Родилась в г. Москве. В 1976 г. окончила ДМШ № 1 им. С. С. Прокофьева, в 1980 г. – теоретико-композиторский факультет Академического музыкального училища при Московской консерватории, в 1985 г. – историко-теоретический факультет Московской консерватории.

Обучалась по специальности в классе Ю. Н. Холопова (дипломная работа «Бетховен и теория музыки XVIII – начала XIX в.»); изучала бетховенистику под руководством Н. Л. Фишмана; посещала факультатив по игре на органе (класс Б. А. Романова).

С 1987 г. работала в Государственном институте искусствознания (в настоящее время – ведущий научный сотрудник отдела классического искусства Запада). В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Бетховен и теория музыки XVIII – начала XIX в.».

Участник ряда международных конференций и конгрессов (Германия, Великобритания, Россия), член Российского общества по изучению XVIII века при Академии наук РФ.

Дисс.: «Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Самосознание эпохи и музыкальная практика» (1996).


Педагогическая деятельность:

С 1992 г. начала преподавать историю музыки в Московской консерватории и в Российской академии музыки им. Гнесиных (до 1998 г.).

С 2000 г. – доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории, с 2003 г. – профессор. Периодически преподавала также в Российском государственном гуманитарном университете (спецкурс «Музыкальная культура Италии»), в Академии музыки «Ино Миркович» в Ловране (Хорватия); читала спецкурсы на других факультетах Московской консерватории (Факультет повышения квалификации, аспирантура).

Под руководством Л. В. Кириллиной были написаны и защищены кандидатские диссертации Е. Ю. Матвеевой (ныне – доцент Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова), А. П. Груцыновой (преподаватель Московской консерватории), Е. И. Максимова (старший преподаватель Московской консерватории), Н. В. Остроумовой (сотрудник Научно-музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева Московской консерватории), Ю. Д. Кажарской (преподаватель Центральной музыкальной школы).

Среди выпускников дипломного класса – Е. Ю. Матвеева, Н. В. Остроумова, Ю. Д. Кажарская, А. П. Груцынова, А. В. Русакова (совместное руководство с Ю. Н. Холоповым), Т. Ю. Колтакова, Е. В. Петрикова, Н. Н. Хохлова, М. А. Бирюкова, О. Ю. Пузько, А. В. Андрушкевич (совместное руководство с Ю. Н. Холоповым), М. В. Одинцова.

Основные области научных интересов: музыка XVII – XVIII веков; венская классическая школа; жизнь и творчество Бетховена; история музыкальной эстетики; музыкальный театр.

Научные труды. Издания. Публикации:

Монографии

  • Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: МГК, 1996
  • Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Часть 2. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М.: Композитор, 2007
  • Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Часть 3. Поэтика и стилистика. М.: Композитор, 2007
  • Итальянская опера первой половины XX века. М.: ГИИ, 1996
  • Реформаторские оперы Глюка. М.: Классика–XXI, 2006
  • Бетховен. Жизнь и творчество: В 2-х томах. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. Том I. Том II

Учебные пособия

  • Оратории Г. Ф. Генделя: учебное пособие по истории зарубежной музыки для преподавателей и студентов музыкальных вузов. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2008

Переводы, вступительные очерки и комментарии

  • Письма Бетховена: 1817–1822. Сост., коммент., вступ. статья (совместно с Н. Л. Фишманом). М.: Музыка, 1986
  • XX век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 2 [Очерки о творчестве Л. Ноно и Л. Берио; переводы текстов]. М.: Музыка, 1995
  • Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. Перевод, вступ. статья, коммент. М.: Классика–XXI, 2001; 2-е дополненное изд. – 2007
  • В. А. Моцарт. Сонаты для фортепиано. Т. 1, 2. М Русское музыкальное издательство, 2006 [переводы предисловий В. Плата и В. Рима с комментариями]

Главы и разделы в учебниках и коллективных трудах

  • Анализы произведений Бетховена: Три сонаты ор. 2, Две сонаты ор. 49, Три квартета WoO 36 // Beethoven. Interpretationen seiner Werke. Hrsg. von A. Riethm;uuml;ller, C. Dahlhaus, A. L. Ringer. Bde I, II. Laaber, 1994
  • История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Книга 3: Искусство XIX века: Англия, Скандинавия, Восточная Европа. СПб: Дмитрий Буланин, 2004 (глава «Скандинавия. Музыка»)
  • История зарубежной музыки XX в. М.: Музыка, 2005 (глава «Италия»)
  • Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы. М.: Композитор, 2006 (раздел «Теория музыки классической эпохи»)
  • Из истории мировой органой культуры XVI – XX веков. М.: МГК, 2007 (Раздел «На рубеже XVIII – XIX веков. Эпоха венских классиков»)

