Кафедра теории музыки

Кафедра теории музыки Московской консерватории была создана в конце 1930-х годов. За многие десятилетия на кафедре были разносторонне развиты идеи музыкально-теоретического образования, принадлежавшие С. И. Танееву, концепция историзма музыкальной теории и неразрывности ее связи с музыкально-художественной практикой. 

В разные годы кафедрой руководили известные музыковеды, профессора: В. А. Цуккерман (1936-1941), И. В. Способин (1943-1948), С. С. Скребков (1948-1967), С. С. Григорьев (1967-1975), Е. В. Назайкинский (1975 -1996). С 1996 года по настоящее время кафедру возглавляет проф. А. С. Соколов.

В составе кафедры 8 заслуженных деятелей искусств России, 14 профессоров, 14 докторов наук, 9 доцентов, 17 кандидатов наук.

Кафедра имеет три научных секции: гармонии и сольфеджио (руководитель — доц. М. И. Катунян),  инструментовки и чтения партитур (руководитель — проф. И. А. Барсова), полифонии и анализа музыкальных произведений (руководитель — проф. М. С. Скребкова-Филатова).

Курсы анализа музыкальных произведений (руководители  – проф. А. С. Соколов и проф. Т. С. Кюрегян, педагоги курсов – профессора Е. И. Чигарева, Р. Л. Поспелова, доценты О. В. Лосева, Т. Ю. Чернова, преп. О. В. Зубова) рассматривают феномен музыкального языка и музыкальной композиции в аспектах стилевого, жанрового и структурного методов анализа музыки в широком историческом диапазоне: от старинной музыки до музыки наших дней.

В области изучения и преподавания гармонии педагоги кафедры, во многом, развивают методические и научные традиции И. В. Способина, Ю. Н. Холопова, А. Н. Мясоедова и других профессоров, преподававших на кафедре в разные годы. Так, спецкурс гармонии у музыковедов продолжает следовать традициям, сложившимся в курсе Ю. Н. Холопова, где теоретическая проблематика была напрямую связана с историческим процессом развития музыкального искусства. Нововведения связаны как с углублением исторической перспективы (расширены разделы тем по гармонии эпох средневековья, Ars nova, Ренессанса), так и со сведением в теоретическую концепцию явлений, связанных с гармонией композиторов второй половины ХХ века.

Исследуются вопросы старинной и современной тональной и модальной гармонии (доц. М. И. Катунян, доц. Г. И. Лыжов, Е. А. Николаева), микрохроматики (проф. И. К. Кузнецов) и сонорных техниках.

Существенный вклад в разработку проблем гармонии как учебной дисциплины вносят также проф. М. В. Карасева, Т. С. Кюрегян, доц. И. В. Воронцова, доц. А. К. Санько, доц. Т. Ю. Чернова, преподаватели М. В. Воинова, Е. М. Двоскина, О. В. Зубова, Е. О. Дмитриева, М. В. Лопатин, Е. А. Сонкина.

Под руководством проф. Г.В. Григорьевой разработан и читается курс современной музыки  для музыковедов и композиторов, развивается направления, исследующие природу музыкального интертекста и постмодерна.

Курс полифонии опирается на систему В. В. Протопопова, соединяющую практическое освоение стилевых принципов полифонии с изучением ее исторических форм. Создаются крупные труды,  посвященные вопросам исторических форм полифонии (проф. Н.А. Симакова, доц. Н. Ю. Плотникова), а также  полифонии в музыкальном искусстве ХХ века (проф. И. К. Кузнецов, доц. Е. В. Иванова).

С разных сторон – исторической, структурной, функциональной – раскрывают феномен европейского оркестра такие предметы, как инструментоведение и инструментовка (проф. Ф. К. Караев, доц. И. В. Вискова, преп. Р. Г. Затикян), а также история оркестровых стилей. Воссоздан читавшийся в свое время проф. Ю. А. Фортунатовым, курс истории оркестровых стилей (проф. И. А. Барсова, доц. И. В. Вискова, доц. Г.И. Лыжов, преп. О. А. Бобрик, преп. Е. М. Двоскина). С погружением в мир оркестровой партитуры связаны курс чтения партитур и межкафедральный курс истории нотации (проф. И.А. Барсова, проф. Н.И. Тарасевич). В учебную программу по чтению партитур включен новый для этого предмета репертуарный корпус, связанный с клавирной нотацией XVII века, призванный на начальных этапах освоения партитуры освободить учащегося от стереотипов фортепианной нотации и приучить к свободному чтению нот в старинных ключах.

Ряд специалистов кафедры (профессора Т. С. Кюрегян, Ю. В. Москва, Р. Л. Поспелова, Н.И. Тарасевич,  доц. Г. И. Лыжов, преп. О. В. Зубова) занимается разработками в малоисследованных областях зарубежной медиевистики (григорианского хорала, старинных песенных средневековых и ренессансных жанров и форм, трактатов по теории музыки, древних стадий музыкальной нотации).

Под руководством доц. М.И. Каратыгиной активно развивается направление. изучающее музыкальные основы внеевропейских музыкальных культур.

Многие члены кафедры являются авторами утвержденных всероссийских методических программ по музыкально-теоретическим дисциплинам, а также занимаются редакторской и архивной деятельностью (в частности, публикуя материалы из архивов профессоров московской консерватории).

В области преподавания сольфеджио используется разносторонний подход к развитию музыкального слуха (проф. М. В. Карасева, доц. И. В. Воронцова, доц. Е. А. Николаева, доц. Н. Ю. Плотникова, доц. А. К. Санько, преп. Е. О. Дмитриева, О. В. Зубова, Е. А. Сонкина). Среди разработок: авторские курсы вокальной импровизации (доц. И. В. Воронцова), интенсивного интонационно-ритмического развития  слуха (Е. А. Сонкина) - у вокалистов, а также авторский курс по слуховому освоению музыки ХХ века и овладению психотехническими приемами на сольфеджио - у музыковедов и хоровых дирижеров (проф. М. В. Карасева).

Одним из направлений работы кафедры является подготовка студентов к будущей педагогической деятельности. Методический и практические курсы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в Секторе практики Московской консерватории (руководитель – доц. Л. Р. Джуманова) курируют ведущие специалисты-методисты в области музыкальной педагогики (проф. М. В. Карасева, М. С. Филатова, Е. И. Чигарева).

Члены кафедры активно сотрудничают с факультетом повышения квалификации консерватории, участвуют в межвузовских и международных научных конференциях, проводят семинары и мастер-классы во многих городах России и за рубежом.

7 профессоров кафедры участвуют в работе специализированного Совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций (доктора искусствоведения А. С. Соколов – председатель Совета, И. А. Барсова, Г. В. Григорьева, М. В. Карасева, В. В. Медушевский, Ю. В. Москва, М. С. Филатова – члены Совета).

Члены кафедры принимают активное участие в работе Общества теории музыки (ОТМ - http://otmroo.ru/): проф. А. С. Соколов (председатель ОТМ) и доц. О. В. Лосева входят в Совет ОТМ, проф. М.В. Карасева, является членом Научного комитета ОТМ, проф. Т. С. Кюрегян – член ревизионной комиссии ОТМ.