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М., 2000
  • Микро и последствия // Музыкальное образование в контексте культуры. Науч. труды РАМ им. Гнесиных. М., 2000
  • Музыка: числа и красота // Компьютерра: Компьютерный еженедельник. 2000, 12 дек., № 45–46
  • О музыке XX века // Musiqi dünyasi (Baku). 2000, № 3–4
  • Карлхайнц Штокхаузен и Новая музыка XX века // Там же 
  • Новая музыка в хоре // Борис Тевлин. Хоровые пути: Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 2001
  • Музыкальная наука. Теория музыки // История современной отечественной музыки. Вып. 3. 1960–1990. М., 2001
  • Философия А. Ф. Лосева и перелом в музыке XX века // Культура в эпоху цивилизованного слома: Материалы межд. науч. конференции. М., 2001
  • Sonorik bei Karlheinz Stockhausen: ein musikhistorischer Aspekt (Сонорика у К. Штокхаузена. Музыкально-исторический аспект) // Musikos komponavimo principai. Teorija ir praktika. Vilnius, 2001
  • Об античной ритмике. Метод музыкально-фонетической транскрипции // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова: материалы научных конференций. Науч. труды МГК. М., 2002
  • Modalität in Streichquartetten von Dmitri Schostakowitsch (Модальность в струнных квартетах Д. Шостаковича) // Schostakowitsch-Studien, Bd. 5. Schostakowitschs Streichquartette – Ein internationales Symposium (Studia slavica musicologica, Bd. 22). Berlin, 2002 (на нем. яз.)
  • Philosophie der Musik von Aleksej F. Lossev und Strukturanalyse des Musik-Phänomens (Философия музыки А. Ф. Лосева и структурный анализ феномена музыки) // 5-th European Music Analysis conference. University of Bristol, UK, 4–7 April 2002. Conference Program and Abstracts
  • Структурные уровни гармонии // Musiqi dünyasi (Baku). 2002, № 1–2; Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 1. Ростов н/Д., 2002
  • Категории лада и тональности в музыке Палестрины // Русская книга о Палестрине. Науч. труды МГК. Сб. 32. М., 2002
  • XVI – XX: Палестрина и... Денисов // Там же
  • Теория музыки времен Палестрины: о трактате Дж. Царлино «Установления гармонии» // Там же (в соавт. с Р. Поспеловой)
  • «Tonal oder atonal?» – о гармонии и формообразовании у Шёнберга // Арнольд Шёнберг: Вчера, сегодня, завтра. Науч. труды МГК. Сб. 38. М., 2002
  • Ступени и функции, или как правильно определять гармонию // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 1. Ростов н/Д., 2002
  • Циклы музыкальной истории // Циклы в истории, культуре, искусстве. М., 2002
  • Новые формы новейшей музыки // Оркестр. Сб. статей и материалов в честь И. А. Барсовой. Науч. труды МГК. М., 2002
  • «Ode to Napoleon Buonaparte»: serial? – or modal? – or tropal? – or newtonal? // Arnold Schoenberg in America. Bericht zum Symposium – Report of the Symposium, 2.–4. Mai 2001. Wien, 2002 (Journal of the Arnold Schoenberg Center 4/2002) (на нем. яз.)
  • Мусоргский как мастер музыкальной формы: «Картинки с выставки» // Музыкальная культура: XIX – XX. М., 2002
  • Обиходные лады и многоголосие // Христианская культура: прошлое и настоящее. М.: РАМ им. Гнесиных, 2003
  • О сущности музыки // SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения). М., 2003
  • Новый музыкальный инструмент: рояль // М. Е. Тараканов: Человек и Фоносфера. Воспоминания. Статьи. М.-СПб., 2003
  • Вклад Кейджа в музыкальное мышление ХХ века // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. Науч. труды МГК. Сб. 46. М., 2004
  • Проблемы греческой гармоники (Лекция по музыкально-теоретическим системам) // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2005
  • Философия гармоники Боэция (в соавт. с Р. Поспеловой) // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2005
  • К проблеме лада в русском теоретическом музыкознании // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2005
  • Справочник по гармонии для поступающих на историко-теоретический факультет Московской консерватории (в соавт. с А. Клишиным) // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2005
  • Аристоксен. Элементы гармоники (фрагмент) / Перевод и примечания Ю. Холопова // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. М., 2006
  • Стравинский и пути новаторства в музыке ХХ века // Cтравинский в контексте времени и места. Материалы научной конференции / Научные труды Московской консерватории. М., 2006
  • Статьи для справочных и энциклопедических изданий

Москва, 2015
Москва, 2012
Москва, 2011
Москва, 2011
Москва, 2009
Москва, 2008
Москва, 2008
Москва, 2007
Москва, 2006
Москва, 2006
Москва, 2006
Москва, 2005
Москва, 2004
Москва, 2003
Москва, 2003
Москва, 2001
Москва, 1998
Москва, 1996
Москва, 1993
Москва, 1988
Москва, 1984
Москва, 1981
Москва, 1974
Москва, 1967
Москва, 1961