Статьи в энциклопедиях, словарях и справочных изданиях

  • Большая российская энциклопедия («Бетховен»)
  • Католическая энциклопедия (ряд статей)
  • Православная энциклопедия («Австрия. Музыка»)
  • Исторический лексикон (ряд статей)

Статьи в периодических и продолжающихся изданиях, сборниках, альманахах, выходящих в России и за рубежом

  • около 100, в том числе в журналах «Музыкальная академия», «Старинная музыка», The Beethoven Journal (ранее – The Beethoven Newsletter), ежегоднике «Гётевские чтения», альманахе «Мир искусств», электронном музыкальном журнале «Израиль XXI»

Некоторые наиболее важные статьи

  • Сонатный цикл и сонатная форма в представлениях Бетховена // Музыкальный язык, жанр, стиль: Проблемы теории и истории: Сб. научных трудов. М.: МГК, 1987
  • Драматургический смысл гармонии в опере С. Прокофьева «Огненный ангел» // 70 лет советской музыки. Основные тенденции развития музыкальных жанров. Сб. научных трудов. М., 1988
  • Бог, царь, герой и оперная революция. К проблематике «Идоменея» // Советская музыка, 1991, № 12
  • Портрет Учителя // Laudamus. К шестидесятилетию Ю. Н. Холопова. М.: Композитор, 1992 i>Бетховен и «религия искусства» // Laudamus. М.: Композитор, 1992 (опубликовано также на болгарском языке: Бетховен и «религията на изкуството» // Българска музика, 1990, № 9/10)
  • [Современные российские бетховенисты] Recent Russian Beethoven Scholars // The Beethoven Newsletter, 1992, Vol. 7, № 1
  • Орфизм и опера // Музыкальная академия, 1992, № 4 i>Русалки и призраки в музыкальном театре XIX века // Музыкальная академия, 1995, № 1
  • Бетховен и Французская революция // Мир искусств. М., 1995
  • Драма – опера – роман // Музыкальная академия, 1997, № 3
  • Творческие искания Луиджи Ноно: политика и поэтика // Западное искусство. XX век. Современные искания и культурные традиции. М.: Наука, 1997
  • Бетховен ad libitum // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция. М., Прест, 1999
  • Драгоценная находка [Об обнаружении авторизованной рукописи Увертюры Бетховена ор. 124 в Библиотеке Московской консерватории] // Старинная музыка, 1999, № 1 (3)
  • «Эгмонт» Бетховена // Гётевские чтения 1999. М.: Наука, 1999
  • [Иоганн Себастьян Бах и музыкальная культура позднего Просвещения] ohann Sebastian Bach und die Musikkultur der späten Aufklärung // Europa in der Frühen Neuzeit. Festschrift für Günter Müuhlpfordt. Bd. 5. Aufklärung in Europa. Hrsg. von E. Donnert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 1999
  • [«Всеобщая теория изящных искусств» Иоганна Георга Зульцера и эстетические взгляды Людвига ван Бетховена] Johann Georg Sulzers «Ällgemeine Theorie der Schönen Künste» und Ludwig van Beethovens Ästhetische Anschauungen // Europa in der Frühen Neuzeit. Festschrift für Günter Mühlpfordt. Bd. 5. Aufklärung in Europa. Hrsg. von E. Donnert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 1999
  • Бетховен и Петер фон Винтер (о загадке 32 вариаций) // Старинная музыка, 2000, № 1 
  • Бетховен и Сальери // Старинная музыка, 2000, № 2
  • Загадки «Торжественной мессы» // Музыкальная академия. 2000, № 1
  • Пасынок истории [К 250-летию А. Сальери] // Музыкальная академия, 2000, № 3
  • Бетховен: неосуществленные замыслы 1820-х годов // Процессы музыкального творчества. Вып. 4. Ред.-сост. Е. В. Вязкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000
  • Русские переводы немецких трактатов XVIII в. // Русские и немцы в XVIII веке. Встреча культур. М.: Наука, 2000 (публикация на немецком языке: Russische Übersetzungen deutschen Musikschrifttums aus dem 18. Jahrhundert // Europa in der Frühen Nuezeit. Festschrift für Günter Müuhlpfordt. Bd. 3. Aufbruch zur Moderne. Hrsg. von E. Donnert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 1997)
  • Пустыни и миражи Эдгара Вареза // Западное искусство. XX век. Мастера и проблемы. М.: Наука, 2000
  • Идея развития в музыке XX века // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусство в XX веке. СПб: Дмитрий Буланин, 2001
  • К истории переписки Л. ван Бетховена и Н. Б. Голицына [статья]. Переписка Л. ван Бетховена и Н. Б. Голицына [первая полная комментированная публикация на русском языке] // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы международных конференций. Сост. И. В. Брежнева и Г. М. Малинина. Вып. 2. М.: МГК, 2002
  • Бетховен и Гомер // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Материалы научной конференции. М.: МГК, 2002
  • Барочная опера и театр XX века // Театр XX века. Закономерности развития. Отв. ред. А. В. Бартошевич. М: Индрик, 2003
  • Рыцарский эпос и поэтика барочной оперы // М. Е. Тараканов. Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. СПб: Алетейя, 2003
  • Музыка в поэзии М. В. Ломоносова // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: Материалы международной научной конференции. М.: МГК, 2003
  • Галантность и чувствительность в музыке XVIII века // Гётевские чтения 2003. М.: Наука, 2003
  • Глюк и музыкальное воплощение античности // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения). М.: МГК, 2003
  • Завещание Учителя [рецензия на: Ю. Н. Холопов Гармония. Практический курс. Часть 1. М., 2003; Гармония. Теоретический курс. Часть 2. М., 2003] // Музыкальная академия, 2004, № 1
  • Жизнеописание Альфреда Шнитке [рецензия на: В. Н. Холопова Композитор Альфред Шнитке. Челябинск, 2003] // Музыкальная академия, 2004, № 2
  • От «Леоноры» к «Фиделио» // Музыкальная академия, 2005, № 4
  • К истории «Русских» квартетов Бетховена // Вестник истории, литературы и искусства. Том II. Гл. ред. Г. М. Бонгард-Левин. М.: Знание, 2006
  • Музыкально-поэтический театр Джан-Франческо Малипьеро // Музыкальная академия 2006, № 2
  • Образ великого музыканта в изобразительном искусстве XVIII века // Классическое искусство от Древности до XX века. М.: Комкнига, 2007
  • «Гейлигенштадтское завещание» Бетховена как литературный памятник эпохи // Гётевские чтения 2004–2006. М.: Наука, 2007
  • Людвиг ван Бетховен: рукописные и ранние печатные источники в хранилищах Москвы и Санкт-Петербурга // Людвиг ван Бетховен: рукописные и ранние печатные источники в хранилищах Москвы и Санкт-Петербурга: каталог. М., Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008
  • Инструментальное, вокальное и вербальное в музыке классической эпохи // Слово и музыка. Вып. 2. Ред.-сост.: Е. И. Чигарева, Е. М. Царева, Д. Р. Петров. М., Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008
  • Философские, эстетические и исторические аспекты учения Ю. Н. Холопова // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения. М., 2008
  • Ю. Н. Холопов и музыка венских классиков // AD MUSICUM. К 75-летию Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания / Ред.-сост. В. Н. Холопова. М., 2008
  • О тембровой драматургии в «Героической симфонии» Бетховена // Оркестр без границ: Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова / Ред.-сост. И. А. Барсова, И. В. Вискова. М., 2009
  • Л. Ноно Фрагменты интервью (пер. Л. Кириллиной, О. Игнашевой) // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009
  • Л. Ноно К «Прометею» (пер. Л. Кириллиной) // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009

Стихи, проза и поэтические переводы Л. В. Кириллиной опубликованы в интернете на литературных порталах:

 

Публикации о Л. В. Кириллиной (рецензии)

  • Е. И. Чигарёва Рецензия на: Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Самосознание эпохи и музыкальная практика (М., 1996) // Старинная музыка, 1998, № 2, c. 27-28
  • Е. М. Царёва Рецензия на: Вспоминая Бетховена. Биографические заметки Ф. Вегелера и Ф. Риса (М., 2001) // Старинная музыка, 2002, № 2, с. 25
  • И. Сусидко, П. Луцкер Новое знакомство с кавалером Глюком. Рецензия на: Реформаторские оперы Глюка. М., 2006 // Музыкальная академия, 2007, № 3

 

Москва, 2016
Москва, 2013
Москва, 2011
Москва, 2011
Москва, 2011
Москва, 2010
Москва, 2010
Москва, 2010
Москва, 2009
Москва, 2009
Москва, 2009
Москва, 2009
Москва, 2009
Москва, 2008
Москва, 2006
Москва, 2006
Москва, 2003
Москва, 1996
Москва, 1996